Статьи
Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Подходы к пониманию игры в современной западной психологии
В статье представлены определения игры и подходы к ее пониманию. На материале зарубежных статей рассматриваются различные критерии игры, а также походы к ее анализу: когнитивный, нарративный, социо-эволюционный и др. Специально обсуждаются терминологические и содержательные трудности в поиске критериев игры и ее определения.
|
|
|
|
|
Игра и произвольность у современных дошкольников
Сопоставляются данные об уровне развития игровой деятельности и ее влиянии на произвольное поведение у современных дошкольников и дошкольников 40—50-х гг. прошлого века. Результаты сравнения свидетельствуют о существенном снижении уровня сюжетно-ролевой игры у современных детей. В исследовании воспроизводится широко известный эксперимент З. В. Мануйленко (1948). Сопоставление данных дошкольников середины XX и начала XXI в. показывают значительное снижение уровня произвольного поведения как в игровой, так и в неигровой ситуации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что примитивная, недостаточно...
|
|
|
|
|
Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников
Представлено экспериментальное исследование отношений детей в разновозрастных группах детского сада по сравнению с одновозрастными. Результаты наблюдения и сравнительных экспериментов показали широкую вариативность отношений детей в разновозрастных группах: от поддержки и сопричастности до подавления и обесценивания младших детей старшими. При этом в каждой разновозрастной группе доминирует какой-либо тип определенный тип отношений между детьми. В отличие от этого в одновозрастной группе более равномерно представлены разные типы межличностных отношений. Показано, что главным фактором, влияющим...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявление психологических особенностей ребенка в ходе наблюдения за его игрой
Данная статья является результатом анализа психологических особенностей детей 1, наблюдаемых в процессе их игровой деятельности. В игре ребёнка мы обращаем внимание на его собственный выбор сюжета, игрушек, партнёров и т.д.; на динамику взаимоотношений, эмоциональных и поведенческих проявлений; на продолжительность и основное содержание игры, особенности идентификации, освоения игрового пространства и применение воображения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О единице сюжетно-ролевой игры
Описывается способ понимания живой детской игры, позволяющий точно определить ту предметность игры, которую Д.Б. Эльконин называл мотивационно-потребностной стороной человеческой деятельности. Показано, что культурным прототипом развернутой формы сюжетно-ролевой игры является волшебная сказка. Развернутая форма игры содержит два такта: "вызов" и "отклик на вызов". Мотив переживается и чувствуется ребенком как безусловная реальность тогда, когда он строит "вызов" и связывает его с "откликом на вызов". Единицей игры является не одна роль, взятая отдельно от...
|
|
|
|
|