Отчет о публичной лекции Л.Ф. Обуховой «Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка»
Научный лекторий МГППУ
Тематическое направление: «Современные подходы в психологии развития и основные аспекты психологической помощи детям на разных этапах их жизни»
Лекция «Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка»
Лекцию прочла Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ.
Лекция началась с рассмотрения идей предшественников социо-когнитивного подхода в современной психологии– Дж. Г. Мида и Л. С. Выготского, которые говорили о роли социального взаимодействия в формировании мышления ребенка.
Вопрос о взаимосвязи когнитивного развития и социального взаимодействия интересовал многих исследователей, в частности поднимался в работах Ж. Пиаже. Лектор представила основные положения его теории развития мышления, которые до сих пор не утратили свою актуальность.
В лекции отмечалось, что постановка проблемы причинности способствовала возникновению двух подходов к пониманию интеллекта: конструктивистского и интеракционистского.
Разработчики конструктивистского подхода (Б. Инельдер, Э. Синклер и М. Бове) говорили о конфликте схем действия, который приводит к возникновению новой умственной структуры.
С точки зрения интеракционистского подхода (А.-Н.Перре-Клермон, В.Дуаз и др.) главную роль в постепенном структурировании мышления играют процессы социального взаимодействия. Разработчики этого направления ввели в современную психологию понятие «социокогнитивный конфликт», раскрываемое как противоречие разных центраций (точек зрения), которое препятствует решению познавательной задачи. Решение этого конфликта выступает причиной прогресса познавательного развития.
Затем лектор рассказала о преемниках этого подхода, в частности, израильском психологе Б. Шварце – авторе специальной программы Kishurim, которая направлена на совершенствование процесса школьного обучения и способствует развитию аргументации и диалогического мышления у учащихся.
В заключение лекции были показаны видеофильмы с участием израильских и швейцарских психологов Р.Фейерштейна, Э.Ландау, Б.Шварца, А.-Н.Перре-Клермон.
- Презентация публичной лекции (2597.54 Кб) Публичная лекция Обуховой Л.Ф. «Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка», 24.03.2010, МГППУ.
- Видеоверсия лекции
Научный лекторий по современным проблемам психологии!
В Московском городском психолого-педагогическом университете открыт научный лекторий по современным проблемам психологии, работа которого проходит в форме проведения публичных лекций и практико-ориентированных семинаров.
Участники лектория имеют возможность не только познакомиться с новыми исследованиями в различных областях психологической науки и практики, современными психологическими методами и технологиями, но и обменяться здесь опытом профессиональной деятельности.
Публичные лекции проходят по средам в МГППУ
Даты проведения: 11 ноября 2009 г – 26 мая 2010 г
Календарь публичных лекций: Скачать календарь (Adobe PDF - 104.12 Кб)
Сборник аннотаций научных лекций: Скачать сборник (Adobe PDF - 656.98 Кб)
Начало лекций: 18:15. Аудитория: 311.
Адрес: 127051, г.Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.
Организатор лекций
Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ
тел.: +7 (495) 623-06-95
e-mail: competence@mgppu.ru
Координатор лекций: Мария Сафронова
Вход по предварительной регистрации! Форма регистрации на сайте МГППУ
Информационная поддержка:
Детская психология для специалистов
|
|
|