Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6—7 лет. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания
|
Примерное планирование
Сентябрь
1 |
2 |
Красота в жизни и изобразительном искусстве |
Продолжать целенаправленную работу по восприятию красоты осенних цветов, ягод, овощей, кустарников и деревьев. Показать, как осенняя окраска листьев с преобладанием желтых и коричневых тонов придает пейзажу особую чарующую силу. Обратить внимание на то, что красный цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а также осины и рябины). Обратить внимание на красоту плодов деревьев и кустарников, разнообразие их форм. У хвойных особенно привлекательны шишки, плоды (у можжевельника). Среди лиственных пород наиболее эффектны плоды яблони, боярышника, бузины, жимолости, калины, лоха, облепихи, рябины, шиповника и др. Продолжать знакомить детей с красиво цветущими осенними цветами (георгинами, астрами, хризантемами и др.), которые дают богатейший материал для развития эстетического восприятия. Побуждать к созданию цветочных аранжировок, поэтических композиций, пробуждающих творческую фантазию. Подвести детей к пониманию того, что природа является первоосновой красоты в искусстве. Рассмотреть произведения народного, декоративно-прикладного искусства, в которых мастера используют растительный орнамент (траву, цветы, листья, ягоды и др.). Рассказать об особенностях какого-то одного вида народного творчества (для каждой местности, для каждого народа характерны свои традиционные узоры, свои орнаменты, свои особые предметы, свое собственное самобытное изобразительное искусство). В настоящее время эти изделия создаются профессиональными художниками, которые не свободны в выборе форм, украшений орнамента, материала для своих произведений. Они могут творить в русле сложившегося художественного канона и являются носителями традиций художественного мировосприятия народа, хранителями его вкуса. |
Рисование и лепка |
Организовать просмотр изделий народных мастеров. Упражнять в смешивании красок и классификации цветов и оттенков. Продолжать знакомить с понятием «колорит» и теплой гаммой цветов. Упражнять в использовании приемов скатывания, вдавливания. Побуждать к украшению вылепленных изделий путем вдавливания и налепов. Упражнять в росписи ангобами. Примерная тематика занятий рисованием: 1. Что мы умеем и любим рисовать (2 занятия). 2. Выразительный и ловкий карандаш. 3. Учимся красиво раскрашивать карандашами. Примерная тематика занятий лепкой: Что мы умеем и любим лепить (2 занятия). |
Рисование
Что мы умеем и любим рисовать (2 занятия)
Цель. Изучение интересов и возможностей детей в рисовании.
Материал. По желанию каждого ребенка карандаши, шариковые ручки, краски и др.
Ход занятий. На первом занятии педагог предлагает детям рассмотреть изобразительные материалы, имеющиеся в группе (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, шариковые ручки, фломастеры и т. п.). Затем предлагает каждому ребенку выбрать тот материал, который больше всего ему понравился, и изобразить то, что ему хочется.
По окончании работы педагог хвалит каждого ребенка, интересуется содержанием его работы и подробно записывает его рассказ на отдельном листе, который затем прикрепляет с обратной стороны рисунка.
Педагог просит у детей разрешения на хранение их работ у себя.
Второе занятие аналогичным образом проводит другой педагог группы для того, чтобы при сравнении работ одного и того же ребенка иметь больше оснований для правильных выводов.
Выразительный и ловкий карандаш
Цель. Показать детям выразительные возможности хорошо знакомого им изобразительного материала — карандаша. Научить, по разному регулируя силу нажима, закрашивать контурные рисунки, смешивать цвета.
Материал. Бумага, графитные карандаши Т и М, набор цветных карандашей, иллюстрации, выполненные карандашом.
Ход занятия. Покажите детям иллюстрации, выполненные простым графитным или цветными карандашами, обратите внимание на выразительность линий, с помощью которых художник передает форму, строение различных предметов и даже их «характер и настроение». (Так, например, можно использовать работы Леонида Сергеева, который более десяти лет придумывал и рисовал смешные рисунки для детей в журнале «Веселые картинки».) Расскажите, что простые графитные карандаши бывают разными\' твердыми и мягкими. Твердые обозначаются буквой «Т», а мягкие — «М».
Для рисунка карандашом художники выбирают сероватые или желтоватые, как бы слегка пожелтевшие от времени тона бумаги только светлых тонов. Это связано с тем, что графитный карандаш не обладает активной силой тона.
Покажите детям линейные и тонально-живописные рисунки карандашом. Объясните, что объем получается и моделируется с помощью штриха, ретушью кончиком карандаша и его боковой стороны. На укрупненном образце продемонстрируйте приемы работы карандашом и предложите детям поупражняться на своем листе бумаги.
Продемонстрируйте рисунки, выполненные карандашом с использованием штриха (например, рисунки Н. Чарушина к сказке Л. Куликова «Белочка-умелочка»); обратите внимание на то, как передана густая шерсть животных, оперение птиц. Объясните детям, что они тоже могут использовать в своей работе этот прием. Для достижения выразительности надо накладывать штрихи в одном направлении и, не оставляя линию контура, закрывать ее штрихом. Предложите изобразить любое животное таким способом. (Детям, которые затрудняются, предложите готовые силуэты.)
Изображение животных можно дополнить рисунками деревьев, домов и т. д. Посоветуйте детям для этого использовать цветные карандаши.
Объясните, что с помощью цветных карандашей можно добиться изображений разных оттенков. Для этого надо с разной силой нажимать на основание карандаша.
Покажите детям, как можно смешивать цвета карандашей (раскрасить, например, желтым, затем сверху красным и получить оранжевый цвет).
Для того чтобы трава была закрашена разными оттенками зеленого цвета, дети могут действовать двумя карандашами одновременно. Весело работать, и трава получается выразительной!
Учимся красиво раскрашивать карандашами
Цель. Познакомить детей с несколькими приемами закрашивания карандашами: тушевкой и штриховкой. Побуждать к выполнению правил закрашивания, добиваясь выразительной передачи различных оттенков одного цвета.
Материал. Цветные карандаши, альбом для раскрашивания, отдельные листы бумаги для упражнения.
Ход занятия. Воспитатель показывает детям альбом для раскрашивания и предлагает рассмотреть его. Рассказывает, что этот альбом подарили малышам, но они не могут справиться с такой сложной работой и просят старших детей помочь им.
Получив согласие, педагог аккуратно разгибает скрепки, разрезает двойные листы и предлагает каждому ребенку выбрать то изображение, которое ему больше всего понравилось.
Дети занимают свои места за столами. Педагог рассказывает и показывает, как можно раскрашивать с помощь тушевки: карандаш надо держать свободно и сплошь покрывать поверхность одним тоном. Усиливать нажим нельзя, иначе образуются отдельные штрихи. Затем предлагает поупражняться на листе бумаги.
С правилами штриховки педагог знакомит детей на примере закраски предметов разной формы. Обращает внимание на следующие моменты:
- для получения различных оттенков одного цвета употребляется разный нажим;
- при закраске округлых форм штрих изгибается по форме;
- при изображении фактуры (мех, хвоя, перья и т. д.) применяется неотрывная, но редкая штриховка.
По окончании работы листы книжки-раскраски склеиваются, прошиваются скрепкой и дарятся малышам, которые вместе с педагогом рассматривают ее в присутствии старших детей и высоко оценивают мастерство закрашивания.
Лепка
Что мы умеем и любим лепить (2 занятия)
Цель. Изучение интересов и возможностей детей в лепке.
Материал. Глина, пластилин (по желанию ребенка).
Ход занятий. На первом занятии педагог предлагает детям рассмотреть пластические материалы, выбрать тот, который больше всего понравился, и слепить из него то, что хочется.
Второе занятие аналогичным образом проводит другой педагог группы, чтобы при сравнении работ одного и того же ребенка иметь больше оснований для правильных выводов.
По окончании работы педагог интересуется содержанием работы каждого ребенка, хвалит его, записывает ответ на отдельном листке и просит разрешения хранить работу у себя.
Т. ДОРОНОВА
(Продолжение следует.)
Статьи
- Выражение эмоций и чувств посредством рисования у детей с задержкой психического развития
Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования./ (23-24 апреля 2003г.) - Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет
Учительский журнал. - 2008. - N 1. - С.84-90.
- Природа, искусство и изобразительная деятельность детей : метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга»
5-е изд. — М. : Просвещение, 2004. — 160 с.: ил. - Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности
Рек. М-вом общего и профессионального образов. РФ Т. Н. Доронова Издательство: СПб.:Детство-Пресс, 2005г. - Психология способностей к изобразительной деятельности
М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР , 1959. - Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет, метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений
М.: Просвещение М., Просвещение, 2007. - 128 с. - Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста
М.: Гном и Д , 1999. – 144 с. / Под. ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. - Знакомимся с программой «Развитие»
М.: Гном и Д , 2001г, 32 стр.Изд. 2-е, испр., доп./ Под ред. Дьяченко О.М., Денисенковой Н.С. - Методы обучения и умственное развитие ребенка
М.: Издательство МГУ , 1985 – 45 с. - Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.
М., Аркти - Психическое развитие в детских возрастах
НПО "МОДЭК" Под ред. Д. И. Фелъдштейна / Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416с.