Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Страсти на детской площадке

Автор: Кравцова М.М. 
Тип: статья
Версия для печати
Детская площадка – это общество в миниатюре. Именно на детской площадке дети приобретают первые навыки общения со сверстниками. А мирное сосуществование на ней зависит от соблюдения определенных правил поведения и детьми, и их родителями. Чему же может научиться малыш во время прогулки? Что делать родителям, если малыш на прогулке плохо себя ведет: жадничает, скандалит, дерется? Какие негласные правила поведения на детской площадке должны соблюдать взрослые и дети?

Ребята, давайте жить дружно!

В возрасте около трех лет у большинства детей появляется «ревность к собственности» - ребенок не желает делиться своими игрушками с другими, сердится и расстраивается, когда родители предлагают другим детям поиграть его игрушками. В таких проявлениях жадности нет ничего страшного – осознав, что есть вещи, которыми он волен распоряжаться сам, ребенок активно протестует против чужого посягательства на свои личные вещи и пространство. Кроме того, малыш еще не понимает, что другой ребенок берет его игрушки на время - поиграет и отдаст. Часто ребенок не может расстаться с новой для него игрушкой, к этому надо относиться с пониманием: наигравшись, ребенок спокойно отнесется к «посягательствам» на нее других детей.

В любом случае, ребенку необходимо спокойно объяснять, что надо делиться, уступать маленьким, а не обзывать его жадиной. Предложите ему обмен: отдает свою игрушку, а взамен получает чужую. И не надо присваивать ему ярлык "жадина".

В возрасте от одного до двух лет малыши обычно весьма "жестоко" обращаются со сверстниками: толкаются, щипаются, тянут за волосы. Это происходит потому, что ребенок в этом возрасте воспринимает других детей не как партнеров, а как игрушки. Малыш просто не понимает, что причиняет другому боль. Пока ребенок маленький, подобные его поступки вызывают у окружающих скорее умиление, нежели негодование. Например, малыш отнял у другого малыша игрушку, замахнулся на него лопаткой – никто его не ругает, обе мамы улыбаются. Ребенок постарше ведет себя агрессивно, потому что считает это самым удобным способом получения желаемого. В этой ситуации необходимо сразу пресекать агрессивное поведение ребенка, например, словами: «Нельзя так делать. Ты сделал больно, Пете. Ты обидел Таню». Еще один из способов воздействия – сразу увести агрессора домой.

Ни в коем случае не следует смеяться, если ребенок отнимает игрушки у другого или лупит его совком, как бы забавно это не выглядело. Ребенок примет ваш смех за одобрение и потом будет сложно объяснить ему, почему так делать нельзя.

Очень активный малыш, которого привлекает все вокруг, который берется то за одно, то за другое, может доставлять много неприятностей окружающим. Он хватает чужие игрушки, потом бросает их, лезет на горку или лесенку, отталкивая других детей, бросается под качели. Естественно, такой ребенок требует повышенного внимания со стороны взрослых, иначе он может пораниться сам или поранить окружающих.

Если большое количество детей чрезмерно возбуждает вашего малыша, то лучше некоторое время избегать выходов с ним в многолюдные места. Берите на прогулку те игрушки, которые ребенок давно не видел. Обычно период чрезмерной активности заканчивается в дошкольном возрасте – поведение ребенка на улице становится более упорядоченным и предсказуемым. В противном случае следует обратиться за консультацией к психологу и невропатологу.

Если ребенок усвоил, что с помощью воплей можно добиться желаемого от взрослых, то он пытается таким же образом общаться с детьми. Некоторые дети, действительно, предпочитают уступить скандалисту, их пугают его крики, но найдутся и такие, кто ни за что не уступит – это будет серьезным испытанием для скандалиста. Ребенок может даже отказываться в следующий раз идти гулять в этот двор. Ребенка-скандалиста или плаксу сверстники обычно недолюбливают.

Маленькие дети охотно перенимают новые модели поведения. Насмотревшись на поведение сверстников, тихий и послушный ребенок вдруг может начать скандалить, драться, жадничать или носиться как сумасшедший. Для него это веселая игра. Ребенку постарше можно объяснить, почему так делать нельзя, а малыша иногда лучше оградить от общения с детьми, подающими негативный пример. Однако, многое в поведении ребенка преходяще. Если сейчас ему нравится кидаться камнями, это не значит, что он будет делать это всегда.

Чужие дети – чужие проблемы?

Хотя основным действующим лицом на детской площадке являются дети, «погоду» на ней делают все-таки их родители. По мере взросления детей родители начинают меньше волноваться во время прогулки, а на некоторые происшествия смотрят сквозь пальцы: упал, если не поранился, то сам встанет, отряхнется, пойдет дальше, забрал у кого-то игрушку – сами разберутся, у него забрали – переживет. В большинстве случаев, такое поведение оправданно – ребенок должен учиться самостоятельности. Но бывают ситуации, в которых родительское бездействие недопустимо.

Пятилетняя Катя кормила голубей, а два мальчика - ее сверстники - стали кидать в этих голубей камнями, попадая, естественно, и в девочку. Мамы мальчиков не проявляли никакого интереса к происходящему, разговаривали невдалеке, потягивая пиво. Катя перешла в другое место, мальчики последовали за ней. Ее мама попросила их мам утихомирить своих детей. И услышала довольно грубый совет «лучше последить за своим ребенком, а не делать замечания чужим».

К сожалению, подобное равнодушное отношение к проступкам своих чад - не редкость. При таком попустительстве со стороны родителей, дети не усваивают нормы поведения в обществе, у них формируется ощущение вседозволенности. Находиться на одной площадке с ними неприятно и даже опасно.

Часто бывает и так, что ребенку на площадке вполне комфортно, а вот его родители изнывают от необходимости общаться с другими родителями, истосковавшимся по общению. Нелегко изо дня в день выслушивать в течение всей прогулки истории о любимых детишках, семейных проблемах или обсуждать новые подгузники, бегая за своим малышом по всему двору.

Избежать принудительного общения можно, например, включившись в игру с детьми. Или попробуйте предложить собеседнику для обсуждения другую тему, интересную и близкую вам.

Некоторые родители не дают самостоятельно ни шагу ступить своему уже не маленькому чаду, постоянно комментируя каждое слово и движение своего 4-6-летнего ребенка. Постоянные одергивания, пусть даже по большей части справедливые, вызывают раздражение не только у самого ребенка, но и у окружающих. Другие дети предпочитают не связываться с ним, так как все равно его родные не дадут спокойно с ним поиграть. Ребенок, являющийся объектом пристального внимания и постоянного контроля со стороны взрослых редко вырастает самостоятельным и ответственным. Выходя из зоны родительского внимания, он начинает «отрываться по полной программе», игнорируя и нарушая все ограничения и запреты. В школе такие дети попадают в разряд неуправляемых.

Оказывается, прогулка с ребенком - это непростое и очень ответственное мероприятие, требующее и от взрослого определенных коммуникативных навыков и терпения.

Правила хорошего тона на детской площадке (советы родителям):

  • С первого прихода на площадку объясняйте малышу, что необходимо спрашивать разрешения прежде, чем взять чужую игрушку, терпеливо дожидаться своей очереди и снисходительно относиться к тем, кто младше.
  • Самый сложный вопрос: воспитывать ли чужих детей, особенно если их родители никак не реагируют на происходящее? Ваше вмешательство необходимо, если поведение ребенка угрожает его здоровью или здоровью окружающих.
  • Если вашего малыша обижают, следует заступиться за него. Например, малыш протягивает свой совочек девочке постарше, она хватает совок и сердито отбрасывает. Малыш недоуменно смотрит на маму. «Зачем ты так? – спрашивает его мама у девочки, – он же хотел с тобой поиграть, он еще маленький и не понимает, что ты не хочешь с ним играть. Скажи ему это». Поясняя все происходящее, вы учите своего малыша взаимодействию, возможно, что-то из сказанного произведет впечатление и на его обидчика.
  • Всегда старайтесь даже очень маленькому ребенку объяснять мотивацию поступков других детей.
  • Учите детей сотрудничать. Конечно, детей разного возраста очень трудно занять общим делом. Например, ребенку 2-3 лет интересно делать куличики, они радуют его, он гордится своим умением. А малыши с восторгом ломают и топчут любые постройки из песка. Но все-таки можно найти выход. Однажды я наблюдала, как девочка 3 лет делала куличики и звала полуторагодовалого ребенка: "Мальчик, иди ломай!" И все были довольны.
  • Учите детей совместным играм – очень часто дети не знают, во что можно поиграть. Предложите им построить крепость из песка, или отправиться в космическое путешествие на качелях, помогите организовать игру в прятки, футбол, салки.
  • Давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность в общении со сверстниками. Например, не следует вмешиваться в мелкие размолвки 4–6-летних детей, но ваше вмешательство необходимо, если детская ссора грозит перейти в драку.
  • Не берите на прогулку дорогие или легко ломающиеся игрушки, постарайтесь также не брать с собой горячо любимые ребенком игрушки, иначе он неизбежно поведет себя как жадина.
  • Если ребенок имеет обыкновение устраивать скандалы, постарайтесь не доводить дело до истерики. Например, малыш просит разрешения покататься на чьем-то велосипеде, но вы знаете, что снять его с этого велосипеда можно будет только со скандалом, лучше не позволять ему этого, а постараться чем-нибудь отвлечь.
  • Прогулка – это хорошая возможность обсудить волнующие вас проблемы развития вашего малыша, поделиться опытом. Но необходимы умеренность, способность не застревать на одной теме. Иначе с вами станет скучно общаться, а ребенок будет чувствовать себя заброшенным
  • Помните: гулять вы ходите для ребенка, а не для себя, и ваша задача сделать прогулку максимально комфортной и полезной именно для ребенка. Двор выбирайте не по наличию удобной скамейки, а по безопасным качелям и дружелюбным детям, тем более что первое время сидеть вам не придется. Можно так же потерпеть общество разговорчивой бабушки в том дворе, где вашему малышу особенно интересно и где его никто не обижает.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика