Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Вопрос-ответ. Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул?
15 полезных советов по возвращению в школу в сентябре от мамы двух сыновей в спектре аутизма
Использование лепки на логопедических занятиях для вовлечения ребенка с РАС в совместную деятельность
Автор:  Власова Л.И. 
Дети с расстройствами аутистического спектра часто имеют выраженные трудности в совместной продуктивной деятельности со взрослыми. Это затрудняет коррекционную работу и делает труднодостижимыми ее планируемые результаты. Важной задачей индивидуальных занятий логопеда с большинством детей с аутистическими расстройствами на начальных этапах является не столько развитие речи, сколько формирование у них мотивации к совместной деятельности. Для налаживания взаимодействия педагога и ребенка можно использовать различные нетрадиционные для логопедических занятий приемы, например, как любимую деятельность...
О ключевых проблемах аутизма. Обучая динамическому мышлению
Автор:  Нейсон Б. 
Билл Нейсон — американский клинический психолог, проработавший с людьми аутистического спектра более 30 лет, — проделал собственную эволюцию взглядов от жесткого бихевиоризма до гуманизма. В своих двух книгах «Дискуссия об аутизме» он последовательно описывает трудности, с которыми приходится сталкиваться людям на спектре. Билл Нейсон как бы говорит от их лица: что они чувствуют, переживают, видят, ощущают, когда окружающий мир наваливается на них со всей своей скоростью и хаосом, а самые близкие люди заняты постоянным изменением их поведения, подлаживанием его под общепринятые нормы. В данном...
Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Автор:  Хаустов А.В. 
Образование детей с расстройствами аутистического спектра возможно только с учетом их особых образовательных потребностей. Особые образовательные потребности детей обуславливают необходимость создания специальных образовательных условий. На основе существующего первоначального перечня особых образовательных потребностей, представленного в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, и с учетом современных научных данных об особенностях их развития выделен структурированный перечень 4-х групп особых образовательных потребностей...
Роль генетических исследований при лечении аутизма. Синдром Фелан-Макдермид: история Саши
Под маской аутизма скрываются различные синдромы. Каждый синдром вызван определенной генетической поломкой, нарушающей развитие головного мозга и приводящей к аутистическим проявлениям. Правильно поставленный генетический диагноз аутизма помогает подобрать лечение и избежать ошибок. В статье рассматривается вариант расстройства аутистического спектра — синдром Фелан-Макдермид. Приводится клинический пример (история Саши): каким образом изменился подход к его лечению после уточнения диагноза.
К вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра
Для развития этапа школьного образования в системе комплексного сопровождения детей с расстрой¬ствами аутистического спектра важно адекватно оценивать их образовательные потребности, учитывая все аспекты аутистических нарушений, в том числе специфику интеллектуальной сферы. В статье рас¬смотрены некоторые моменты взаимосвязи расстройств аутистического спектра и умственной отстало¬сти. Показано, что такую взаимосвязь нельзя отнести к хронологической коморбидности; представлены динамика и структура связи расстройств аутистического спектра и умственной отсталости, различные варианты качественной характеристики...
О ключевых проблемах аутизма. Как мы можем помочь
Автор:  Нейсон Б. 
Билл Нейсон — американский клинический психолог, проработавший с людьми аутистического спек¬тра более 30-ти лет, — проделал собственную эволюцию взглядов от жесткого бихевиоризма до гуманиз¬ма. В своих двух книгах «Дискуссия об аутизме» он последовательно описывает трудности, с которыми приходится сталкиваться людям на спектре. Как бы от их лица Билл Нейсон говорит о том, что они чув¬ствуют, переживают, видят, ощущают, когда окружающий мир наваливается на них со всей своей ско¬ростью и хаосом, а самые близкие люди заняты постоянным изменением их поведения, подлаживанием его под общепринятые нормы...
Опыт инклюзии обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду школы «Ковчег»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1321 "Ковчег"» создана более 25-ти лет назад специалистами Центра лечебной педагогики и родителями для образования и социальной адаптации детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В школе реализуются принципы интегрированного обучения и инклюзивного подхода в образовании, создана образовательная среда, в максимальной степени соответствующая образовательным потребностям каждого ученика. В статье рассматривается опыт и организационные формы включения детей с расстройствами аутистического спектра...
Коммуникация и герменевтика в рамках инклюзии
Автор:  Салмери С. 
Герменевтическая педагогика представляет собой проблемный и критический подход. Герменевтика позволяет рассматривать образование как возможность, а не необходимость.
Регрессивные явления в условиях игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
Изучение регрессивных явлений для расстройств аутистического спектра (РАС) имеет особую важность, так как позволяет приблизиться к пониманию некоторых ключевых механизмов и возможно операционализировать «проникающий» характер этого нарушения развития. Исследование посвящено изучению на модели игрового поведения регрессивных явлений, которые определяются как снижение смысловой и произвольной организации игрового поведения. Цель исследования — выявление условий и факторов, вызывающих регрессивное поведение у детей с РАС. В исследовании участвовали дошкольники 5—7 лет. Была обследована группа детей...
Особенности психологического пространства у людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Автор:  Кислица Г.К. 
Рассматриваются особенности психологического пространства личности, внешние и внутренние факторы, влияющие на его формирование, применительно к людям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Отмечаются различия в формировании и восприятии психологического пространства и его границ при врожденных заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ДЦП), а также нарушениях, возникающих вследствие травматической болезни спинного мозга. Обсуждаются задачи и возможности психологической реабилитации, вытекающие из выявленных особенностей. Даются некоторые рекомендации для консультационной работы с людьми...
Интеграция психологической помощи в процесс реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор:  Алехина С.В. 
Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики
Автор:  Алехина С.В. 
Рассматриваются вопросы методологических оснований инклюзии в образовании; акцент делается на ценностных, нравственных условиях соци- альных изменений образовательной деятельности. Базовой единицей рассуждения автора являются принципы инклюзивного образования, которые формулируют новые контексты в построении образовательных отношений участников инклюзивного процесса. Обсуждаются три вопроса, на которые сегодня стоит обратить внимание: развитие инклюзивной культуры в образовательном сообществе; осмысленность выбора инклюзивного пути развития образовательной организации; направленность психологических...
Рунет для всех?
В 2013 году НП Культурный центр «Без Границ» было проведено первое в России исследование доступности веб-сайтов русскоязычного интернета для людей с ОВЗ. Исследование проводилось группой независимых экспертов при официальной поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Проект вошёл в шорт-лист Премии Рунета 2013 в категории «Государство и общество».
60 лет Александру Суворову: фактор Саморазвития
Автор:  Суворов А.В. 
«Человечность как фактор саморазвития личности» - под таким названием в Психологическом институте РАО 4 июня прошел Круглый стол в связи с 60-летием слепоглухого доктора психологических наук Александра Васильевича Суворова
Исследования детей из группы риска позволят рано корректировать аутизм
Автор:  Строганова Т.А. 
Дети с аутизмом страдают от сенсорных аномалий, которые проявляются гораздо раньше, чем диагностируется аутизм. На основе исследований этих аномалий возможна ранняя диагностика аутизма при помощи медицинского обследования, а не только по поведенческим критериям.
Эксперты рассказали, как действовать, если потерялся человек с аутизмом
Дети с расстройствами аутистического спектра убегают из дома в 4 раза чаще обычных. Они рискуют потеряться вне зависимости от возраста из-за особенностей, связанных с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Зачастую они просто не могут объяснить, что им нужна помощь. Как предотвратить побег? Что делать, если ребенок убежал? Как быстрее его найти? Как узнать имя и адрес потерявшегося человека, если он не может говорить?
Психиатров обещают вернуть в московские школы для детей с аутизмом
Автор:  Савченко И.А. 
Врачи-психиатры и другой медицинский персонал школы "Кашенкин луг" и школы на улице архитектора Власова в Москве сейчас оформляются в медицинские учреждения, но продолжат работать в этих школах с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), заявил в понедельник РИА Новости руководитель центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков при Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) Игорь Савченко.
Новый проект "Помогая другим - помогаешь себе!"
Новый проект Регионального благотворительного общественного фонда по поддержке социально незащищенных категорий граждан, разработанный совместно с факультетом дистанционного обучения МГППУ. Авторы проекта предлагают новаторские технологии, направленные на интеграцию инвалидов. Знакомство с этими технологиями прошло в рамках обучающего семинара, организованного фондом. В его работе приняли участие представители общественных организаций инвалидов, молодые инвалиды и их родители, социальные работники.