Социальные исследования детей и молодежи

Тип: статья
Версия для печати
В статье представлены результаты зарубежных исследований, посвященных некоторым социальным проблемам детей и молодежи. Сделан акцент на обзоре методологических инноваций в сфере изучения детства и юношества. Затрагиваются вопросы статуса детства и задачи, связанные с вовлеченностью этой возрастной группы в социальные исследования. Выделены публикации, в которых анализировались проблемы образования и безопасности образовательной среды. Отдельно рассмотрены исследования, в которых изучалось влияние социальных факторов на жизненную траекторию, также уделено достаточно внимания проблемам безопасности школьной среды и насилию в подростковой среде.

Введение

В последнее время все чаще ученые обращаются к проблемам детей и молодежи: этот интерес, безусловно, вызван тем, что дети и молодежь являются наиболее восприимчивой к изменениям группой, подобно «кальке» отображающей модификации, происходящие в современном обществе. Актуальность социальных исследований детей и молодежи обусловлена неослабевающим научным интересом к проблемам жизни этой группы людей, а также факторам, влияющим на их жизненных путь. В частности, одним из ведущих факторов является образование, приобретающее особую значимость в связи с изменениями общественной жизни. Образование закладывает основу для дальнейшего общественного развития и жизнедеятельности социума (интеллектуальные и духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождения нравственности, национальной культуры и национального интеллекта). В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется изучению школьной образовательной среды, успеваемости детей и молодежи в различных образовательных учреждениях в зависимости от социальных факторов, мобильности детей и молодежи. Немаловажной остается проблема жестокого обращения с детьми, приобретающая особую актуальность в связи с дискуссиями о ювенальном праве. Помимо этого в научной сфере обсуждаются методологические основы исследования детей и молодежи.

Таким образом, наша обзорная статья призвана обозначить ряд актуальных проблем детей и молодежи, присущих современному обществу и активно исследуемых за рубежом. В настоящее время в отечественной научной литературе практически отсутствуют обзорные статьи по проблемам детей и молодежи. Малая разработанность проблематики ставит перед нами цель — спектрально представить проблемы детей и молодежи и обозначить ведущие тенденции их социальных исследований.

Социальный статус детей. Методологические подходы и конкретные методы исследования детей

Вопрос статуса детей поднимается во многих исследованиях, интерес к этой проблеме актуален не только для научной, но для политической и социальной сфер. От того, каково восприятие детей в данный период развития общества, зависит реализация их прав и возможность участия в общественной жизни. Во многих статьях отмечается, что статус детства определяется взрослыми, которые желают отделить свой мир от детей, не допуская их к принятию решений. С другой стороны, существуют правозащитники детей, желающие добиться больших возможностей для самореализации детей в обществе взрослых.

Ситуация неоднозначности, неопределенности порождает множественность подходов к понятию детства. Статья «Потерянный и вновь обретенный: двойственный социологический подход к понятию детства» [1] посвящена описанию различных интерпретаций понятий детства и детей. В ней выделяются три источника этих противоречий — «социологической амбивалентности». Во-первых, во многих работах не в полной мере разведены понятия детей и детства. Во-вторых, большая часть литературы объединяет понятие детства как социального конструкта с понятием детства как социального блага. И, в-третьих, в некоторой литературе понятие детства не соответствует социальной политике, направленной на защиту и расширение прав и возможностей детей. В итоге выделяется два подхода к пониманию детства: макроподход и микроподход. В макроподходе анализируется детство как социальный конструкт, тогда как в микроподходе дети изучаются как субъекты конструирования социальной реальности. Важно акцентировать внимание на данных подходах, так как они во многом определяют общий вектор исследования и социальной политики в области детства. К примеру, политические нововведения, инициированные в русле макроподхода, зачастую направлены на поддержку семьи или образования как социальных институтов, в которых происходит социализация детей. Микроподход подразумевает прямую поддержку детей.

Подход к детям, который получил название «новая социология детства», признает их права как участников социума и также дает им право участвовать в опросах общественного мнения. Последний подход использован при анализе вовлеченности детей в социальные движения в статье «Дети как участники социального движения» [2]. Данная статья является одним из примеров, как трансформация понимания определенной проблемы приводит к реальным социальным последствиям. Так, на протяжении всей истории дети принимали участие в общественных движениях, однако детство в классическом понимании — это защищенное пространство, где дети ограждены от социальных потрясений, таким образом, дети не причастны к социальным движениям.

