Тренинг "Особенные дети"

Copyright: © Авторская методика
Автор: Зубавленко Н. 
Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати
Тренинг "Особенные дети" предназначен для работы с родителями детей с повышенным уровнем тревожности, агрессивности и импульсивности.

Тренинг «ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ»

Цель: дать родителям первичное представление об эффективном взаимодействии с их детьми.

Задачи:

  1. Информирование родителей об особенностях поведения детей.
  2. Обучение эффективным способам общения с ребенком.

Целевая группа: родители – участники семейного клуба «КОМПАС»

1. Знакомство.

2.1. Мини-лекция «Что такое агрессивность?».

Известный профессор психологических наук Реан А. А. предлагает не идентифицировать поня­тия «агрессия» и «агрессивность». Давая определе­ние данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направлен­ные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».

Агрессивность — это свойство личности, «выража­ющееся в готовности к агрессии».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрес­сия — это действие, то агрессивность — готовность к совершению таких действий.

2.2. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка». Анкетирование.

2.3. Психологический практикум «Как помочь агрессивному ребенку»

На становление агрессив­ного поведения ребенка оказывают влияние мно­гие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые сомати­ческие заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способству­ют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и сти­лями воспитания в семье.

Так, некоторые психологи отмечают, что если ребенка стро­го наказывать за любое проявление агрессив­ности, то он учится скрывать свой гнев в при­сутствии родителей, но это не гарантирует по­давления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отноше­ние взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрес­сивных черт личности. Дети часто используют аг­рессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители ко­торых отличаются чрезмерной уступчивостью, не­уверенностью, а иногда и беспомощностью в вос­питательном процессе, не чувствуют себя в пол­ной безопасности и также становятся агрессив­ными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребен­ка на капризы и вспышки гнева, с помощью кото­рых дети могут влиять на дальнейший ход собы­тий и при этом добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные прояв­ления агрессии у ребенка, в качестве профилакти­ки психологи советуют ро­дителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

В арсенале взрослых есть следующие ос­новные способы контроля поведения ребенка:

негативные способы: наказания, приказы;

нейтральные способы: модификация по­ведения;

позитивные способы: просьбы, мягкое фи­зическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребен­ку не всегда бывают эффективны при взаимо­действии с ним. Например, нет смысла угова­ривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители ско­рее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физи­ческого манипулирования. При общении с ма­ленькими детьми этот способ является наибо­лее эффективным.

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны на­казывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавлять­ся (поскольку ребенок не всегда посмеет про­тивостоять сильному взрослому), то он мо­жет перерасти в пассивно-агрессивные фор­мы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто мед­ленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в те­атр, в гости и т. д.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок полу­чает поощрение, за плохое — наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе ро­дители устанут от назойливых вопросов свое­го ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является уме­ние родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева. (Раздать памятку о правилах выражения гнева)

2.4. Упражнение «Письмо». Обратная связь. Раздача буклетов.

3.1. Мини-лекция «Что такое гиперактивность?».

«Активный» — от латинского «activus» — деятель­ный, действенный. «Гипер» — от греческого «Нурег» над, сверху — указывает на превышение нормы. «Ги­перактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, разви­тия ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, им­пульсивностью и гиперактивностью».

Первые проявления гиперактивности можно наблю­дать в возрасте до 7 лет.

3.2. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка». Анкетирование.

3.3. Психологический практикум «Как помочь гиперактивному ребенку»

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопе­ды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что ги­перактивность — это всего лишь поведенческая про­блема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчи­вость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей.

Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактив­ности у детей, прежде всего, являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.

Родители гиперактивных детей, как прави­ло, испытывают много трудностей при взаи­модействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушани­ем» сына или дочери, усиливают дисциплинар­ные способы воздействия, увеличивают рабо­чие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему за­претов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стара­ются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрос­лых. Некоторые же родители, слыша и в дет­ском саду, и в школе, и в других обществен­ных местах непрекращающиеся упреки и за­мечания в адрес своего ребенка, начинают ви­нить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негатив­но влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком.

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказа­ний, но и восторженных интонаций, эмоцио­нально приподнятого тона. Гиперактивный ре­бенок, будучи очень чувствительным и воспри­имчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Довольно часто гиперактивные дети обла­дают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схваты­вают» информацию, отчего у родителей со­здается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребен­ка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказам от учебы вовсе.

Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику все­дозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущение собственной безопасности просто необходи­мы четкие границы дозволенного и обязатель­ная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.

Гиперактивному ребенку, как правило, де­лают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо поча­ще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забы­вать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперак­тивные (и особо чувствительные), быстро «рас­кусят» вас и перестанут доверять.

Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполне­ние задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указа­ния и просьбы, надо научиться давать инст­рукции для него. Прежде всего, указания долж­ны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Ро­дители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и прихо­ди за стол...» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем не­обходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их вы­полнение необходимо проконтролировать.

В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нель­зя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немно­го, они должны быть заранее оговорены с ре­бенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме.

При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении санк­ций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмо­циональной бури». Все это приведет лишь тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшествия от родителей, и детско-родительские отношения ухудшатся.

В повседневном общении с гиперактивны­ми детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреаги­рует на такой запрет непослушанием, либо вер­бальной агрессией. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдер­жанно, даже если вы что-либо ему запрещае­те, а во-вторых, желательно не говорить ре­бенку «нет», а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок «носится как вихрь» По квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребе­нок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, мож­но предложить ему игры с водой.

В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида дея­тельности на другой. Иногда лучше за несколь­ко минут до начала новой деятельности пре­дупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родителям надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 ми­нут мы выключает телевизор. Хорошо?» При­чем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если по истечении этих 10 минут ему напом­ните не вы, а звонок будильника или кухонно­го таймера. В том случае, когда ребенок пра­вильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощре­ний и наказаний, о которой шла речь выше.

Очень часто родители гиперактивных де­тей утверждают, что их дети никогда не уста­ют. На самом же деле ребенок, конечно же, очень ус­тал. И именно эта усталость проявилась в виде двигательного беспокойства, которое родите­ли часто принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию ги­перактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и все окружающие. По­этому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребы­вание гиперактивных детей в местах скопле­ния большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

Соблюдение дома четкого режима (распо­рядка) дня — тоже одно из важнейших усло­вий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, из­вестное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ло­житься спать в строго определенное (фикси­рованное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстанов­ления сил (в каждом конкретном случае роди­тели определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

По возможности надо оградить гиперак­тивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмо­циональному возбуждению.

Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, за­писывают их в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует ус­покоению ребенка. Кроме того, большое зна­чение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергает­ся многочисленным наказаниям и ограничени­ям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности. Если секцию посещает боль­шое количество детей, они заняты только груп­повыми видами занятий (например, игра в во­лейбол, футбол), и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли успокоится, а по­сле занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию. Хорошо, когда ребе­нок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к за­нятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.

Полезны гиперактивному ребенку и спокой­ные прогулки с родителями перед сном, во вре­мя которых родители имеют возможность от­кровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах, а свежий воздух и раз­меренный шаг помогут ребенку успокоиться.

3.4. Упражнение «Письмо». Обратная связь. Раздача буклетов.

4.1. Мини-лекция «Что такое тревожность?».

Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склон­ности человека к частым и интенсивным переживани­ям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное об­разование и/или как свойство темперамента, обуслов­ленное слабостью нервных процессов».

В современной научно-популярной литературе час­то смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волне­ния. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, су­хость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиоло­гических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, те­ребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога стано­вится причиной мобилизации потенциальных возмож­ностей. Так, убегая от преследователя, человек разви­вает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания в дет­ском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальней­шем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу (парализует человека), если же напротив, родите­ли настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую трево­гу (дает дополнительный импульс).

Единичные, т. е. не часто возникающие, проявле­ния тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

4.2. Упражнение «Портрет тревожного ребенка». Анкетирование.

4.3. Психологический практикум «Как помочь тревожному ребенку»

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уров­ня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Е. Ю. Брель (1996) проводила специальное иссле­дование, направленное на выявление социально-пси­хологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психоло­гические факторы, как неудовлетворенность родите­лей своей работой, материальным положением и жи­лищными условиями, оказывают существенное влия­ние на появление тревожности у детей.

В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столк­новения ребенка с требованиями обучения и кажущей­ся невозможностью им соответствовать. Причем боль­шинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учите­лями, родителями, сверстниками.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9—11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тре­вожности у девочек. При этом, тревога девочек по свое­му содержанию отличается от тревоги мальчиков: дево­чек больше волнуют взаимоотношения с другими людь­ми (ссоры, разлуки и т. д.), мальчиков — насилие во всех его аспектах.

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, напри­мер, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совер­шенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собствен­ные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добив­шись высокого положения в обществе или ма­териального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки слу­чаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чув­ствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, кото­рый старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь сво­его ребенка от любых реальных и мнимых уг­роз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза­щитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способст­вует нормальному развитию ребенка, реализа­ции его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

4.4. Упражнение «Письмо». Обратная связь.

5. Обратная связь. Анкеты – отзывы.

Упражнение «Аплодисменты по кругу». Раздача информационно – раздаточного материала.

Смотрите также:

Статьи