Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Венгер Леонид Абрамович
|
|
Выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена изучению психологических проблем в области восприятия, познавательных способностей, диагностики умственного развития.
Л.А. Венгер родился 26 мая 1925 года. Его юность совпала с трудными предвоенными и военными годами, которые тяжело отразились на его судьбе.
Научная биография Леонида Абрамовича началась еще в студенческие годы под руководством А.В. Запорожца. Большую часть всех научных работ А.В. Венгер выполнил в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, где с 1968 г. он возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста.
Л.А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка («Восприятие и обучение», 1969), послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей («Генезис сенсорных способностей», 1976) и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей («Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», 1973; «Воспитание сенсорной культуры ребенка», 1988) (три последние - под ред. Л. А. Венгера).
В конце 60-х гг. под руководством Л.А. Венгера началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Результаты этой работы, представленные в сборнике «Диагностика умственного развития дошкольников» (1978), явились принципиально новым словом в изучении этой проблемы. Эти исследования дали возможность уже в 80-е гг. перейти к созданию теории и практики развития познавательных способностей ребенка. Л.А. Венгер опирался на положение Л.С. Выготского об опосредованном характере высших психических функций. Им была выдвинута и подтверждена в лонгитюдных экспериментах оригинальная гипотеза о наглядном моделировании как основной форме опосредствования мыслительной деятельности ребенка-дошкольника. Результаты этой работы, отраженные в сборнике «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986), сделали возможным создание целостных программ умственного развития детей, развивающих игр и занятий («Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», 1989).
Теория развития способностей стала естественной основой для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном детстве, которой Л.А. Венгер занимался в последние годы жизни.
Леонид Абрамович был не только ученым-исследователем, но и создателем целой научной школы. В русле его идей выполнен ряд докторских диссертаций под его руководством защищено около 50 кандидатских.
Л.А. Венгер постоянно представлял достижения нашей науки за рубежом, был организатором и участником многих международных психологических конференций.
Обладая редким талантом оратора и лектора, Л.А. Венгер блестяще выступал с лекциями в нашей стране и за рубежом. В течение многих лет его с восторгом слушали студенты МПГУ им. В. И. Ленина, где он вырастил не одно поколение дошкольных работников.
Леонид Абрамович был не только выдающимся ученым, но и разносторонне одаренным человеком: писал замечательные стихи и сценарии, играл в спектаклях. Он был обаятельным и великодушным человеком, который щедро и бескорыстно отдавал богатства своей души людям.
Смерть Л.А. Венгера явилась тяжелой утратой не только для его близких, но и для многочисленных учеников и сотрудников, для всей психологической науки.
По материалам сайта http://www.voppsyl.ru
- Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика , 1976. - 256 с. . / Под редакцией Л.А. Венгера
- Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание , 1994. — 192 с. — (Серия: Готовимся к школе). — В библиографическом описании стоит третий автор Марцинковская Т. Д.третий автор Марцинковская Т. Д.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение ,1989.- 127 С
- Программа «Одаренный ребенок» М.: Новая школа , 1995. – 64 с.
- Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение , 1994.—96 с. 2-е изд
- Игра как вид деятельности Вопросы психологии, 1978, №3,Стр.163-165