Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Подходы к характеристике продуктивного взаимодействия дошкольников старшего возраста на разных уровнях организации деятельности

Автор: Аверина И.Е. 
Версия для печати
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями в дошкольное учреждение и программа для работы с родителями "Школа для родителей"

В настоящее время в структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. В сегодняшней России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2003 г. их число приблизилось к 650 тыс. человек. При этом около 80 тыс. детей имеют нарушения физического статуса. По данным статистики еще 35-40 лет назад 70-80 % новорожденных были здоровыми, чуть более 4 % детей рождались с выраженной аномалией, а состояние остальных можно было назвать «пограничным». В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов на сегодняшний день более 85 % детей в России уже в момент рождения попадают в «зону риска». По оценкам экспертов, при сохранении наблюдаемой тенденции, к 2015 году в России доля здоровых детей среди новорожденных может сократиться до 15-20 %. А доля новорожденных, страдающих врожденными и приобретенными хроническими болезнями, - увеличиться до 20-25%. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.

Вопросы интеграции сегодня широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе, им посвящены различные научно-практические конференции. И эта конференция не исключение. С одной стороны, существующая система специального образования уже не рассматривается как единственно возможный вариант обучения детей с особыми потребностями, особенно в свете принятия и подписания Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов (2008г.). С другой, - процесс интегративного образования усугубляют ряд факторов: отсутствие экономического обеспечения; неготовность сложившейся системы образования отвечать индивидуальным потребностям каждого ребенка; наличие культурных стереотипов в отношении людей с инвалидностью, нетерпимость и интолерантность по отношению к ним; отсутствие у специалистов в образовательной системе знаний и мотивации к овладению индивидуально-ориентированным подходом в обучении и активное сопротивление системы специального образования. Безусловно, система специального образования в России очень сильна и развалить ее былобы непростительной ошибкой. Но развитие цивилизованного общества предполагает изменение условий образования в сторону уменьшения сегрегации. И искать новые формы для использования огромного багажа специальной педагогики – одна из ведущих задач в инклюзивном образовании. На сегодняшний день по всей России возникает множество прецедентов, когда родители детей с ОВЗ добиваются выполнения конституционных прав детей с ограниченными возможностями на жизнь в семье, посещения в шаговой доступности дошкольных и школьных учреждений. Следом встают немаловажные вопросы получение профессионального образования, доступа к информационным, рекреационным и жизненным ресурсам окружающей среды. В настоящее время можно наблюдать парадоксальную ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их реализации.

В целом, осуществляемая до настоящего времени государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. В силу своего комплексного, мультидисциплинарного характера проблема социальной интеграции детей с отклонениями в развитии является общим предметным полем различных наук, располагаясь на пересечении теоретической социологии, дефектологии, медицины, общей, специальной и социальной психологии, рискологии, социальной антропологии, социологии девиаций, социологии образования, социальной педагогики, социологии семьи. Однако, процесс инклюзивного (интегративного) образования в России развивается с каждым годом. Концепция модернизации современной системы образования базируется на признании права на развитие и самореализацию любого ребенка, независимо от его способностей. В разных федеральных округах и районах (в Москве в этом направлении продвинулся ЦАО) эти процессы продвигаются по разному: от стихийной дикой интеграции до осмысленного методически подкрепленного процесса инклюзии, с построением образовательной вертикали, ресурсных центров по развитию инклюзивного образования и (линейных связей между учреждениями). В связи с этим возникает множество проблем в современной педагогике и психологии.

Обращение к раннему возрасту как к первой ступени инклюзивного образования не случайно. С конца ХХ века в мировой психологии наблюдается рост интереса к исследованиям раннего развития человека. Ребенок раннего возраста в этих исследованиях рассматривается как активное, требующее взаимодействия с матерью и в процессе данного взаимодействия развивающееся существо. Дети не просто подвержены одностороннему влиянию со стороны взрослых, но уже с рождения организованы и участвуют в процессе собственного развития.

Существует множество исследований и работ, в которых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период, это истоки развития, закладка фундамента личности.

