Влияние предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения старших дошкольников
|
В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы народного образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена – дошкольного воспитания. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен достаточный опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды в ДОУ. Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к построению предметно-развивающей среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной (Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова, Т.В. Антонова, В.И. Логинова, Т.Н. Доронова и др.), - отсюда возникает предположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности педагогического процесса.
Целью нашего исследования стало выявление воздействия предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения детей старшего дошкольного возраста и определение педагогических условий организации предметно-развивающей среды.
Работа проводилась на базе ДОУ № 90 Северного округа г. Москвы. Экспериментом было охвачено 14 детей старшего дошкольного возраста.
Для определения состояния предметно-развивающей среды в ДОУ был использован оценочный лист Н.Д. Епанчинцевой, разработанный на основе нормативно-правовых документов и методических рекомендаций В.Г. Алямовской, который состоит из трех разделов: материально-технические и медико-социальные условия, развивающая среда, обеспечивающая функциональный и эмоциональный комфорт, содержание развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие детей. По оценочному листу проводились самооценка и экспертная оценка состояния развивающей среды. В качестве экспертов выступали заведующий и старший воспитатель ДОУ. По самооценке предметно-развивающая среда получила 34,3 балла из 48 возможных, а по экспертным оценкам – 38,3 балла.
Уровень развития детей группы на начало учебного года выявлялся на основе диагностических методик Р.С. Немова (адаптированных методик А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина). Исследование показало, что очень низкий и очень высокий уровни развития внимания отсутствуют, низкий уровень развития внимания составил 35,7%, средний – 42,9%, высокий – 21,4%. Диагностика развития воображения показала, что очень высокий и высокий уровни развития воображения отсутствуют, очень низкий составил 14,2%, низкий – 28,6%, средний – 57,2%.
С учетом данных диагностики уровня развития внимания и воображения и на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой была спланирована педагогическая работа. При тематическом прохождении материала уделялось большое внимание организации среды по изучаемой теме, детям предоставлялся свободный выбор деятельности в мини-средах, предусматривалась совместная деятельность родителей с детьми. Была использована разнообразная деятельность, как продуктивная (изобразительная и конструктивная), ознакомление с художественной литературой, театрализованная, экспериментирование, игровая, и к каждому виду используемой деятельности заранее планировалась, а затем организовывалась соответствующая предметно-развивающая среда.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что произошли качественные изменения. Количество детей с низким уровнем внимания и воображения не представлены вообще. Количество детей со средним уровнем развития внимания и воображения незначительно уменьшилось (на 7-10%). Число детей, относящихся к высокому уровню развития внимания и воображения, возросло в 2 раза. Очень высокий уровень, так же как и на констатирующем этапе эксперимента, представлен не был.
Исследование показало, что предметно-развивающая среда может эффективно воздействовать на развитие ребенка-дошкольника.
Статьи
- Обучение чтению по методу Зайцева, как метод психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями внимания и поведения
Материалы Международной научно-практической конференции "Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева", , 9-11 марта 2006 г., под ред. к.пед.н. И.Н.Логиновой. – с. 119-121 - Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте
Вопросы психологии, 2003, №3. - Креативное развитие личности дошкольника и формирование внутренней позиции
- Развитие предметных движений у ребёнка-дошкольника
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995. С. 123. - Развитие метакогнитивных функций у старших дошкольников
Педагогика и психология XXI века. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 11 апреля 2000 г. - М, 2001