Агрессивные дети
|
Повышенная агрессивность — одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Агрессивность в общих чертах понимается ими как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.
Как выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей? Разумеется, сопоставив их с теми же характеристиками дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессии.
Дошкольная группа: проявления агрессивности
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают: все эти формы можно увидеть уже в группе детского сада. Остановим внимание читателя на их краткой характеристике.
Вербальная агрессия.
- Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).
- Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросенок», «Жора-обжора»); оскорбления («Жир-трест», «Урод», «Дебил»).
Физическая агрессия.
-
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы ее владельца).
-
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы — символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия — это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.).
Агрессивные формы поведения проявляются уже в детском саду
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («Толстуха», «Дурак», «Ябеда и нытик»). У некоторых проявляется физическая агрессия как в косвенной форме, так и в прямой.
Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Надо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременной диагностики явления, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно, каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Рассмотрев ситуации, мы сможем понять направленность агрессивного поведения, его причины и цели. А это уже может пролить свет на мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим:
-
желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
-
ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
-
стремление защититься и отомстить (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки следует яркая вспышка агрессии);
-
стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
-
стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
Как можно понять, большинство негативных проявлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов, отстаивания своего превосходства. Действия эти используются как средство достижения определенной цели. Ребенок максимально удовлетворяется, если желанная цель достигнута. Из этого вытекает вывод: в большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому. Не исключена, например, такая ситуация, когда мальчик толкает девочку в бассейн и смеется, видя ее слезы. Или другая картина: девочка прячет тапочки подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. У этих детей удовлетворение вызывает физическая боль, унижение сверстника, и агрессия при этом выступает как самоцель. О чем свидетельствует такое поведение? О склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
Склонность к агрессии: психологические особенности
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые из них склонны к значительно более враждебной агрессии, которая проявляется
-
в высокой частоте действий — в течение часа можно наблюдать не менее четырех актов, цель которых — причинить вред сверстнику, в то время как у других детей отмечается не более одного;
-
в преобладании физического насилия у большинства дошкольников чаще всего проявляется вербальная агрессия;
-
в действиях, в стремлении причинить сверстнику физическую боль или страдание.
Эти признаки дают нам возможность выделить группу повышенной агрессивности. Обычно от общего количества детей их число составляет 15—30 процентов. Попытаемся выяснить, чем определяется такое поведение? Почему в одинаковых ситуациях одни дети только причиняют боль и страдания сверстникам, а другие находят решения — миролюбивые и конструктивные? Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако неясно, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность. Сравнительный анализ данных показателей у дошкольников — агрессивных и неагрессивных — показывает: по большинству из них первые мало чем отличаются от вторых. Так уровень развития их интеллекта в среднем соответствует возрастной норме, а у некоторых даже превышает. У многих зафиксирован достаточно высокий социальный интеллект: они без труда решают трудные ситуации, представленные, например, на картинках или в рассказах. Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей, за исключением некоторых, в целом несколько ниже.
Принято считать, что агрессивных детей, как мы сказали выше, отличают неумение играть, неразвитость игровых навыков. Действительно, среди дошкольников можно насчитать достаточное число тех, кто не умеет играть, и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры. Но наблюдения показывают: некоторые из них могут организовать интересную игру. Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной. Еще одно мнение: агрессивных детей отличает неадекватная самооценка — завышенная или заниженная. Однако исследования показывают: средний уровень самооценки агрессивных детей незначительно отличает их от остальных.
Вместе с тем, несмотря на различия в средних показателях самооценки, выяснилось: у агрессивных детей расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников более существенны. Имея достаточно высокую самооценку, дети эти явно сомневаются в положительном отношении к себе со стороны сверстников. О чем свидетельствует этот факт? Агрессивные дети более остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность своих достоинств. Характерно, что переживания эти, как правило, не соответствуют реальности. По своему социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало чем отличаются от других — среди них есть и предпочитаемые, и отвергаемые, и даже лидеры. Следовательно, тяжелые переживания вызваны не действительным положением в группе, а субъективным восприятием отношения к себе. Ребенку кажется: его не ценят, не видят его достоинств.
Наиболее существенные различия между двумя группами выявляются в способе выхода из конфликтной ситуации и в отношении к сверстникам. В ходе решения конфликтных ситуаций, например изображенных на картинках (кто-то берет чужую игрушку, или разрушает постройку, или ломает игрушку), на вопрос: что бы ты сделал на месте обиженного? — практически все агрессивные дети отвечают: «Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и пр. В отличие от них остальные в большинстве случаев придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Показательный пример: интерпретируя сюжеты картинок, все агрессивные дети обычно приписывают изображенным персонажам враждебные намерения («Он нарочно сломал», «Украл», «Сейчас будет бить») в то время, как их товарищи видят в том же сюжете случайность («Сломал домик? Нужно починить», «Он поиграет и вернет», «Они договорятся и пойдут играть вместе»).
Еще более существенные различия проявляются в процессе реального взаимодействия. В ситуации совместной деятельности, когда двум или трем воспитанникам взрослый предлагает раскрасить картинки или собрать узоры мозаики, агрессивные дети проявляют меньший интерес к работе партнера, а если и проявляют внимание к успехам сверстника, то только отрицательное и с одной мотивацией: вырвать рисунок, попытаться ударить; не уступить свой предмет (карандаш или детали мозаики). Эти данные дают основание полагать, что главная отличительная черта агрессивных детей — их отношение к сверстнику. Другой ребенок для них — противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить. Отношение такое нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков. (Заметим: многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения, проявляя при этом незаурядную изобретательность, чтобы нанести ущерб сверстникам.) Можно полагать, оно отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.
