Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Маркова Аэлита Капитоновна
Ученая степень: доктор психологических наук
|
|
Доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук.
Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ им. Ломоносова, аспирантуру в НИИ дефектологии Академии педагогических наук.
Специалист в области психологии развития, педагогической психологии, психологии профессионализма.
В течение длительного времени участвовала в экспериментальном конструировании учебных программ, направленных на мобилизацию резервов возрастного развития, на выявление условий повышения эффективности учебной деятельности и мотивации обучающихся, разрабатывала системный психологический подход к труду педагога.
Маркова Аэлита Капитоновна - автор психологической концепции профессионализма, которая включает: психологические критерии, уровни, этапы продвижения человека к профессионализму, виды профессиональной компетентности, задачно-личностный подход к построению профессиограммы и модели специалиста. Данная концепция может быть использована в ходе профессионального самосовершенствования специалиста, при определении психологических основ профессиональной аттестации кадров, при разработке курсов введения в профессию в вузе, при построении программы практической помощи психологам и акмеологам, специалисту в его профессиональном совершенствовании.
Область научных интересов: психология учения и его мотивации; психология обучения взрослых; закономерности возрастного развития, психология профессионализма.
Сочинения:
1. "Психология усвоения языка как средства общения" (1974), переведенной и изданной в 1979 г. в США;
2. "Психология обучения подростка" (1975);
3. "Формирование мотивации учения в школьном возрасте" (1983);
4. "Формирование мотивации учения" в соавт. (1990);
5. "Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте" в соавт. (1992);
6. "Психология труда учителя" ( 1993);
7. "Психология профессионализма" (1996);
8. Редактор ряда монографий и сборников, а также автор более 160 публикаций, переведенных на английский, немецкий, финский, датский, болгарский, венгерский, испанский, латышский языки.
- Диагностика и коррекция умственного развития школьников в школьном и дошкольном возрасте Петрозаводск, 1992
- Мотивация учения и её воспитание у школьников М.: Педагогика , 1983. — 64 с.
- Психология профессионализма М.: Международный гуманитарный фонд «Знание» М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г
- Психология усвоения языка как средства общения М., 1974. - 240 с.
- Формирование мотивации учения М.: Просвещение , 1983. – 192 с.
- Формирование мотивации учения: Кн. для учителя М.: Просвещение , 1990. — 192 с. — (Психол. наука — школе).