Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста

Версия для печати

27 – 29 сентября 2010, Россия, Москва

Информация Фото/Видео

В соответствии с резолюцией 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО столица Российской Федерации Москва в сентябре 2010 г. станет местом проведения первой всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста.

В рамках конференции государства-члены ЮНЕСКО определят, насколько мир продвинулся к достижению первой цели глобальной программы «Образование для всех» и скоординируют свою политику по данной тематике до 2015 г.

Ожидается, что на Конференцию прибудут более 1000 участников из стран-участниц ЮНЕСКО, представители международных организаций, ученые, педагоги, воспитатели, руководители ведомств социальных программ. Участников и гостей всемирного форума вместе с москвичами будут встречать представители российских регионов.

Создание богатства наций - Концептуальный документ конференции (.pdf)

Подготовка международного форума в Москве ведется под патронатом Президента России Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, находится в центре внимания Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и правительства города.

Свой выбор в пользу Москвы ЮНЕСКО обусловила тем, что «Российская Федерация, и особенно правительство Москвы, всегда уделяли особое внимание и инвестировали средства в развитие дошкольного образования и воспитания детей. В Москве сложилась устойчивая традиция обеспечения всеобъемлющего дошкольного образования и воспитания через систему государственных учреждений, которые специализируются на предоставлении услуг детям и семьям. В настоящее время особое внимание обращается на укрепление существующей системы дошкольного образования, эффективно внедряются его альтернативные и гибкие формы, организуется повышение квалификации персонала дошкольных учреждений и продвигаются инновационные педагогические программы. Все это делает Москву подходящим местом для проведения международной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста».

Проведение в Москве Года ребенка в 2007 году дало мощный толчок развитию в городе детского дошкольного образования и воспитания, в том числе детей младшего возраста, позволило развернуть целый ряд уникальных программ в этой сфере, создать основу для формирования и реализации совместного с ЮНЕСКО пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы», выстраивающего конструкции «детских садов будущего», и подготовки Всемирной конференции. Была научно выстроена технология взаимодействия дошкольных учреждений и родителей, создана Родительская академия, разработана уникальная модель единого воспитательно-образовательного пространства ребенка в семье и в дошкольном учреждении.

Из имеющихся в Москве дошкольных образовательных учреждений сегодня каждое девятое является активным участником совместного пилотного проекта с ЮНЕСКО по дошкольному образованию и воспитанию детей младшего возраста, а к 2011 году его участником станет уже каждое второе московское дошкольное учреждение.

Москва, в которой сегодня действует 2007 дошкольных образовательных учреждений, 125 центров игровой психолого-педагогической поддержки ребенка, 48 служб ранней помощи, 73 лекотеки, 894 группы кратковременного пребывания детей и ежегодно вводится по 100 детских садов-новостроек, готова открыто и бескорыстно делиться своим опытом и в свою очередь внедрять у себя все лучшие достижения и практики коллег из других городов, стран и регионов с тем, чтобы эффективно содействовать достижению цели № 1 глобальной программы «Образование для всех», в качестве которой признана задача развития и совершенствования воспитания и образования детей младшего возраста.

Интервью РИА Новости Председателя Исполнительного совета ЮНЕСКО и Постоянного представителя России при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой

- Элеонора Валентиновна, почему Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста проходит именно в России? читать интервью

Работа Конференции будет организована в виде тематических семинаров и пленарных заседаний, на которых будут подводиться итоги обсуждений по темам и направлениям. Запланировано также проведение Министерского круглого стола, параллельных сессий и региональных семинаров. Это позволит рассмотреть весь круг вопросов, стоящих сегодня в повестке дня развития дошкольного образования и воспитания детей младшего возраста как важнейшей отправной точки образования для всех в течение всей жизни.

Для участников Всемирной конференции будет организована широкая ознакомительная программа, в ее рамках они будут иметь возможность получить представление о Москве, как о крупнейшем мировом образовательном, культурном, научном и цивилизационном центре, посетить дошкольные учреждения и созданные на их базе ресурсные центры, побывать в знаменитых московских театрах и музеях, повстречаться с коллегами и наметить с ними ориентиры дальнейшего сотрудничества.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова откроет конференцию в присутствии Мэра Москвы Юрия Лужкова. На открытии будут также присутствовать министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко - ведущий конференции, Элеонора Митрофанова, председатель Исполкома ЮНЕСКО, а также заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Чан Танг.

«Дети – это наш самый ценный ресурс, - заявила Ирина Бокова в послании по случаю открытия конференции в Москве. - Давайте воспользуемся возможностью, предоставляемой этой конференцией, чтобы вновь подтвердить и усилить нашу приверженность обеспечению здорового и счастливого начала жизни всех детей. То, чем мы наделим малышей, обогатит каждого из нас». читать послание

Среди основных выступающих на конференции следует отметить Джеффри Сакса (Jeffrey Sachs). В формате телемоста он изложит взгляд на образование и защиту малолетних детей с точки зрения вопросов инвестиций и продуктивности. Жак Шонкофф (Jack Shonkoff), профессор-педиатр Школы медицины Гарвардского университета, возглавляющий Национальный научный совет по развитию ребенка в США, со своей стороны, остановится на исследованиях мозга и вопросах развития ребенка. На конференции также выступит Дени Фаур, вице-президент республики Сейшелы.

Понятие «дети младшего возраста» теоретически соответствует возрасту до 8 лет. Это самый важный период в развитии мозга: именно в этом возрасте закладываются основы для последующего обучения. В то же время это период крайней ранимости маленьких детей. Это особенно заметно в развивающихся странах, где ребенок в 40% случаев рискует оказаться в условиях крайней нищеты, и где каждый год 10,5 миллионов детей младше 5 лет умирают от вполне излечимых болезней.

Развитие и улучшение условий защиты и образования маленьких детей является одной из шести целей программы «Образование для всех» (ОДВ), принятых странами-членами ЮНЕСКО в 2000 году. Московская конференция подведет итог достигнутым результатам и определит средства для достижения этой цели для всех государств. На конференции также будут изучены механизмы, позволяющие зафиксировать цели, к которым следует стремиться, этапы их достижения, преодолеть препятствия путем задействования всех служб в целях развития воспитания и образования детей младшего возраста и оценить достигнутый в этой области прогресс.

Обсуждения будут сконцентрированы на следующих темах: разработка политики, стоимость и финансирование; социальное исключение и маргинальность; отслеживание и эвалюация. Будут также представлены результаты некоторых исследований, проводимых в разных странах, что позволит акцентировать внимание на наиболее эффективных программах в разных частях света.

На конференции будет принят «Московский план действий», в котором будет зафиксирован план работы в этой области. Конференцию закроет премьер-министр Объединенных Арабских Эмиратов шейх Мохаммед бен Рашид аль-Мактум.

Задачи и цели Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста (ВКВОДМ):

  • подтверждение ВОДМ как одного из прав детей и как основы развития;
  • oценка прогресса, достигнутого государствами-членами в достижении цели 1 ОДВ;
  • выявление препятствий на пути реализации цели справедливого расширения доступа к качественным услугам ВОДМ;
  • установление в более конкретной форме ориентиров и задач в отношении цели 1 ОДВ в перспективе 2015 г. и на более поздний срок;
  • определение ключевых компонентов, которые должны помочь государствам-членам достичь поставленных целей;
  • содействие глобальному обмену наилучшей практикой.

Предусматриваются следующие конкретные задачи:

  • повышение глобальной информированности общественности и уровня диалога по вопросам политики в отношении ВОДМ как одного из основных прав человека и его актуальности для индивидуального и национального развития и процветания;
  • обмен соответствующим опытом наилучшей практики;
  • обсуждение прогресса в достижении цели 1 ОДВ; выявление препятствий, сдерживающих продвижение вперед; согласование набора ориентиров и задач в отношении цели 1, на которые государства-члены должны опираться в своей работе и создание механизма мониторинга этих ориентиров и задач;
  • обсуждение крайне необходимых документов, призванных служить ориентиром для расширения справедливого предоставления качественных и всеобъемлющих услуг ВОДМ, в частности в отношении политических, стратегических, институциональных, финансовых и имплементационных рамок;
  • рассмотрение программных и оперативных элементов эффективных услуг ВОДМ, таких как концептуальные и программные рамки комплексного развития ребенка; важные аспекты компетентности педагогов, воспитателей и других профессиональных (полупрофессиональных) работников ВОДМ; элементы обеспечения качества услуг, в том числе анализа и оценки воздействия;
  • выявление областей, в которых государства-члены, субрегионы и регионы нуждаются в создании потенциала, а также обсуждение конкретных путей содействия в создании такого потенциала.

Среди VIP- гостей конференции:

Абдулай Вад, Президент Сенегала
Мехрибан Алиева, первая леди Азербайджана
Принц Таляль Бин Абдул Азиз Аль Сауд, Саудовская Аравия
Коитиро Мацуура, бывший Генеральный директор ЮНЕСКО
Йорданка Фандыкова, мэр Софии, Болгария
Энтони Лейк, Исполнительный директор ЮНИСЕФ
Хелен Кларк, Генеральный администратор ПРООН
Раджика Кумарасвами, специальный представитель ООН по правам детей и вооруженным конфликтам
Маргарет Чан, Генеральный директор ВОЗ
Жозетт Ширан, Исполнительный директор МПП
Хуан Сомавия, Генеральный директор МОТ
Антонио Гуттереш, Верховный комиссар ООН по делам беженцев

Некоторые из основных событий конференции:

Детский гала-концерт
Прием, организованный мэром Москвы, г-ном Юрием Лужковым
Посещение показательных детских садов в Московском районе
Круглый стол спонсоров

В программу конференции (скачать программу – .pdf на 6-ти языках) входят основные и специальные мероприятия, проводимые представителями ВУЗов и других организаций стран-участников. Одним из организаторов специальных мероприятий (Special Events) является Московский Городской Психолого-Педагогический Университет (МГППУ). 12 представителей МГППУ выступят со своими докладами на конференции:

Рубцов Виталий Владимирович (доктор психологических наук, профессор, ректор МГППУ, директор ПИРАО) – Special Events
Марголис Аркадий Аронович (кандидат психологических наук, профессор, первый проректор МГППУ) – Special Events
Юдина Елена Георгиевна (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор МГППУ) – выступит в основной программе с докладом "ECCE quality in terms of content".
Егорова Марина Алексеевна (кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета "Психология образования" МГППУ) – Special Events
Авдеева Наталья Николаевна (кандидат психологических наук, профессор МГППУ) – Special Events
Зиновьева Марина Владимировна ( кандидат психологических наук, доцент МГППУ) – Special Events
Филиппова Елена Валентиновна (кандидат психологических наук, профессор МГППУ) – Special Events
Обухова Людмила Филипповна (доктор психологических наук, профессор МГППУ) – Special Events
Логинова Галина Павловна (кандидат психологических наук, профессор МГППУ) – Special Events
Салмина Нина Гавриловна (доктор психологических наук, профессор МГУ и МГППУ) – Special Events
Смирнова Елена Олеговна (доктор психологических наук, профессор МГППУ) – Special Events
Бурлакова Ирина Анатольевна (кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной психологии и педагогики факультета «Психология образования» МГППУ) – Special Events

Специальные мероприятия

Специальные мероприятия — это платформы для обмена информацией, опытом и передовыми наработками в сфере воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ), организуемые в дополнение к предусмотренным официальной программой Конференции сессиям. Эти часовые мероприятия проводятся в помощь в достижении основных целей Конференции и позволяют осветить одну или несколько из ее ключевых тем. Всего предусмотрено 15 специальных мероприятий, подготовленных различными организациями.

18:30-19:30, вторник, 28 сентября 2010 г.

  • Развитие в раннем детстве и ВОДМ: перспектива Выготского
  • Показатели соблюдения прав детей младшего возраста: правовой подход к развитию детей младшего возраста
  • Дамасская декларация по ВОДМ в арабских странах: путь вперед
  • Профессиональная подготовка преподавателей и работников ВОДМ
  • Дошкольное образование в поликультурном мире
  • Обмен знаниями между поколениями и грамотность в семье: новые возможности ВОДМ в Африке
  • Повышение стандартов ВОДМ с помощью креативных, насыщенных и жизнеспособных программ для детей младшего возраста
  • Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании

13:00-14:00, среда, 29 сентября 2010 г.

  • Инициативы по обеспечению качества дошкольного образования в шести российских регионах (обзор политики Всемирного банка/ЮНЕСКО)
  • Способны ли глобальные и региональные сети способствовать достижению политических и практических целей программы воспитания образования детей младшего возраста?
  • Роль специального образования в условиях нищеты и маргинализации: эффективный, рентабельный и устойчивый подход
  • К успехам в школе готовы: методики качественного преподавания для расширения инклюзивных и инновационных программ ВОДМ
  • Сотрудничество с родителями в ВОДМ
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей в ВОДМ
  • Создание возможностей дошкольного образования для детей, затронутых и инфицированных ВИЧ

Анонсы некоторых мероприятий приуроченных к конференции ЮНЕСКО:

Пресс-конференция "Московское образование: от младенчества до школы"

В среду, 22 сентября, в 15.00 в Российском агентстве международной информации РИА Новости состоится пресс-конференция на тему: "Московское образование: от младенчества до школы".
Мероприятие проводится накануне Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая впервые пройдет в Москве 27-29 сентября.
Участники: первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила ШВЕЦОВА; руководитель департамента образования города Москвы Ольга ЛАРИОНОВА; директор дивизиона базового образования ЮНЕСКО, секретарь ВК ВОДМ Манцеца МАРОПЕ.

Аккредитация: 645-65-24, 645-64-72, 637-50-19.
Пресс-конференция состоится по адресу: Зубовский бульвар, дом 4 (метро "Парк культуры"), 6 этаж, зал пресс-центра РАМИ РИА Новости.

Международный семинар "Проблема современной игрушки: исследования и экспертиза"

27 - 28 сентября, в Московском городском психолого-педагогическиом университете (МГППУ) состоится Международный семинар на тему: "Проблема современной игрушки: исследования и экспертиза»". Программа международного семинара

Мероприятие приурочено к Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая впервые пройдет в Москве 27-29 сентября.

Зарубежные участники: Михаэль Брандль, г.Мюнхен (Германия)Член Правления общественной организации экспертизы игрушек «Spiel gut» (Ульм, Германия)
Руководитель педагогического отдела AtemReich GmbH; Этьен Рош, г. Ульм (Германия) Член правления общественной организации экспертизы игрушек «Spiel gut» (Ульм, Германия), эксперт Vermögen und Bau, Ульм; Кристер Свенссон, г.Стокгольм (Швеция) профессор,Директор международной организации SITREC, руководитель организации «Play Design»,( Стокгольм, Швеция); Андерс Нельссон, г.Хальмшад (Швеция) Доктор педагогических наук, Университет Хальмштад, (Хальмштад, Швеция)

Участники из России: Смирнова Елена Олеговна д.пс.наук, профессор, руководитель московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (Москва), Соколова Мария Владимировна к.пс.н., доцент, методист Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (Москва), Абдулаева Елена Александровна – педагог-психолого высшей категории, лауреат премии «Гранты Москвы», методист Центра экспертизы игр и игрушек (Москва), Собкин Владимир Самуилович д.пс. н. , профессор, академик, директор Института социологии обазования РАО (Москва, Россия)

Семинар состоится по адресу: Москва, ул. Сретенка, д. 29, метро Сухаревская (схема проезда).

Специальные выпуски периодических изданий


Ко Всемирной конференции ЮНЕСКО приурочен выпуск специального тематического номера научного журнала «Психологическая наука и образование», №3, 2010.

Тема номера: Современное дошкольное образование.
Полнотексты статей спецвыпуска опубликованы на www.psyjornals.ru в открытом доступе. 


ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ

В Москве завершила работу первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, которая проводилась с 27 по 29 сентября 2010 года. Конференция явилась знаковым событием в сфере образовательной стратегии мирового сообщества в достижении цели глобальной программы «Образование для всех».

Столица Российской Федерации стала местом проведения конференции в соответствии с резолюцией 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Конференция со статусом официального международного конгресса проводилась в рамках соглашения, подписанного между ЮНЕСКО и властями РФ.

Участниками конференции были представители и делегации стран Европы и Северной Америки, арабских государств Азии, стран Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, а также стран азиатско-тихоокеанского региона. В работе конференции принимали участие делегации стран постсоветского пространства и более 200 участников от Российской стороны. На конференции широко были представлены и международные организации, в том числе Всемирный банк, Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, Международная организация труда, Всемирная продовольственная программа ООН, Африканский Союз и другие.

На церемонии открытия был обозначен план развития политики в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, направленной на создание благоприятных стартовых возможностей в области развития и обучения для всех детей, в том числе из неблагополучной среды и социально незащищенных слоев общества.

Конференция начала свою работу в понедельник, 27 сентября 2010 г.

На пленарном заседании прозвучали приветственные речи:

Г-жи Ирины Боковой, Генерального директора ЮНЕСКО

Г-жи Элеоноры Митрофановой, педседателя Исполнительного совета ЮНЕСКО

Г-на Юрия Лужкова, мэра города Москвы. Юрий Лужков представил участникам конфреренции программу развитимя дошкольного образования в Москве.

Видео-обращение Юрия Лужкова | © 3 Канал / Новости

Е.П. г-жи Мехрибан Алиевой, первой леди Азербайджана

Прозвучало приветствие участникам конференции от первой леди РФ, С.В. Медведевой. Приветствие представила Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Г-жа Людмила Швецова.

Президентом первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста был избран министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он отметил, что вопросы дошкольного образования вошли во все стратегические программы развития России и сфера дошкольного образования признана как сфера наиболее результативных инвестиций. Андрей Фурсенко передал приветстветственное обращение участникам конференции от премьер-министра РФ, В.В. Путина.
Видео-обращение Андрея Фурсенко | © РИА Новости/Аврора

В заключении пленарного заседания прозвучала приветственная речь Е.П. г-на Дэнни Фора, вице-президента Сейшельских Островов.

В приветствии Ирина Бокова говорила о своевременности проведения конференции:

- «Еще на прошлой неделе более 140 глав государств и правительств собрались в Нью-Йорке для того, чтобы вновь объявить о своей приверженности целям в области развития, сформулированным в Декларации тысячелетия, и определить стратегии их достижения к намеченному сроку в 2015 г. Они выразили убежденность в том, что эти цели могут быть достигнуты благодаря более активной коллективной деятельности, ее эффективному проведению и, конечно, проявлению политической воли.

Основная идея ЮНЕСКО для этого Саммита, которую я неоднократно повторяла на протяжении этой недели, заключается в том, что образование имеет важнейшее значение для достижения каждой из целей в области развития, начиная с сокращения масштабов крайней нищеты и борьбы с голодом и кончая улучшением здоровья матери и ребенка, профилактикой заболеваний и обеспечением устойчивости окружающей среды. Это является наилучшей гарантией от нищеты.

Нет лучшего момента для ориентации развития в нужном направлении, чем впервые годы жизни ребенка.

Обеспечение всеобщего начального образования является одной из целей в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия, но всем нам хорошо известно, что шансы ребенка в жизни зачастую определяются еще задолго до первого дня учебы в школе.

Когда дети приходят в начальную школу, если это происходит, то они находятся в неравных условиях.

Приведу лишь одну цифру: почти девять миллионов детей ежегодно умирают, не достигнув пятилетнего возраста, причем в двух из трех случаев непосредственной причиной смерти является недоедание. Один из трех детей младше этого возраста страдает от умеренной или серьезной задержки в росте.

Воспитание и образование детей младшего возраста обладает огромным потенциалом для решения этой насущной проблемы. Начиная со Всемирной конференции по образованию для всех в Джомтьене в 1990 г. и кончая Всемирным форумом по образованию в Дакаре в 2000 г., ЮНЕСКО постоянно пропагандировала расширенное и всеобъемлющее видение обучения. За последний год мы организовали всемирные конференции по вопросам инклюзивности, распространения грамотности и образования взрослых, образования в интересах устойчивого развития и высшего образования в целях дополнительного поощрения этого комплексного видения обучения на протяжении всей жизни. Мы также называем его целостным или всеобъемлющим подходом. Это просто отражает наше мнение о том, что обучение укрепляет потенциал человека на протяжении всей его жизни, начиная с самых ранних лет и кончая взрослым возрастом».

Обращение Ирины Боковой .pdf

Председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО, госпожа Элеонора Митрофанова говорила о том, что мы являемся свидетелями знакового события в истории движения за интересы самых молодых людей. Это является поводом для оценки достижений, извлечения уроков из предыдущих усилий и опыта, проведения широкого обмена мнениями по такой насущной проблематике.

- « ...Этот международный форум позволит, на мой взгляд, более тщательно проанализировать и оценить сохраняющиеся разрывы и проблемы в различных странах мира.

В связи с отсутствием возможности обучения в раннем возрасте, в начальной школе дети испытывают трудности в учебе и адаптации, у них отмечается плохая успеваемость.

Многие из них выбывают из школьной системы, поэтому младший возраст - это период больших возможностей и если эти возможности не будут реализованы, то это повлечет за собой далеко последствия. в связи с этим нам необходимо приложить все усилия. чтобы выполнить те обязательства, которые мировое сообщество приняло на себя в отношении детей младшего возраста»...

В рамках конференции проходили пленарные заседания и рабочие семинары, сессии и круглые столы. В ходе них обсуждались актуальные вопросы и последние научные исследования в таких областях как совершенствование воспитания и образования детей младшего возраста, развитие интеллектуального потенциала детей младшего возраста, роль государства и общества в создании благоприятных условий для развития дошкольников.

Обзор некоторых мероприятий, проведенных в рамках конференции

Секция: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ И ЗАЩИТЫ В СИСТЕМЕ ВОДМ  | 12:00-13:00 28 сентября 2010 г.

Разнообразие уровней и видов законов и подзаконных актов о защите, поддержке и регулировании воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ)

Обзор Доклада Г‑жи Сайсури Чатукил (член Комитета Организации Объединенных Наций по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ).

Свой доклад Г‑жа Сайсури Чатукил начала с анализа законодательной базы:

- «Большинство наших стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. За нарушение конвенции грозит привлечение к суду. Наиболее важный закон - закон об образовании…»

Г‑жа Сайсури Чатукил говорила о том, что некоторые правительства уделяют мало внимания определенным слоям населения - представителям этнических групп, цыганам, индейцам.

- «По всей видимости, правительства таких стран испытывают недостаточное финансирование…»

- « В нашей стране правительство финансирует и предоставляет услуги по специальным программа ухода за грудными детьми, сопровождения беременных женщин. Действует запрет на использование конкретных видов детского питания. Действуют образовательные стандарты, другие нормативы, которые рассматриваются как инструменты для обучения и развития детей».

«Везде должны быть приняты к действию следующие дисциплинарные нормы:

  • не использование генно-модифицированных продуктов,
  • защита детей в зонах бедствий и зонах вооруженных конфликтов,
  • об эксплуатации детского труда.»

В резюме доклада прозвучало:

- «Необходимо:

1. Создание местной правовой базы (с учетом двух конвенций)

2. Создание национальных, местных механизмов правового регулирования

3. Меры направленные на развитие ребенка и обучение.

4. ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др., в соответствии с гражданскими и др. общественными нормами должны развивать положения, тесно связанные с двумя конвенциями…»

Обеспечение интеграции и защиты в системе ВОДМ в Латинской Америке

Обзор Доклада  г-на Алехандро Акоста (региональный директор, Международный центр по вопросам образования и развития людских ресурсов (СИНДЕ) 

г-н Алехандро Акоста рассказал о результатах изменения законодательной базы в отношении детей дошкольного возраста и об изменениях, произошедших в общественном сознании людей, живущих в Бразии. В конституции страны гарантированы права ребенка на образование и дошкольное обучение - является обязательной ступенью общего образования.

- «Министерство образования несет ответственность за детей младшего возраста, за детство ребенка. Мы в Бразилии смогли это осознать путем мобилизации общества. Мы уделили внимание заботам о детях, средства массовой информации (СМИ) помогли нам донести информацию до общественного сознания; мы организовали семинары, лекции, задействовали специалистов. Ребенок-Субъект Права.

Прежде дети у нас делились на 2 категории:

  • белокожие, в основном благополучные и обеспеченные
  • чернокожие, по отношению к которым даже не применялось слово «ребенок», их называли –несовершеннолетние.

Мы стали смотреть на ребенка, как на Субъект Права. Нам это позволило выделить специальные средства на развитие детства. Был разработан национальный план и в рамках реализации этого плана, мы смогли принимать участие в жизни детей.

После 20 лет диктатуры в Бразилии, мы смогли изменить ситуацию, построить новое видение. Организовали комиссию, которая в течение двух лет проводила мониторинг

-Общество семья, государство должны гарантировать права ребенка на образование, здравоохранение.

- Ребенок – член общества, он имеет права, как и любой гражданин!

Это новшество в нашей конституции. Права ребенка - являются приоритетными!»

Созданы специализированные правозащитные структуры, которые занимаются защитой прав ребенка, в них входят адвокаты, педагоги и др.; 50% из них – это члены гражданского общества, 50% - политики.

Есть фонд детей и подростков. В законе об образовании прописано, что дошкольное образование является ступенью общего образования. Перескочить эту ступень нельзя, она имеет такой же вес, как начальное и среднее образование. Также создали фонд развития и поддержки базового образования, в который вливается 80% налоговых сумм, 10 % выделяет сюда - же федеральное управление. Часть денег идет на оплату труда учителей. Так как в конституции гарантированы права ребенка на образование, то теперь правительство не может говорить. Что денег нет.

Вопросы:

Дошкольное образование остается в руках частных предпринимателей. Государство должно играть главную роль, дошкольное образование должно быть, в большей мере, в руках государства.

Частный пример: случай в Австрии: компания, которая держала дошкольные учреждения обанкротилась и стало не ясно, что делать в сложившейся ситуации.

Как можно сравнить международные рамки и национальные рамки. Что имеет большее влияние?

Секция: ЕВРОПА И СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА  | 14:00-15:00 28 сентября 2010 г.

Доклад по Европе и Северной Америке является одним из пяти региональных обзоров, проводящихся в рамках конференции:

Насчитывающий более 10 миллионов человек, народ рома является одним из крупнейших этнических меньшинств в Европе. Несмотря на усилия, предпринимаемые в регионе по расширению и улучшению качества образования детей рома, по меньшей мере 50 процентов из них не могут завершить начальное образование.

Эти данные приводятся в Региональном докладе о воспитании и образовании детей младшего возраста в Европе и Северной Америке, который обсуждаться на первой Всемирной конференции по этой проблеме. Согласно докладу, «среди всех европейских популяций, цыгане подвергаются наибольшему риску оказаться за чертой бедности, быть недостаточно образованными и не иметь работы». В нем отмечалось, что европейские и национальные опросы общественного мнения показывают, что многие европейцы негативно относятся к цыганам, и это отношение зачастую основано на многовековых стереотипах и предрассудках.

"Для того, чтобы устранить изоляцию и продолжающиеся лишения, которым подвергаются рома, - говорилось в докладе, - правительства должны разработать политику в области финансов, социального обеспечения и трудоустройства, направленные на снижение уровня бедности семей и создание детям младшего возраста достойных условий вступления в жизнь".

ЮНЕСКО и Совет Европы завершает разработку принципов для руководителей стран в деле обеспечения права на базовое образование для детей рома, с особым акцентом на улучшение их доступа к учреждениям дошкольного воспитания и последующего качественного обучения в начальной школе. Эти принципы, озаглавленные «Доступ детей цыган и странствующего населения к учреждениям воспитания детей младшего возраста», как ожидается, окажут существенную помощь тому, чтобы право детей народа рома и других странствующих народов на качественное и полноценное воспитание в младшем возрасте превратилось в реальность, что будет служить гарантией их дальнейшего беспрепятственного перехода в систему начальной школы.

ЮНЕСКО также является одним из участников Международной целевой группы по вопросам образования цыган (ITFER). Ее миссия заключается в разработке и обеспечении тесной координации международных инициатив в области образования для рома, синти и цыган (дошкольное воспитание и образование, школьное образование, внешкольное образование, профессиональная подготовка, образования для взрослых...). Группа проведет свое первое заседание в Страсбурге (Франция) с 28 по 29 октября 2010.

Обзор Доклада  д-ра Джона Беннет (старший консультант по вопросам ВОДМ, Франция)

Выступающий с региональным докладом д-р Джон Беннет отмечал, что большая часть сельского населения стран СНГ и Центральной Европы в школу приходят неподготовленными.

- « Масштаб бедности очевиден, 80 % домовладений, где по душевое потребление - менее 4 $ на душу населения. В Европе бедность цыган – неприемлема, а уровень занятости взрослого населения, в частности мужчин - менее 30 %.»

Он также отметил, что в США принят важный закон, касающийся защиты прав детей-инвалидов. Говорил об общественной системе обучения, которая выступает единственным гарантом для обездоленных детей.

- « Важнейший элемент в области дошкольного образования – обучение детей из неблагополучных семей».

Некоторые из докладчиков приносили свои извенения за политические и законодательные решения, принятые в их стране. Г-н Чарльз Брюнер (исполнительный директор, Центр ребенка и планирования семьи, США; занимал должность сенатора штата Айова), в часности, извинился, что США до сих пор не ратифицировали хартию о правах человека. В его докладе прозвучала концепция преемственности профессиональной и государственной позиций.

- «Я совмещаю исследовательскую позицию ученого и позицию государственного деятеля».

Региональный доклад по воспитанию и образованию детей младшего возраста - Европа и Северная Америка .pdf


В дополнение к предусмотренным официальной программой Конференции сессиям, проходили специальные мероприятия (Special Events — платформы для обмена информацией, опытом и передовыми наработками в сфере воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ), проводимые представителями ВУЗов и других организаций стран-участников. Одним из организаторов специальных мероприятий (Special Events) являлся Московский Городской Психолого-Педагогический Университет (МГППУ).

Эти часовые мероприятия проводились в помощь в достижении основных целей Конференции и позволили осветить некоторые ключевые темы. Всего было проведено порядка 15 специальных мероприятий, подготовленных различными организациями.

Обзор некоторых Special Events, проводенных МГППУ в рамках конференции.

Профессиональная подготовка преподавателей и работников ВОДМ | 18:30-19:30 28 сентября 2010 года

 

Организаторы:

Пентти Хаккарайнен, Университетский консорциум г. Каяни, Финляндия

Аркадий Марголис, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация

Модератор: Аркадий Марголис, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация

Докладчики

Татьяна Кузмишина, ассоциированный профессор кафедры дошкольного образования и психологии, МГППУ, Российская Федерация
Пентти Хаккарайнен, профессор Университетского консорциума г. Каяни, Финляндия
Ирина Бурлакова, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии МГППУ, Российская Федерация
Милда Бредиките, администратор Университетского консорциума г. Каяни, Финляндия

Обзор заседания

В начале заседания прозвучало  вступительное слово профессора Аркадия Марголиса, который говорил о качестве воспитания и образования детей младшего возраста, преимущественно определяющееся профессиональной компетентностью персонала, занятого в сфере ВОДМ. Поэтому профессиональная подготовка работающих с дошкольниками преподавателей и воспитателей приобретает особую актуальность и значимость.

В рамках данного специального мероприятия рассматривалось текущее положение дел, тенденции и перспективы развития профессиональной подготовки преподавателей и воспитателей для дошкольников; освещались современные отечественные стандарты профессионального обучения в сфере ВОДМ; приводились примеры программ магистратуры и аспирантуры в области подготовки преподавателей и воспитателей для дошкольников; обсуждалась способность преподавателей и воспитателей использовать нарративный подход к обучению и развитию ребенка.

Профессор Ирина Бурлакова говорила о том, что Московский психолого-педагогический университет заслуженно получил право разработать стандарты отечественного дошкольного образования, а также констатировала начало обучения в рамках первой Международной Магистерской программы в Университете.

Г-жа Милда Бредиките поделилась опытом своей двухлетней работы с коллегами по магистерской программе в Финляндии и высоко оценила результаты сотрудничества с российскими коллегами: - "В результате нашего сотрудничества, мы приблизились к представлению в идеале о том, каким же должен быть специалист по дошкольному возрасту...".

Докладчики презентовала магистерскую программу, разработанную совместно российскими и зарубежными учеными.

Дошкольное детство – это жизненно важный этап в развитии человеческой личности. Огромный потенциал этого возраста может быть реализован только путем организации соответствующего дошкольного образования. Будущее наций, регионов и стран во многом зависит от целей глобальной программы «Образование для всех». Естественным условием качества образования является высокий профессионализм специалистов, способных создать оптимальную для развития ребенка среду. Существует потребность создания программ, направленных на развитие инклюзивного образования детей, которое отсутствует во многих подходах профессиональной подготовки преподавателей.

Данные современных альтернативных педагогических подходов (”tools of mind”/Bodrova&Leong/, ”narrative learning”/Bruner/, ”playworld”/Lindqvist/, ”play-based learning 4-8 years”/van Oers/). Во всех использованы идеи Л.С. Выготского!

Развивающая игра – наиболее эффективная обучающая деятельность в дошкольном возрасте.
Игра = обучению

Цели программы:

  • Применение культурно-исторической концепции для развитияи детей.
  • Профессиональное овладение педагогическими методиками, способствующими развитию детей, совместная организация обучающей среды.
  • Развитие у всех обучающихся по этой программе научного и практического мышления.
  • Равные возможности для всех семей и детей, в зависимости от их потребностей.
  • Развитие идеи педагогической креативности.

Основные характеристики педагогических подходов

  • Ориентация на студента
  • Обучение, направленное на практическую деятельность в конкретной педагогической реальности (освоение теоретических понятий должно идти от практических проблем к теоретическим концепциям.)
  • Все этапы обучения интегрируют педагогическую практику, исследовательскую и теоретическую работу.
  • Индивидуальный и совместный анализ видеоматериалов практической работы – естественная часть обучения.
  • Студенты должны организовывать развивающую среду, фиксировать и анализировать качественные изменения в развитии детей.

Период обучения

  • Программа рассчитана на 2 года. В каждый семестр включает очные занятия в течение одной недели, 1-2 он-лайн дискуссии, самостоятельное чтение, индивидуальная практическая работа по выбранной тематике и выполнение письменных работ.
  • Критерии оценки работы и требования к выпускнику определяются на национальном уровне и на основе национальных правил.
  • Минимальное требование состоит в том, чтобы все студенты получили степень, соответствующую степени бакалавра. Рекомендуется, как минимум двухлетний опыт работы по специальности. Программа преподается на английском языке.

Прозвучали вопросы к докладчикам от американских коллег, с просьбой рассказать более детально о тех результатах. которые ожидаются по результатам программы, в частности в вопросах, касающихся разности культур восточной, западной и т.д., а также религиозной.

 - "Я являюсь исследователем - практиком и знаю, что такую работу трудно организовать. Поэтому мы подключаем студентов к активной деятельности, чтобы они могли внести свои идеи, показать свою работу. Мы руководствуемся принципами понимания."

Аркадий Марголис, в своем комментарии, рассказал об огромных иммиграционных потоках, которые существуют в Москве и стране, в целом. Необходимы четкие рецепты. Нужно вооружить специалистов методологией, чтобы они могли "творить в своей классной комнате", смогли организовать среду для полноценного, благоприятного развития ребенка.

Резолюция секции:

Развитие ребенка зависит от системы обучения и воспитания, которая существует в стране. Качество этой системы в значительной степени определяется не конкретными обучающими программами, их формой и содержанием, а профессиональной подготовкой воспитателей, которые эти программы реализуют.

Подготовка современного воспитателя, который сможет создать среду, благоприятную для полноценного развития ребенка, должна включать глубокую психологическую подготовку и быть направлена на развитие у педагога способности взаимодействовать с детьми, организовывать игру в соответствии с современными представлениями о ведущей деятельности, использовать игрушку в образовательной работе с дошкольниками.

Важно, чтобы программа подготовки современного воспитателя строилась на модульном принципе. В каждом модуле целесообразно объединять теоретическую, практическую и исследовательскую подготовку. Именно такой подход позволит подготовить воспитателя-исследователя, креативного, способного к рефлексии практики и работе с разнообразием.

Программу «Развивающее образование дошкольников» можно рассматривать как основу для проектирования национальных программ подготовки педагогов дошкольного образования в других странах.

В период до созыва очередной конференции ЮНЕСКО про проблемам ВДОМ целесообразно осуществить подготовку и провести национальную (или региональную) конференцию, посвященную проблемам разработки программ подготовки воспитателей для работы с дошкольниками. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей в ВОДМ | 13:00-14:00 29 сентября 2010 г.

Организаторы: Московский городской психолого-педагогический университет, Российская Федерация, и Ереванский государственный университет, Армения

Модераторы:

Людмила Обухова, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Российская Федерация.
Светлана Арутюнян, профессор, заведующая кафедрой психологии личности Ереванского государственного университета, Армения.

Докладчики:

Галина Логинова, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, Российская Федерация.
Нина Салмина, профессор Московского государственного университета, Российская Федерация.
Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Российская Федерация.

Обзор заседания

В рамках проводимого специального мероприятия был представлен ряд развивающих уроков для детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и центры психолого-педагогической реабилитации, обсуждались насущные вопросы психолого-педагогической поддержки детей с «атипичным» развитием и существующие психологические средства педагогического воздействия, которые могут использоваться при работе с такими детьми. Участникам демонстрировался фильм «Из опыта реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии», который послужил основой для дальнейшего обсуждения.


Модератор специального мероприятия, профессор, д.пс.н., Людмила Филлиповна Обухова обратилась к собравшимся со словами приветствия

СлушатьСлушать аудио-запись

- «Я имею честь открыть Special Events и поприветствовать глубокоуважаемых коллег и участников этого мероприятия. Я хотела бы поблагодарить вас за внимание к проблематике психолого-педагогического сопровождения развития детей на ранних этапах онтогенеза».

Людмила Филлиповна представила специалистов, принимающих участие в работе секции:

- «…В обсуждении этой проблематики принимают участие:

  • д.пс.н., профессор Ереванского университета, модератор этого мероприятия, Светлана Арутюнян;
  • выдающийся специалист в области психодиагностики в нашем городе и в нашей стране Галина Павловна Логинова;
  • известный в нашей стране психолог, проф. Московского университета и университета Московского городского психолого-педагогического, автор программ воспитания и обучения, развития детей дошкольного возраста, которые реализуются в современных детских садах, и пользуются большим интересом со стороны специалистов, Нина Гавриловна Салмина;
  • Наталья Борисовна Шумакова, которая работает с одаренными детьми, у нее много публикаций по работе с одаренными детьми и в Москве работает школа, организованная, созданная Натальей Борисовной.

Когда мы будем говорить о ребенке, мы будем говорить не об абстрактном ребенке, а о ребенке, о детях, у которых разные варианты развития ‑ от развития осложненного органическими нарушениями СНС до одаренного ребенка. Когда мы сегодня будем говорить о развитии детей мы будем ориентироваться не на хронологический или паспортный возраст, а на психологический возраст, поэтому в фильме, который мы с вами увидим, будут дети, которые по своему психологическому возрасту относятся к ранним этапам онтогенеза, к детству. Здесь будет рассказываться о детях раннего возраста, дошкольного возраста и начале обучения ребенка в школе. Я еще раз хочу подчеркнуть, что для того, чтобы работать с детьми с разными вариантами развития, мы должны готовить специалистов...»

Работа секции состояла из трех частей. Аудитории был продемонстрирован видеофильм о работе выпускников и профессоров Московского психолого-педагогического университета с детьми в различных центрах и садах города Москвы.

Фрагмент фильма  - посвящен работе с одаренными детьми

Людмила Филлиповна рассказала о научных конференциях, посвященных психологии развития. В частности, университетом была организована конференция, которая называлась «Ребенок в современном обществе» и проходила в 2007 году; конференция, посвященная атипичному ребенку, под названием  «Другое Детство», проходившая в 2009 году; ‑ рассказала о планах проведения в 2011 году обширной, всероссийской конференции под названием «На пороге взросления», с участием международных специалистов. Конференция будет посвящена подростку. Людмила Филлиповна, также выразила надежду, что в 2013 году (конференции проходят с периодичностью в 2 года) будет организована конференция для специалистов, которые сегодня приехали на конгресс Юнеско.

- «…Я предполагаю, что эта конференция будет называться «У истоков развития» и посвящена она будет как раз ранним этапам онтогенеза. И, конечно, я пользуюсь случаем чтобы пригласить специалистов из разных стран, которые входят в ЮНЕСКО, также принять участие в нашей конференции. ...»

Модератор специального мероприятия, профессор, д.пс.н., Светлана Арутюнян рассказала о том, как работают с детьми на ее родине, в Армении.

СлушатьСлушать аудиозапись

Далее российские ученые рассказали о работе в дошкольных учреждениях с детьм, имеющими разные варианты развития.

Наталья Шумакова, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, Российская Федерация рассказала о своем опыте работы с одаренными детьми.

СлушатьСлушать аудиозапись

Нина Салмина, профессор Московского государственного университета, рассказала о своем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о программах, которые она разрабатывает. 

СлушатьСлушать аудиозапись


Галина Логинова, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, в своем выступлении конснулась некоторых аспектов психодиагностического сопровождения детей с нетипичными формами развития

СлушатьСлушать аудиозапись

 -  «Я, как психодиагност,  в своем выступлении коснусь некоторых вопросов психодиагностического сопровождения детей с нетипичными формами развития. В большей степени мой опыт основан на психологической консультации, уществующей у нас в МГППУ.

Возрастание количества детей с минимальными и парциальными отклонениями, увеличение количества леворуких детей или с признаками левшества заставляют психологом и педагогов прибегать к мультидисциплинарным подходам.

Молодые современные практические психологи заняты поиском новых форм работы с использованием инновационных подходов, основанных на принципах эклектичности, командности, терапевтичности. Это создает надежду на появление многообразных методов поддержки для детей с нетипичным развитием. С другой стороны, такое многообразие может привести к потере эффективности работы.

Для современных российских родителей также характерна эклектичность. Это выражается в поиске психологов, педагогов-репетиторов, а также разных специалистов, в том числе с нетрадиционными подходами. И у родителей нет четкого представления: осуществляется ли развитие их ребенка нормативным способом. Появляется вопрос, как относиться к индивидуальным вариантам развития своего ребенка: тревожится или не обращать внимания.

Возникает насущная задача создания обобщенных критериев эффективности психологического сопровождения, которые возможно применять для разных подходов коррекционной, терапевтической и диагностической работы.

Остановимся более подробно на таком подходе психологического сопровождения как диагностическое консультирование, в котором клиенты ориентированы на однократную эпизодическую консультацию. Потребности таких клиентов необходимо удовлетворить за счет первичного диагностического обследования ребенка, в котором психолог собирает информацию об особенностях развития специально подобранными методами. Родители в таких случаях нуждаются в эмоциональной и когнитивной поддержке, которая так или иначе помогает прояснить им представления о своей жизненной ситуации и получить информацию о возрастных индивидуальных особенностях развития их ребенка, возможности решения их проблем психологическими методами.

Эффективность диагностического консультирования можно оценить тремя критериями: редукция проблем, задача развития, субъективное благополучие ребенка и родителей.

Первый критерий «редукция проблем» означает:

  • преодоление трудностей, с которыми обратились родители;
  • исчезновение или положительную динамику симптомов;
  • преодоление негативных форм поведения ребенка (например, раньше ребенок не справлялся с заданиями в школе, теперь справляется и т. д).

Измеряя степень редукции проблем, необходимо принимать в расчет их частоту, выраженность, причины и характер последствий.

Частота возникновения трудностей и симптомов может меняться от нескольких раз в течение дня, до одного раза в полгода в зависимости от характера проблем.

Под выраженностью понимается появление новых более адаптивных форм реагирования ребенка в разных критических ситуациях. Например, раньше ребенок бил других детей, а теперь кричит и топает ногами.

Следует учитывать, что разные проблемы и симптомы приводят к разным последствиям для развития ребенка. Так, например, последствия энуреза и энкопреза для дальнейшего социального развития ребенка в целом более масштабны, чем последствия тиков или раздражительности.

Под задачами развития понимается обобщенное понятие всего, что может стоять за внешними проблемами. Например, шаг в развитии ведущей деятельности (по Д.Б. Эльконину), появление соответствующих возрасту новообразований, изменение социальной ситуации развития (по Л.С. Выготскому), позитивное решение психосоциального кризиса (по Э. Эриксону), решение задач семейной системы и т.д.).

Субъективное благополучие включает в себя, по крайней мере, два переживания: удовлетворение и радость. Важно отличать удовлетворение проделанной работой, отношениями со специалистом от увеличения удовлетворенности и жизнерадостности ребенка и родителей. Приоритет имеет здесь, конечно, второе. Самооценка, настроение, позитивный образ себя самого-все это обобщается в данной рубрике. Параметр субъективного благополучия включает в себя изменение отношения родителей и ребенка к своим затруднениям. Для того, чтобы судить о продвижении по этому параметру можно использовать такие интегральные показатели как уменьшение тревоги или улучшение самочувствия.

Основной шаг в развитии диагностического консультирования заключается в том, чтобы практический психолог связал в одну целостную картину проблемы, задачи развития ребенка и субъективные переживания носителя запроса».

 ---------

Подводя итоги работы секции, Людмила Обухова говорила о значении состоявшегося обмена и отметила, что кроме информационной работы, обязательно нужны научные конференции, посвященные проблемам развития ребенка в каждом психологическом возрасте. Успешность таких мероприятий обусловлена работой участников из разных стран. Состоялась небольшая дискуссия, с участием профессора Университетского консорциума (г. Каяни, Финляндия), Пентти Хаккарайнена. СлушатьСлушать аудиозапись


Делегации и участники, в рамках программы конференции, посетили дошкольные учреждения столицы. К открытию конференции был приурочен детский гала-концерт, который состоялся в Государственном Кремлевском Дворце. Деловую часть конференции дополнил торжественный прием в правительстве Москвы.

Галерея фотографий: Первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста


Международный семинар, посвященный проблемам современной игрушки | 27-29 сентября 2010 г.

27-28 сентября в Московском городском Центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ состоялся семинар, посвящённый проблемам современной игрушки, приуроченный к конференции ЮНЕСКО.

Итоги проведения Медународного семинара «Проблема современной игрушки: исследования и экспертиза».

В семинаре, кроме сотрудников Центра, приняли участие эксперты и учёные из Германии и Швеции. Были приглашены уникальные специалисты, работающие в данной области: представители всемирно известной организации экспертизы игрушек «Spiel gut» (Ульм, Германия), а также учёные из Швеции, занимающиеся дизайном игрушек и исследованием современного детства.

Семинар носил рабочий характер и по своим результатам стал исключительно плодотворным.

В ходе развития профессиональных контактов с коллегами-экспертами из Германии было подписано соглашение о сотрудничестве между Московским городским центром экспертизы игр и игрушек МГППУ и старейшей экспертной организацией в области всесторонней экспертизы игрушек Spielgut- Arbeitsausschuss Kinderspiel + Spielzeug” (“Играй хорошо” - рабочая комиссия Детская игра+игрушки). Обмен опытом на протяжении двух лет внес значительный импульс в развитие экспертной работы.

В результате трехсторонней независимой экспресс-экспертизы и последующего обсуждения участники семинара пришли к выводу, что, несмотря на различные исходные положения, результаты по всем трем выбранным игрушкам оказались сходными. Было подписано соглашение о взаимной валидизации критериев психолого-педагогической экспертизы.

Доклады показали изменения условий жизни современных детей, и прежде всего трансформации детской игры и игрушки. Почти все доклады вызвали оживлённую дискуссию и массу вопросов. Были выявлены некоторые расхождения в подходах к игре и игрушке. Вместе с тем, участники семинара были единодушны в том, что отсутствие или недостаток игры в детстве приводит к дефициту творческой активности, коммуникативных возможностей, к несамостоятельности и зависимости ребёнка от окружающего. Особого внимания была удостоена тема современных игры и военных игрушек.

Обмен опытом в сфере психолого-педагогической экспертизы игрушек показал, что критерии оценки игрушек специалистами разных стран практически совпадают, хотя и обозначаются разными терминами. Это совпадение было подтверждено практикой независимой экспертизы конкретных игрушек. Эксперты обеих стран давали идентичные оценки игрушкам, принимали или отвергали их по единым основаниям. Примечательно, что сообщение каждого «экспертного совета» высветило особые нюансы в рассмотрение игрушки.

Важным итогом встречи и весомым вкладом в формирование и утверждение ценности детской игры как важной части гармоничного развития ребенка стала совместная Декларация в защиту детской игры. Знаменательно, что Декларация - это не лозунг администраторов или политиков, она создана специалистами-практиками и обращена к сердцам коллег, специалистов, руководителей, родителей и всех, кто заинтересован в охране здорового детства.


Информационные ресурсы:

www.unesco.org
www.unesco.ru
www.educom.ru
www.psyjournals.ru
www.rian.ru

Предлагаем Вам разместить на своем сайте новостной информер с постоянно обновляемой лентой предстоящих мероприятий по психологии, педагогике и смежным дисциплинам.