Явная физическая агрессия
Агрессивный ребенок враждебные намерения и чувство пренебрежения обычно приписывает другому. Проявляется это
-
в представлении о своей недооцененности со стороны сверстников;
-
в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций;
-
в реальном взаимодействии детей, где они постоянно ждут нападения или «подвоха» со стороны партнера.
О чем это говорит? Главные проблемы агрессивных детей, причем неоднородные, лежат в сфере отношений со сверстниками. Обследуя их, мы выявили существенные индивидуальные различия как в поведении, так и в психологических характеристиках.
Детская агрессивность: индивидуальные варианты
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. Различаются они
-
внешним поведенческим проявлением (частота и степень жестокости действий);
-
психологическими характеристиками (уровень интеллекта, произвольность);
-
уровнем развития игровой деятельности;
-
социальным статусом в группе сверстников.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции — кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи; поведение направлено на получение эмоционального отклика. Как правило, активно стремятся к контактам со сверстниками, но, добившись внимания, успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Чаще всего дети используют физическую агрессию — прямую или косвенную — в ситуации привлечения внимания; и носит она непроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Враждебные действия быстро сменяются дружелюбием, а выпады против сверстника — готовностью сотрудничать. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. Со слов сверстников, они «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают: дети первой группы значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных)
-
низким уровнем интеллекта — как общего, так и социального;
-
неразвитой произвольностью;
-
низким уровнем игровой деятельности — не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других.
Приведенные данные позволяют предположить: в общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и в признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка — продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия — это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Любая деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью, стремлением занять лидирующие позиции, подчинить, подавить других. Вторая группа, в отличие от первой, не стремится привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, дети пользуются популярностью в группе, а некоторые выходят на положение «лидера». Среди форм поведения чаще всего проявляется прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях переживания и обиды сверстников игнорируются, ориентир исключительно на собственные желания. По результатам обследования дети эти обладают
-
высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
-
хорошо развитой произвольностью; организаторскими способностями, умением организовать игру;
-
достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;
-
высоким социальным статусом среди сверстников.
Дети этой группы знают нормы и правила поведения, но принимают их только на словах. Примечательно: оправдывая себя, обвиняют товарищей. Основная их цель — избежать негативной оценки взрослого («Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват»), так как оценка последнего, положительная, важна для самоутверждения. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; способ действий представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством для достижения цели. Так, выталкивая с игрушечной лошадки товарища, могут заявить: «Что же мне делать? Я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности можно назвать нормативно-инструментальным.
В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому — самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели — ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети третьей группы используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех актов составляет прямая физическая агрессия — действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену или толкнуть с лестницы и спокойно, с улыбкой наблюдать, как жертва кричит и плачет. Обычно для агрессивных действий выбираются одна-две постоянные жертвы — более слабые дети, неспособные ответить тем же. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых обычно следует ответ: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для детей этой группы особенно характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации рассматриваются как угроза и посягательство на свои права.
По результатам психологического обследования дети эти имеют
-
средние показатели интеллекта;
-
произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
-
низкий социальный статус в группе сверстников — их боятся, избегают;
-
уровень развития игры также находится на среднем уровне, однако ее содержание часто носит агрессивный характер — по ходу действия все дерутся, мучают или «убивают» друг друга.
Этот вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным.
Если читатель еще раз просмотрит характеристики выделенных групп, он обязательно увидит между ними различия как по форме проявления агрессивности, по мотивации поведения, так и по нарастанию мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) — от первой группы к третьей. Так, в первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. Во второй агрессивные действия более жесткие и устойчивые по форме. В третьей группе преобладает мотивация «бескорыстного» причинения вреда сверстникам (агрессия как самоцель). Проявляется она в наиболее жестоких формах насилия.
К какому выводу можно прийти? В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во втором — достижение своих практических целей, в третьем — подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет одно общее свойство — невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их. Доказательство тому — наши наблюдения, которые показали: все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь; реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Подобный тип отношения к сверстнику не связан ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребенка в группе. По-видимому, в основе такого отношения — фиксированность ребенка на себе, его внутренняя изоляция от других. В окружающем мире и в других людях он видит прежде всего себя и отношение к себе. Другие люди для него — это лишь жизненные обстоятельства, которые либо мешают, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому ему недоступны такие качества характера, как сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, такое мировосприятие и создает ощущение острого одиночества в мире, представляющемся враждебным и угрожающим, порождает все большее противостояние и отделенность от других. Степень восприятия враждебности может быть различной — нарастающей от первой группы к третьей. Но психологическая природа остается той же — внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть мир другого человека.
Однако не будем воспринимать изложенный материал в черном свете. В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Мы полагаем: приведенные выше примеры дают новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Направлены они на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия — убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других — малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности. Основная задача, которая падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивными детьми, — сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное — помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.
Полный текст также можно прочитать на сайте электронной библиотеки МГППУ - PSYCHLIB.RU.
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях
Статьи
- Психологические особенности агрессивных дошкольников
Вопросы психологии, 1996, № 3, с. 5-14.
- Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников
М.: Сфера , 2006. - 108 с. - Агрессивность детей и подростков
М.: Когито . - 181 с. - Агрессия
Спб.: Питер , 2001. — 352 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») - Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция
М.: Генезис , 2009. – 216 с. - Агрессия у детей и подростков
Спб.: Речь - 336 с. - Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция
Минск., 1996 - 192 с. - Детская агрессия
Спб.: Питер издание 1-е, 2004. - 224 с.
- Эмоциональная компетентность и целенаправленность поведения детей младшего школьного возраста с разными формами проявления агрессии
Спб.: Питер издание 1-е, 2004. - 224 с. - Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада
Спб.: Питер издание 1-е, 2004. - 224 с. - Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста
Спб.: Питер издание 1-е, 2004. - 224 с.