Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе
|
Самоуважение является одним из наиболее существенных свойств личности, определяющих взаимоотношения человека с его окружением. Диагностика самоуважения является важной задачей психодиагностической работы с подростками, поскольку для подросткового возраста, особенно в период кризиса, характерны низкое самоуважение. Низкий уровень самоуважения у подростков является условием, предрасполагающим к неблагоприятным вариантам жизненного самоопределения и фактором риска девиантного и аддиктивного поведения. Низкий уровень самоуважения в сочетании со склонностью к аутоагрессии рассматриваются как фактор риска суицидальных попыток [5]. Задача диагностики самоуважения подростков требует для своего решения надежных психодиагностических методик, которые можно было бы проводить не только индивидуально, но и в группе. Кроме того, очень желательно, чтобы такие методики позволяли бы автоматизировать их проведение и обработку с помощью компьютера.
Несмотря на методологическую критику опросников, они остаются основным средством диагностики Я-концепции [3]. Одной из наиболее известных методик для изучения самоуважения является шкала детской Я-концепции Пирса–Харриса [1, 3], однако до недавнего времени методика не имела достоверных нормативных данных, полученных на отечественной выборке. Предложенная А.М. Прихожан модификация методики [6], благодаря которой опросник был стандартизирован и снабжен шкалой достоверности, значительно повысила его диагностическую ценность, однако данный опросник является достаточно объемным, что несколько ограничивает его возможности при проведении массовых обследований.
В отечественной литературе упоминаются методики, которые могли бы стать надежным средством для исследования самоуважения. К ним относится опросник самоуважения М. Розенберга (1965) [3]. Несмотря на уже сорокалетнюю историю данной методики, она до сих пор не стандартизирована для отечественной выборки.
Опросник создавался как одномерный, хотя факторный анализ выявил два независимых фактора – самоуважение и самоуничижение [3]. Содержательный анализ отдельных вопросов позволяет выделить среди них две группы, одна из которых гипотетически относится к фактору самоуважения, а другая – к фактору самоуничижения. Чтобы убедиться в этом, приведем текст опросника.
- Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.
- Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
- Мне кажется, что у меня есть ряд хороших качеств.
- Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
- Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
- Я в целом к себе хорошо отношусь.
- В целом я удовлетворен собой.
- Мне хотелось бы больше уважать себя.
- Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
- Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Таблица 1. Усредненные показатели ответов по двум группам вопросов (подростки с девиантным поведением и контрольная группа)
|
Вопросы 1, 3, 4, 6, 7 (Самоуважение) |
Вопросы 2, 5, 8, 9, 10 (Самоуничижение) |
Подростки
|
1,825 |
2,414 |
Контрольная группа |
1,838 |
2,914 |
- вопросы 1, 3, 4, 6, 7, 10 – самоуважение;
- вопросы 2, 5, 8, 9 – самоуничижение.
Таблица 2. Усредненные показатели ответов по двум группам вопросов (подростки с девиантным поведением и контрольная группа)
|
Вопросы 1, 3, 4, 6, 7, 10 (Самоуважение) |
Вопросы 2, 5, 8, 9 (Самоуничижение) |
Подростки
|
1,89 |
2,45 |
Контрольная группа |
2,01 |
2,92 |
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.
- Кобзаренко Л.С. Психологические предпосылки социальной адаптации подростков с девиантным поведением. Рукопись. М., Московский психолого-социальный институт, 2002, 59 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2000.
- Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2004.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004.
- Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: МГППУ, 2002.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
Статьи
- Дружба в жизни современного подростка
М., 2003 - Исследование формирования эго-идентичности у старших подростков в зависимости от характера детско-родительских отношений
2 часть, М., 2005. - 360 с. - К вопросу о ведущей деятельности современных подростков
Вопросы психологии, 2005, №4. - Проблема становления личностной идентичности в раннем юношеском возрасте
2 часть, М., 2005. - 360 с.