Многие трудности в эмоциональной сфере, поведении и социальной адаптации, возникающие у более взрослых детей, зачастую связаны с нарушениями ранних отношений и в первую очередь привязанности между ребенком и матерью. Исходя из ранних отношений матери и ребенка, ее условного или безусловного принятия, у ребенка формируется базовое доверие или недоверие к миру, надежная или ненадежная привязанность. Проведенные во многих странах исследования доказывают, что люди, имеющие проблемы с социальной адаптацией, не получили достаточного опыта принятия и любви в детстве. Есть также научные исследования связывающие психосоматические и некоторые психические расстройства с нарушением взаимодействия матери и младенца.

Большинство современных семей, имеющих маленьких детей, испытывают большие трудности. Появление в семье маленького ребенка помимо приятных хлопот и забот несет с собой ряд проблем, связанных с недостаточной осведомленностью родителей по вопросам развития ребенка, ухода и взаимодействия с ним. Изолированность матери, ограничение ее профессиональной деятельности и круга общения, замкнутый, однообразный образ жизни способствует появлению эмоционально неустойчивого поведения, нервных срывов и даже послеродовой депрессии. Это состояние накладывается на активную перестройку внутрисемейных отношений. Наиболее благоприятное время для начала процесса инклюзии именно ранний возраст.

Существуют определенные преимущества использования интегративной системы воспитания в раннем возрасте :

  • Каждого ребенка в интегративной среде принимают независимо от его нарушений. Для большинства семей это становится первым опытом позитивного отношения к своему ребенку, имеющему нарушения развития, помогает семье разрушить формирующийся стереотип инвалидизации. Это также уменьшает риск отказа от ребенка.
  • Общаясь с «обычными» детьми и их родителями, ребенок с особенностями развития лучше усваивает нормы и правила жизни в обществе, развивается «ближе к норме», чем в специализированных учреждениях. Это также поддерживает семью в ее желании воспитывать ребенка дома.
  • 3а счет вовлечения в проблемы семей имеющих детей с отклонениями в развитии большого количества «обычных» семей происходит заметное воздействие на общественное мнение. Включать детей с ОВЗ в систему школьного образования поздно. Толерантную среду необходимо готовить заранее.
  • Возможность получить квалифицированную помощь по возникающим вопросам, касающемуся здоровья ребенка, его воспитания, адаптации в обществе, дает родителям определенную уверенность и спокойствие. При этом то, что специалисты постоянно подчеркивают значение семейного воспитания, роль родителей, советуются с ними по всем вопросам развития и жизни ребенка, повышает самооценку и уровень компетентности семьи.
  • Создаются условия для общения родителей, взаимодействия семей. Это позволяет семье, воспитывающей особенного ребенка, преодолеть тенденцию к социальной изоляции, вызванную отличиями ребенка от сверстников.
  • В раннем возрасте, как правило, отставание в развитии не так выражено как в более старшем дошкольном и школьном возрастах, в связи с чем родителям легче принять особенности своего проблемного ребенка.
  • Формируется активная жизненная позиция у ребенка и семьи в целом.
  • Работа с детско-родительскими группами в раннем возрасте повышает адаптационные возможности детской психики. Адаптационный стресс испытываемый при вхождении в новую среду (в ДОУ) проходит значительно мягче у всех категорий детей.

Несмотря на постоянный интерес к проблеме интегрированного обучения, существуют определенные противоречия между объективной значимостью проблемы и отсутствием материальной, правовой и научно - методической базы, позволяющих успешно осуществлять процесс интеграции семей имеющих детей раннего возраста с ОВЗ, а также между потребностью в грамотном психолого-педагогическом сопровождении семей с детьми раннего возраста и ограниченной возможностью ее реализации при существующих условиях. Названные противоречия, разобщенность и отсутствие взаимосвязанной работы участников интеграционного процесса (медицинских работников, специалистов СРП, работающих с детьми с ОВЗ, специалистов ЦИПРов, работающих с нормативно развивающимися детьми) призванных решать задачи психолого-педагогического сопровождения семей, определяют актуальность проблемы создания модели службы сопровождения семей с детьми раннего возраста. Именно такая модель разработана и проходит апробацию в ЦППРиК «Тверской». Работа с детьми раннего возраста в Центре «Тверской» началась с 2003. На базе центра были созданы две адаптационные развивающие детско-родительские группы для детей раннего возраста «Я САМ», авторская программа Авериной И.Е. с опорой на Монтессори педагогику, теорию привязанности и нейропсихологический подход (развитие движений и обогащение сенсорной сферы). В рамках общей концепции Центра о развитии инклюзивного образования, группы раннего возраста также являлись интегративными. Так на первом году эти группы посещали 30 семей, то уже в следующем году групп стало 5 и посещали их – 112 семей. Неуклонно растет спрос на занятия в этих группах. На сегодняшний день групп 8 и количество семей находящихся на сопровождении около 150 в год. Работа интегративных детско-родительских групп вылилась в формирование в Центре подразделения сопровождения семей с детьми раннего возраста.

Служба сопровождения семей имеющих детей раннего возраста

Основные цели и задачи:

  • Создание условий для гармоничного личностного, психофизического и интеллектуального развития детей раннего возраста.
  • Формирование адекватных детско-родительских отношений.
  • Профилактика различных отклонений в развитии.
  • Подготовка детей к ДОУ.
  • Повышение родительской компетентности.
  • Раннее выявление и интеграция детей с проблемами в развитии.
  • Формирование толерантной среды для инклюзивных процессов в системе образования.

Основные формы и направления работы:

Группа «МАМАЛЫШ»

Программа «Мамалыш» подготовлена специально для мам и их малышей от 4 до 9 месяцев и призвана помочь лучше понять своих маленьких чад, обогатить свои знания по вопросам детско-родительских отношений, восполнить недостающие пробелы в области ухода за малышом и его развития. Также, на занятиях мамы и папы знакомятся с различными пестушковыми и другими развивающими играми и упражнениями, расширяют круг общения и находят ответы на другие волнующие семью вопросы.

Программа состоит из цикла занятий и включает в себя 12 встреч. Продолжительность одного занятия 2 часа.

Темы встреч:

  1. Психомоторное развитие ребенка первого года жизни. Обсуждение результатов тестирования детей по «KID» - шкале.
  2. Эмоциональное развитие ребенка первого года жизни. Ранние детско-родительские отношения. Демонстрация фильма «Ранние отношения и развитие ребенка».
  3. Осознание материнства, депрессия, ожидания и реальность. Значение грудного вскармливания.
  4. Питание: рекомендации по грудному вскармливанию, введению прикорма (встречу ведет врач-педиатр).
  5. Уклад в жизни семьи: режим дня, организация пространства в доме. Приучение к горшку и другим гигиеническим навыкам. Тренинговые упражнения.
  6. Семья: взаимоотношения с мужем, братьями и сестрами, с бабушками и другими близкими родственниками.
  7. Здоровье и иммунитет. Информация о центрах, больницах и т.п. (встречу ведет врач-педиатр). Анализ домашних видео материалов.
  8. Темперамент и характер. Дневник наблюдений.
  9. Детская агрессия: конструктивная и деструктивная, запреты и наказания (анкетирование). Тренинговые упражнения.
  10. Детские инфекционные заболевания и прививки (встречу ведет врач-педиатр).
  11. Интеллектуальное развитие ребенка. Ранние методики развития. Первые игрушки и игры: обсуждение взаимодействия между матерью и ребенком во время игры.
  12. Кризис первого года жизни. Заключительная встреча. Вопросы и ответы.

Адаптационные детско-родительские инклюзивные группы «Я САМ»

Группа это:

  • Дети в возрасте от 8 месяцев до 3 лет (до 4 лет дети с отклонениями в развитии), 70% условно нормативных детей, 30% детей с особенностями в развитии
  • Подготовленные близкие взрослые (мамы, папы) получающие уникальную возможность наблюдать за развитием собственного ребенка в групповой среде, видеть то, что его интересует, анализировать совместно с педагогом возникающие ситуации, консультироваться по актуальным вопросам развития и воспитания ребенка, «обмениваться» детьми во время занятия
  • Специально организованная сенсорно обогащенная «Монтессори» среда. Которая включает то, что интересно и доступно ребенку в этом возрасте, множество дидактических игрушек на развитие двигательных навыков, органов чувств, речи, навыков самостоятельности. Большое внимание уделяется развитию творческих и музыкальных способностей малыша, для чего предоставляется возможность работы с различными художественными и природными материалами и различными музыкальными инструментами.)
  • Команда педагогов группы (специалисты психологи, логопеды и дефектологи, прошедшие специальную подготовку, при необходимости консультации врачи: педиатр, невролог, кинезиотерапевт, детский психиатр)

Автор программы «Школа для родителей»: психолог, учитель-дефектолог Аверина И.Е.

Смотрите также:

Статьи Книги

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика