Становление образа себя у детей первых трех лет жизни
|
Предметом нашего исследования является образ себя, который рассматривается как структурно организованный аффективно-когнитивный комплекс.
Теоретической основой работы выступает концепция генезиса общения М. И. Лисиной [2]. Основой изучения становления образа себя служит понимание его формирования в качестве продукта общения и индивидуального опыта ребенка во взаимодействиях с окружающей действительностью.
Для экспериментального исследования были выдвинуты следующие гипотезы.
- В первом полугодии жизни ребенка развивается преимущественно аффективная часть образа себя, отношение к себе, выражающееся в положительном эмоциональном самоощущении ребенка, переживании своей субъектности, личностной значимости для окружающих людей.
- Начиная со второго полугодия жизни и на протяжении раннего детства формируется преимущественно когнитивная часть образа (знания о себе).
- Качественные особенности развития образа себя в различных социальных условиях определяются опытом общения детей со взрослыми.
- Используя специально организованные субъектно ориентированные занятия с детьми, можно оказать влияние на становление образа себя в раннем детстве.
Под субъектностью понимается способность ребенка воспринимать себя как субъекта деятельности. В первом полугодии образ себя развивается на основе общения взрослого с ребенком, в нем преобладает переживание себя ребенком как субъекта коммуникативной деятельности; начиная со второго полугодия и на протяжении раннего возраста на основе собственной предметно-манипулятивной деятельности — и как субъекта предметно-практических действий.
Экспериментальная работа включает в себя две части. В первой — изучаются дети первого года жизни, воспитывающиеся в семье и Доме ребенка, имеющие различный опыт общения со взрослыми.
Основным методическим приемом было изучение восприятия ребенком своего зеркального отражения и отношения к нему. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания. Еще А. Гезелл применял пробы с зеркалом при диагностике психического развития. Рассматривание своего отражения в зеркале выступает как репрезентация образа себя во многих современных исследованиях детского самосознания [4], [5].
Методика исследования заключалась в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом в двух сериях опытов, каждая из которых содержала пять различных экспериментальных ситуаций. В серии I ребенок находился один перед зеркалом на пеленальном столике. В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка, во второй — на лоб ребенка предварительно незаметно для него наносилось пятно диаметром 1,5 см, в третьей — перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек (повязка), под которым над левым ухом помещался комок ваты диаметром 5 см, в четвертой — ребенок находился перед зеркалом, а сзади к нему подходила мать (или знакомый взрослый — для воспитанников Дома ребенка). В пятой ситуации позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале.
В серии II ребенок находился перед зеркалом на руках у матери (или знакомого взрослого). Первая, вторая, третья и пятая ситуации были теми же, что и в серии I, а в четвертой ситуации мать незаметно для ребенка надевала яркие бусы, не знакомые ребенку.
Мать (знакомый взрослый — для воспитанников Дома ребенка) получала инструкцию смотреть в зеркало на свое отражение. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком было 20—30 см. Эксперимент проводился в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта 2,5 мин.
Во время опытов регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность в баллах); эмоциональные проявления (количество, адресованность, длительность и интенсивность); вокализации (адресованность, длительность, интенсивность). Поведение перед зеркалом (направленное на себя, зеркало, взрослого). Все количественные данные преобразовывались в условные единицы (перемножение количества на длительность и интенсивность, сложение произведений, вычисление среднего арифметического). В опытах принимали участие 20 детей: 10 семейных и 10 воспитанников Дома ребенка, в возрасте от 2 мес до 1 г 2 мес.
Количественные показатели поведения перед зеркалом воспитанников Дома ребенка и детей из семьи представлены в табл. 1 и 2. В табл. 1 отражены показатели экспрессивных проявлений. Прежде всего обращают на себя внимание высокие показатели положительных и полное отсутствие отрицательных экспрессий у семейных детей, по сравнению с младенцами из Дома ребенка. При сопоставлении I и II серий необходимо отметить более высокий уровень положительных экспрессий у воспитанников Дома ребенка, когда они были на руках у взрослого, а у детей из семьи наоборот — в серии «наедине с зеркалом».
Далее на сайте Электронной библиотеки МГППУ - http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP041996/ASO-005.HTM
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
Статьи
- Понимание обмана детьми 5-11 лет и становление "модели психического"
Психологический журнал, 2005 г., №1 - Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве
Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 3-10 - Особенности самосознания детей дошкольного возраста, кризис трех лет и некоторые психопатологические феномены этого возраста
- Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)
Психологический журнал, 1999, №1. Стр.39-49. - Психо-эмоциональные особенности развития личности ребенка в условиях детского дома
2 часть, М., 2005. - 360 с.