Общая тенденция развития социальных исследований детства такова, что детство признается самостоятельным социальным феноменом, а дети — полноценными творцами общественной жизни [3]. С точки зрения такого подхода дети могут быть активными участниками социальных исследований. Их мнения, с исследовательской точки зрения, становятся настолько же ценными, как и мнения взрослых, этому способствует утверждение Конвенции о правах ребенка. Американские социологи в своей статье «“Мне нравится быть интервьюируемым!”: взгляды детей на участие в социологических исследованиях» [4] призывают научное социологическое сообщество придерживаться положений данной Конвенции. Рассматривая вопрос прав ребенка на высказывание своего мнения, они реализовывали новый подход к изучению представлений, мнений и ценностей детей. Для этого они провели 20 интервью с детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Специфика целевой аудитории предполагала разработку и проверку методики работы интервьюера с детьми. Результаты интервью, а также художественные работы и замечания исследователей дают возможность сделать вывод, что опрошенным нравится опыт участия в ориентированном на детей социальном исследовании, они серьезно относятся к их включению в работу социального исследователя и хотели бы принимать активное участие в будущих исследованиях.

Еще одним примером вовлечения детей в опросы является исследование американских социологов, описанное в статье «“Да, я тоже”: Построение разговора подростков в групповом интервью»[5]. В этом случае акцент делался на метод сбора информации: использовался этнографический метод группового интервью. Подросткам предлагалась беседа друг с другом по волнующим их темам: возрастные изменения физиологии тела и переживание этой сложной ситуации. Исследователи заострили внимание на способах ведения разговора, в каких терминах и понятиях принято среди подростков говорить об интимных вопросах.

В статье «Качественный анализ в области образования: другие методы поиска знания» [6] дается емкое описание основных качественных методов и подходов, используемых в образовании: кэйс-стади, обоснованная теория, этнографический метод. Приводится краткое описание основных методик сбора качественной информации, таких как интервью и наблюдение, рассказывается о возможных путях анализа качественных данных (преимущественно через обоснованную теорию).

Методологии качественных исследований посвящена первая часть этой статьи. Вторая часть содержит описание конкретных исследований в сфере специального образования. Автор полагает, что долгое время люди (ученики) с ограниченными возможностями не имели возможности высказать своё мнение по волнующим их вопросам. В большинстве случаев опрашивается ближайшее окружение таких обучающихся, а опыт самих учеников оставался в стороне. Далее в статье приводятся примеры исследований, в результате которых были получены интересные данные об оценке собственной успеваемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их мнения по поводу помощи со стороны учителя, их самоидентификация.

Автор описывает исследования родителей детей с ОВЗ и педагогов-дефектологов. Примечательно, что изучались ранее не затрагиваемые вопросы, например, эмоциональное состояние родителей во время беседы об их детях, мнение педагогов о совместном преподавании, роль сурдопереводчиков в классах со слабослышащими детьми.

Итак, разработка нового методологического подхода в рамках «новой социологии детства» позволяет услышать голос тех, кто долгое время не имел права высказываться, — детей. Конструирование особых методов при изучении детей является важной задачей наряду с решением этических вопросов исследования мнения детей и подростков.

Социальные факторы образовательной и жизненной траектории детей и молодежи

Образование как неотъемлемая часть жизни детей и молодежи зачастую становится одним из главных объектов социальных исследований. Влияние образования на жизненный путь чаще всего рассматривается в комплексе с такими факторами, как первичное окружение, социально-психологическая среда, условия и качества жизни, социальный капитал, государственная политика, СМИ и многое другое.

Нижеприведенные исследования объединяет то, что они сосредоточены на изучении переходных стадий в жизни детей и молодежи. В статье «Факторы, влияющие на переходы нормативных учащихся из начальной в среднюю школу» [7] описывается исследование, посвященное изучению переходов из начальной в среднюю школу. Чтобы определить факторы, могущие повлиять на переход учащихся в среднюю школу, исследование опирается на общую социологическую теорию и современные исследования влияния географического положения и специфики школы и использует три уровня иерархической линейной модели (ИЛМ) метода анализа данных. Богатый набор данных из независимого школьного округа в Далласе используется в лонгитюдном исследовании по трем когортам, около 12 тысяч учащихся в каждой. Эти учащиеся были зачислены из 154 начальных школ в 28 средних. В результате исследования были выделены: 1) индивидуальные способности учеников: социальные, эмоциональные и когнитивные; 2) факторы социальной принадлежности: различная успешность среди мальчиков и девочек, среди выходцев из Латинской Америки и учеников других национальностей; 3) социальные показатели региона: было выявлено, что в регионе, где выше уровень благосостояния жителей, в среднем выше уровень образования; 4) уровень школы, показатели образовательной среды.

В следующей статье «Изменения социальных условий: влияния жилищной мобильности и программ выбора школы на достижения молодежи» [8] рассматриваются другие факторы: исследование посвящено ответу на вопрос, насколько политика, направленная на улучшение школ и общин, является эффективной для повышения успешности молодежи. Авторы также оценивают исследования в области образовательных и социальных достижений для сопоставимой молодежи, которая меняет школу и район с помощью уникальной жилищной политики и школьных поручительских программ. Исследования показывают, что жилищные программы, которые помогли бедным семьям переехать в более безопасные, более благоприятные и менее сегрегированные районы, тем самым благоприятно повлияли на успеваемость подростков из этих семей. Некоторые жилищные программы также предоставляют льготы на начальное образование для молодых людей, которые переехали в менее бедные и менее сегрегированные районы, но эти достижения не находят поддержки в долгосрочной перспективе. Школьные поручительские программы помогли неблагополучной молодежи посещать продвинутые частные школы в менее сегрегированных районах, где преимущественная доля сверстников относится к среднему классу. Хотя от некоторых из поручительских программ есть небольшой положительный эффект, результаты других являются менее определенными из-за методологических недостатков

В социальной поддержке и помощи нуждаются и другие группы детей и молодежи, а именно: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. В статье «Всемирное инклюзивное образование: смысл социальной справедливости»[9] этот вопрос рассматривается с глобальной точки зрения интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, в частности в общеобразовательные школы, как один из важнейших социальных институтов социализации молодежи. В то время как универсальные педагоги традиционно сосредоточились на обучении тому, чтобы понять и прийти к уважению культурных, социальных и политических «других», «традиционной ориентацией» специальных педагогов становится то, что позволит учащимся почувствовать собственное достоинство. Авторы утверждают, что первый этап включает в себя дискурс, позволяющий людям с не менее убедительными, но другими взглядами, узнать о проблеме социальной справедливости. Как только этот первый шаг будет предпринят, различные сообщества смогут прийти к соглашению по вопросам всемирного инклюзивного образования, как решать локальные или глобальные вопросы социальной справедливости. Далее авторы утверждают, что универсальные педагоги и специальные педагоги объединят свои знания из обеих областей. Вместе всемирные инклюзивные педагоги смогут изменить содержание педагогических знаний таким образом, чтобы устранить разрыв между подтверждением собственной идентичности и поддержанием единства со всем, что касается социальной справедливости.

Таким образом, целые комплексы факторов влияют на образовательные и жизненные траектории учащихся: это и собственные физические и интеллектуальные возможности, жилищная мобильность, уровень школы, финансово-материальное положение семьи.

Проблема насилия и значение социального капитала при обучении в школе

Выше были затронуты проблемы детей из необеспеченных семей, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание зарубежные исследователи уделяют таким социально-депривированным группам, как дети-сироты и дети, страдающие от жестокого обращения. В этих случаях жизненную и образовательную траекторию определяют факторы, обусловленные прошлым опытом и настоящими условиями. Так, исследование латиноамериканской молодежи из приемных семей в Соединенных Штатах, приведенное в статье «Смена школы, социальный капитал и образовательный опыт латиноамериканской молодежи, воспитанной в приемной семье» [10], является наиболее ярким примером влияния социальных факторов на успешность детей не только в образовательной сфере, но и в дальнейшей жизни. Несмотря на то что данное исследование носит качественный характер (было проведено 25 интервью с латиноамериканскими подростками с помощью частично формализованного гайда), результаты исследования помогают лучше понять, каким образом социальные факторы влияют на жизнь подростков и молодежи. Авторы выявили, что смена молодежью нескольких приемных семей и школ является негативным опытом и уменьшает их шансы на достойную жизнь и социальные достижения. Но вместе с тем результаты исследования также показали факторы, способные снизить это негативное влияние, в частности это — поддержка и сохранение социального капитала молодежи в лице их приемных родителей, сверстников и учителей. Таким образом, социальный капитал играет значимую роль в жизни детей и молодежи.

Существует не только «позитивный», но и «негативный» социальный капитал. Последний формируется как результат определенного опыта, пережитого индивидуумом, такого как насилие, жестокое обращение. Исследование «Какое значение имеет жесткость: последствия жесткого обращения с детьми для успеваемости в школе» [11] иллюстрирует это явление. По результатам Национального обследования американских подростков (АНБ) (национально-репрезентативная выборка молодежи в возрасте от 12 до 17 лет), дети, ставшие жертвами физического или сексуального насилия, с большей вероятностью присоединяются к девиантным группам сверстников, что в свою очередь приводит к повышению уровня правонарушений индивида. Данные негативные социальные капиталы объясняют большую часть различий между детьми, подвергнутых насилию и не подвергнутых ему, это дает возможность внести вклад в общее понимание механизмов ответственности за последствия жестокого обращения с детьми. Результаты исследования свидетельствуют о влиянии, которое жестокое обращение может оказывать на благополучие детей.

Еще одно исследование, посвященное проблеме насилия, рассматривает его с точки зрения межличностных отношений молодежи, а также факторов, которые провоцируют агрессивность в подростковой среде [12]. Статья «Предупреждение насилия среди молодежи, достигшей совершеннолетия: научные исследования, обучение и дальнейшие указания» обращает особое внимание читателей на влияние культуры (этнической идентичности) и СМИ, которые являются одним из каналов трансляции нормативного и ненормативного поведения. Например, дети в США сегодня имеют беспрецедентный доступ как к новым, так и традиционным средствам массовой информации часто уже в пределах собственной комнаты: две трети детей в возрасте от 8 до 18 лет (68 %) имеют телевизор, около половины (54 %) — видеомагнитофон / DVD-проигрыватель и видеоигры (49 %), а почти треть (31 %) имеют компьютер. Также интересны данные, приводимые в статье со ссылкой на исследование Yokota & Thompson, в котором рассматривались все рейтинговые фильмы в США за период с 1937 по 1999 год: было обнаружено, что в каждом содержится хотя бы один акт насилия. Хьюстон и др. пишут, что средний американский подросток до 18 лет просматривает около 200 000 актов насилия по телевидению. Делинквентное поведение среди молодежи может быть также сформировано в определенной образовательной среде, в функционировании которой имеются существенные отклонения. Этот феномен описан в статье «Неприятная природа дисциплины и политика "нулевой терпимости": договариваясь о безопасной школьной окружающей среде среди несогласованностей, структурных ограничений и сложной жизни молодежи» [13]. В исследовании рассматривалась проблема рассогласованности предписанных правил поведения в школе и фактического поведения. Данные условия формировали предпосылки к жесткому поведению среди учащихся.

Пути решения существующих проблем

Спектр существующих вопросов в сфере детства широк и требует поиска ответа. Сложность решения этих вопросов, зачастую очень важных (к примеру, проблема насилия над детьми в семье и в школе), кроется в отсутствии или плохом качестве связей между науками, изучающими детей и молодежь, между наукой и политикой, между наукой и обществом и т. д. Одним из способов выхода из данной ситуации является налаживание практики междисциплинарных исследований.

В статье «Построение социологического знания в пределах дисциплинарных границ и за их пределом: мания величия против скромности?» [14] описаны два основных подхода к междисциплинарности. Один из них понимает междисициплинарность традиционно: как взаимодействие различных научных дисциплин. Например, взаимодействие социологии с такими науками, как история, психология, политология, позволяет по-другому оценить сложные социальные явления и предоставить комплексную оценку той или иной проблемы. Другой подход заключается в интеграции различных теоретических подходов внутри науки с целью создания единой концепции, данное направление можно охарактеризовать как «внутридисциплинарная междисциплинарность».

Совместный поиск решения науками или объединение усилий внутри науки позволяют более детально и полно рассматривать те или иные вопросы. Консенсус между учеными, конечно, трудно достижим, но всё же возможен. Гораздо более сложной задачей является внедрение научных достижений в управленческую практику.

Этот аспект анализируется в статье «Начальное образование: от науки к политике» [5], где подробно рассматриваются условия их успешного взаимодействия, а также барьеры, препятствующие сотрудничеству политиков и ученых. В одном из исследований по разработке государственной политики США, приведенном в качестве примера в данной статье, лишь 15 % компетентных респондентов (сотрудники Конгресса, государственные служащие и др.) оценили мнения «исследователей, ученых и консультантов» на принятие политических решений как «очень важное». Это еще раз подтверждает, что при принятии политических решений государственные деятели склонны руководствоваться рядом других факторов (учет общественного мнения, групп интересов, политических партий, масс-медиа и т. п.), что является своеобразным барьером на пути внедрения исследовательских результатов в практику принятия политических решений. Еще одним важным барьером является то, что ученые разных областей не сходятся во мнениях по определенным вопросам, а зачастую, противоречат друг другу, что в свою очередь не дает повода для принятия политического решения согласно научному обоснованию. Таким образом, проблема междисциплинарного знания и достоверности знания вообще является ключевой для обоснования той или иной проблемы.

Заключение

Из сказанного следует, что существующий спектр проблем исследований детей и молодежи весьма многообразен. Несмотря на то что большое внимание уделяется проблеме образования детей и молодежи, смежные с ним проблемы также находятся в пристальном фокусе социальных исследователей: это и взаимодействие политики и науки (а именно пути принятия решений государственными деятелями и влияния ученых и исследователей на эти решения, в частности в социальных сферах, таких как образование), жилищные проблемы семей с подростками, проблема смены школы, а также семьи с приемными детьми, влияние жестокого обращения с детьми, жесткость среди подростков, методы и способы изучения мнения детей по волнующим их темам и др.

Таким образом, социальным исследователям предстоит еще многое сделать в изучении детей и молодежи, их социального окружения и социальных факторов, влияющих на жизненный путь детей, подростков и молодежи.

С полнотекстом статьи можно ознакомиться на сайте Электронной библиотеки МГППУ

Смотрите также:

Статьи Книги Диссертации