Отчет о прошедшей второй всероссийской научно-практической конференции «Другое детство»

14.12.2009

ОТЧЕТ о проведении

Второй всероссийской научно-практической конференции «Другое детство»

25-27 ноября 2009 года

25-27 ноября 2009 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция “Другое детство”. Она проведена в ознаменование Года равных возможностей и является второй из цикла «Психология развития». Организаторами конференции выступили Департамент образования города Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Российский гуманитарный научный фонд.

Важность и актуальность темы конференции подтверждается участием в ней Уполномоченного представителя при Президенте РФ по правам ребенка, представителей Департамента образования города Москвы, Общественной палаты РФ, духовенства Русской православной церкви, зарубежных гостей.

Открылась конференция приветственным словом ректора Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцова.

На пленарном заседании выступили с докладами:

  • Т.Н. Гусева (заместитель руководителя Департамента образования города Москвы) “Управленческие проблемы организации процесса образования детей с ОВЗ на современном этапе”;
  • О.Н. Смолин (депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по образованию) “Социальная защита детей с инвалидностью: законодательство и правоприменительная практика”;
  • А.И. Головань (Уполномоченный при Президенте по правам ребенка) “Право на образование, его нарушение и защита”;
  • О.В. Зыков (член Общественной палаты РФ) “Ювенальная юстиция – правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних”;
  • В.С. Собкин (Институт социологии образования РАО) “Ребенок и современная социокультурная ситуация”;
  • О.И. Пальмов, Н.Л. Плешкова (Санкт-Петербургский государственный университет) “Профессиональная позиция специалистов и процесс раннего вмешательства”;
  • Протоиерей Владимир (Архипов) “Поддержка детей в трудных жизненных ситуациях”;
  • Л.В. Обухова (заведующая кафедрой возрастной психологии, МГППУ) “О шести принципах Докарской декларации “Образование для всех”.

Также на пленарном заседании был заслушан доклад Архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия. Завершилось пленарное заседание выступлением концертного хора “Глория” Детско-юношеского центра “Новая Корчева” г. Конаково.

В работе конференции приняли участие специалисты семи стран - Латвия, Украина, Германия, Польша, Болгария, США, Финляндия, Испания, представители более 200 организаций – от ВУЗов до детских садов и домов ребенка, благотворительных организаций и реабилитационных центров, более 700 ученых и практиков из разных регионов РФ, работающих в сфере образования, семейного воспитания, работников органов управления образования, социального обеспечения, творческой интеллигенции, представителей СМИ.

Было сделано 184 доклада (из них 142 пленарных и секционных, на телемосте и 42 постер-доклада).

Работу конференции освещали два телеканала – «ТВ-Закон» и «Доверие», газеты «Учительская газета-Москва», «Первое сентября», Православный образовательный журнал "Виноград", РИА «Новости».

Цели конференции - анализ актуальных проблем современного детства (обучение, воспитание, коррекция); привлечение внимания научного и образовательного сообщества к детям с особенностями психо-физического развития, детям-сиротам, безнадзорным детям, детям с высоким потенциалом развития; планирование дальнейших действий, направленных на совершенствование образования и воспитания детей с разными вариантами развития.

Задачи конференции:

  1. организовать широкое обсуждение проблем психического развития детей с особенностями развития в научном сообществе, а также среди практиков и руководителей в области образования, охраны здоровья ребенка, соблюдения прав детей;
  2. осуществить содержательный междисциплинарный анализ особенностей современного детства;
  3. обсудить вопросы профессиональной подготовки бакалавров, специалистов и магистров в области психологии развития для дифференцированной поддержки в образовании различных контингентов детей: одаренных детей, мотивированных детей, обычных детей, детей с задержкой в развитии, девиантных детей, детей-сирот, детей-инвалидов;
  4. в контексте этого обсуждения определить возможные пути решения актуальных проблем обучения, воспитания и развития современного ребенка.

Направления работы конференции:

  • анализ рисков развития ребенка в современном обществе;
  • анализ вариантов развития (от задержек в развитии до одаренности);
  • система психологической помощи детям и их семьям.

В рамках этих направлений была организована работа пленарных и секционных заседаний.

Таким образом, было проведено 11 секционных заседаний (четыре секции имели по два заседания), а именно:

  1. Нейробиология аномального развития
  2. Образовательная среда как ресурс развития ребёнка с особыми потребностями
  3. Одаренный ребёнок
  4. Помощь детям с особыми потребностями на ранних этапах онтогенеза: программы раннего вмешательства
  5. Проблемная семья: дети и родители
  6. Программы раннего вмешательства, основанные на теориях взаимодействия и привязанности матери и ребёнка
  7. Проектирование поддерживающей среды в комплексной реабилитации ребёнка с ОВЗ
  8. Психологическая реабилитация детей и подростков с комплексными нарушениями
  9. Психология сиротства
  10. Современная детская субкультура: игрушки, книжки, фильмы
  11. Трудное детство

Также все три дня работали постер-секции.

На конференции было организовано два круглых стола:

  • О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»
  • Инклюзивное образование на современном этапе.

Участникам круглых столов представилась возможность в диалоговом режиме обменяться накопленным опытом и получить ответы на интересующие их вопросы.

В рамках обмена опытом с иностранными коллегами на конференции были проведены следующие мероприятия:

  • с испанскими психологами Университета Сантьяго де Компостела был проведен Телемост «Другое детство: взгляд из Испании», на котором обсуждались вопросы инклюзивного образования, вопросы обучения и воспитания одаренных детей.

Первым на телемосте выступил Агустин Досиль Масейра с докладом «Программа инструментального обогащения и проблемы обучения». В своем сообщении он поделился опытом кафедры в поиске и апробации новых подходов к интеллектуальному развитию детей за последние 20 лет. Под его руководством разработана модель обучения под названием «Умные классы».

Роса Мария Ривас Торрес выступила с докладом «Нарушения и трудности развития в детско-юношеский период: новые тенденции». В своем докладе она осветила последние достижения в проводимой ею работе в рамках кафедры по изучению проблемы нарушений и трудностей развития в детско-юношеский период. Она раскрыла различия между понятиями "нарушение" и "трудности" (основные нарушения развития в детско-юношеский период и основные трудности развития в детско-юношеский период). Кроме того, коротко она рассказала о кафедре, ее структуре, профессорско-преподавательском составе.

С третьим докладом на тему «Другое детство и невыученные уроки» выступил Мануэль Деаньо. Он рассказал о своем опыте исследования в области когнитивного развития, в частности, отставания когнитивного развития, а также поделился опытом разработки и применения различных методик по улучшению возможностей когнитивного развития. Кроме того, он также коротко рассказал о структуре и деятельности своей кафедры.

С последним докладом выступила Кармен Помар Тохо на тему «Определение понятия «высокие способности», выявление и работа с одаренными». Она представила результаты исследования, связанные с темой одарённости и талантов, а также с эмоционально-аффективным развитием.

Российские специалисты проявили огромный интерес к испанскому опыту. В частности, проф. Ушаков Д.В. поинтересовался у испанских коллег проблемой средств диагностики одаренности детей, проф. Гуружапова В.А. заинтересовала программа инструментального обогащения; проф. Зарецкий В.С. спросил испанских коллег о применении шахматов в Испании в интеллектуальном развитии учащихся.

В рамках обмена опытом с иностранными коллегами на конференции были также проведены следующие мероприятия:

  • прочитан доклад Вольфганга Ауэра (Виттен, Германия) «Развитие основных способностей через совершенствование телесных чувств. Успехи (достижения) и убытки (дефициты)».
  • организован просмотр видео-фильмов: «Р.Фуерштайн – основатель Международного центра повышения потенциала обучения», «Эрика Ландау – автор книги “Одаренность требует мужества”» (авторы Л. Ф. Обухова, А. Береговенко).
  • были сделаны доклады коллегами из Германии, США, Финляндии, Болгарии, Польши, Украины.

Завершилась конференция актуальным выступлением интегрированной театральной студии “Круг”.

На конференции были проанализированы риски развития ребенка в современном обществе, норма и варианты развития от задержек до одаренности; представлены варианты психологической помощи детям и их семьям от системы раннего вмешательства до волонтерского движения; уделено большое внимание научно-практическим проблемам нейробиологии развития; образовательной среде как ресурсу развития ребёнка; проблемной семье; трудному детству; современной детской субкультуре (игрушкам, детским книгам, фильмам).

По итогам конференции была принята следующая резолюция.

Участники конференции отметили, что дети с психофизическими особенностями развития – самые незащищенные категории детей и им нужна всесторонняя поддержка, которая должна строиться с учетом мирового опыта, на основе глубокого анализа причин нарушений в психическом развитии, анализа рисков этого развития. Ребенку и его семье необходимо оказывать систематическую финансовую, психолого-педагогическую и медицинскую высокопрофессиональную помощь.

Участники конференции уверены, что каждый ребенок независимо от его особенностей (нарушения здоровья, поведения, социального происхождения и т.п.) имеет право на детство, на получение образовательных и всех необходимых для его психического и физического развития услуг. Высокую эффективность показала система раннего вмешательства, успешно применяемая в России на протяжении более 10 лет.

Серьезное обсуждение на конференции получили проблемы развития ребенка в современной семье. Современная семья нуждается в комплексном сопровождении и поддержке. Особое внимание было уделено семьям, принявшим на воспитание детей.

Проблемы, связанные с сохранением детской субкультуры, так же были подняты участниками конференции. Психологи могут и должны проводить экспертизу детских товаров, содействовать родителям в сознательном выборе товаров, развивающих детей.

Участники конференции отметили, что перспективной задачей, стоящей перед исследователями и практиками является поддержка одаренности и таланта на ранних этапах развития ребенка. В свете этого необходимо своевременное выявление неуспешных одаренных школьников, имеющих высокие способности и одновременно проявления диссинхронии развития. Все участники обсуждения этой проблемы признали необходимость применения комплексного психолого-педагогического подхода в работе с одаренными детьми с учетом их личностных особенностей.

Участники конференции уделили серьезное внимание проблемам детей, находящихся в неблагоприятной социальной ситуации развития, детям и подросткам, выбитым из социальной жизни. Открытие приютов и реабилитационных центров – необходимое, но недостаточное условие для возвращения таких детей на нормальный путь развития. На конференции были сформулированы принципы организации эффективно действующей реабилитационной среды.

Участники конференции в ходе пленарных и секционных заседаний, круглых столов пришли к единому мнению о том, что задача исследования и организации практического решения проблем современного другого (нетипичного) детства требует междисциплинарного подхода, который к настоящему времени все еще находится в процессе становления.

Участники Конференции «Другое детство», всесторонне обсудив обозначенные выше проблемы, считают необходимым обратиться со следующими предложениями.

В адрес Департамента образования города Москвы:

  1. Принять результаты исследования «Проведение исследования и обмен опытом по теме «Современные дети. Какие они?», проведенного специалистами МГППУ. На основе полученных результатов разработать Концепцию психологического сопровождения детей с особенностями в развитии.
  2. Создать междисциплинарную группу (с участием психологов, медиков, социологов) при Департаменте образования города Москвы по разработке системы мониторинга современного особого детства в мегаполисе (на примере Москвы).
  3. Междисциплинарной группе разработать:
    • основные цели и задачи мониторинга детского развития в разных возрастах в современной социокультурной ситуации;
    • критерии и процедуру проведения мониторинга, включая распределение функций между специалистами разного профиля;
    • механизмы использования результатов мониторинга.
  4. Одобрить разработанный в МГППУ Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
  5. Разработать и включить в учебный план образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (включая повышение квалификации) курсов, разделов, освещающих вопросы специального, интегрированного и инклюзивного образования. Продолжить разработку системы методических рекомендаций для различных специалистов служб сопровождения инклюзивного образования и непосредственно инклюзивных образовательных учреждений для различных звеньев инклюзивной образовательной вертикали. Содействовать разработке нормативно-правовой базы по образованию детей с особенностями в развитии (детей-инвалидов).
  6. Содействовать конструктивному сотрудничеству специалистов по инклюзивному образованию с общественными организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, тесного взаимодействия с родительскими ассоциациями на условиях позитивного партнерства.
  7. Учитывая современные тенденции изменения контингента воспитанников детских домов (смещение в сторону увеличения численности детей подросткового возраста), усилить государственную поддержку научно-практических разработок по социально-психологическому сопровождению образования подростков-сирот. Рассмотреть вопрос об увеличении штатного расписания детских домов, коррекционных школ и т.п. за счет увеличения количества ставок воспитателей, психологов, социальных работников, педагогов дополнительного образования для улучшения оказания адресной помощи детям.
  8. Признать значимость культурологически ориентированной социально-творческой реабилитации детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования. Начать разработку положения о подразделении социально-творческой реабилитации детей и молодежи, для чего создать рабочую группу из сотрудников созданной в МГППУ научно-практической лаборатории проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содействовать созданию Центра интегративного дополнительного образования в структуре МГППУ.
  9. Признать необходимость применения комплексного психолого-педагогического подхода в работе с одаренными детьми разных возрастных групп.

Все материалы конференции размещены на сайте http://conf.childpsy.ru/2009/

Председатель Программного комитета,

Доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии МГППУ

Л.Ф.Обухова

И.А.Корепанова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