Детская психология
 

Становление образа себя у детей первых трех лет жизни

Автор: Авдеева Н.Н. 
Версия для печати
Предметом исследования, представленного в данной статье, является образ себя, который рассматривается как структурно организованный аффективно-когнитивный комплекс. Экспериментальная работа состояла из двух частей. В первой — изучались дети первого года жизни, воспитывающиеся в семье и Доме ребенка, имеющие различный опыт общения со взрослыми. Основным методическим приемом было изучение восприятия ребенком своего зеркального отражения, которое связано с формированием самосознания, и отношения к нему. Во второй части работы изучалось становление образа себя у детей второго и третьего года жизни. Методика эксперимента включала констатирующие и формирующие опыты. В констатирующей серии решалась задача изучения становления образа себя у детей, воспитывающихся в семье, а также специфика формирования образа себя у детей, находящихся в других социальных условиях, с другим опытом общения — в Доме ребенка и на «пятидневке». В формирующей серии исследования апробировалась гипотеза о том, что с помощью специально организованных субъектно-ориентированных занятий с детьми можно оказать влияние на формирование образа себя. В исследовании была выявлена особая значимость субъектно, личностно ориентированных параметров общения для оформления субъектности, положительного отношения к себе уже на первом году жизни и для последующего развития образа себя, в том числе его когнитивной составляющей.

Предметом нашего исследования является образ себя, который рассматривается как структурно организованный аффективно-когнитивный комплекс.

Теоретической основой работы выступает концепция генезиса общения М. И. Лисиной [2]. Основой изучения становления образа себя служит понимание его формирования в качестве продукта общения и индивидуального опыта ребенка во взаимодействиях с окружающей действительностью.

Для экспериментального исследования были выдвинуты следующие гипотезы.

  1. В первом полугодии жизни ребенка развивается преимущественно аффективная часть образа себя, отношение к себе, выражающееся в положительном эмоциональном самоощущении ребенка, переживании своей субъектности, личностной значимости для окружающих людей.
  2. Начиная со второго полугодия жизни и на протяжении раннего детства формируется преимущественно когнитивная часть образа (знания о себе).
  3. Качественные особенности развития образа себя в различных социальных условиях определяются опытом общения детей со взрослыми.
  4. Используя специально организованные субъектно ориентированные занятия с детьми, можно оказать влияние на становление образа себя в раннем детстве.

Под субъектностью понимается способность ребенка воспринимать себя как субъекта деятельности. В первом полугодии образ себя развивается на основе общения взрослого с ребенком, в нем преобладает переживание себя ребенком как субъекта коммуникативной деятельности; начиная со второго полугодия и на протяжении раннего возраста на основе собственной предметно-манипулятивной деятельности — и как субъекта предметно-практических действий.

Экспериментальная работа включает в себя две части. В первой — изучаются дети первого года жизни, воспитывающиеся в семье и Доме ребенка, имеющие различный опыт общения со взрослыми.

Основным методическим приемом было изучение восприятия ребенком своего зеркального отражения и отношения к нему. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания. Еще А. Гезелл применял пробы с зеркалом при диагностике психического развития. Рассматривание своего отражения в зеркале выступает как репрезентация образа себя во многих современных исследованиях детского самосознания [4], [5].

Методика исследования заключалась в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом в двух сериях опытов, каждая из которых содержала пять различных экспериментальных ситуаций. В серии I ребенок находился один перед зеркалом на пеленальном столике. В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка, во второй — на лоб ребенка предварительно незаметно для него наносилось пятно диаметром 1,5 см, в третьей — перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек (повязка), под которым над левым ухом помещался комок ваты диаметром 5 см, в четвертой — ребенок находился перед зеркалом, а сзади к нему подходила мать (или знакомый взрослый — для воспитанников Дома ребенка). В пятой ситуации позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале.

В серии II ребенок находился перед зеркалом на руках у матери (или знакомого взрослого). Первая, вторая, третья и пятая ситуации были теми же, что и в серии I, а в четвертой ситуации мать незаметно для ребенка надевала яркие бусы, не знакомые ребенку.

Мать (знакомый взрослый — для воспитанников Дома ребенка) получала инструкцию смотреть в зеркало на свое отражение. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком было 20—30 см. Эксперимент проводился в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта 2,5 мин.

Во время опытов регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность в баллах); эмоциональные проявления (количество, адресованность, длительность и интенсивность); вокализации (адресованность, длительность, интенсивность). Поведение перед зеркалом (направленное на себя, зеркало, взрослого). Все количественные данные преобразовывались в условные единицы (перемножение количества на длительность и интенсивность, сложение произведений, вычисление среднего арифметического). В опытах принимали участие 20 детей: 10 семейных и 10 воспитанников Дома ребенка, в возрасте от 2 мес до 1 г 2 мес.

Количественные показатели поведения перед зеркалом воспитанников Дома ребенка и детей из семьи представлены в табл. 1 и 2. В табл. 1 отражены показатели экспрессивных проявлений. Прежде всего обращают на себя внимание высокие показатели положительных и полное отсутствие отрицательных экспрессий у семейных детей, по сравнению с младенцами из Дома ребенка. При сопоставлении I и II серий необходимо отметить более высокий уровень положительных экспрессий у воспитанников Дома ребенка, когда они были на руках у взрослого, а у детей из семьи наоборот — в серии «наедине с зеркалом».

Далее на сайте Электронной библиотеки МГППУ - http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP041996/ASO-005.HTM

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

17.10.2021

День отца впервые отмечают в России


12.10.2021 12:32:00

Открылся телефон бесплатной психологической помощи для родителей


12.10.2021

||| Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика