Представления о националистических группировках в современной российской культуре (на примере скинхедов)

Автор: Бронсков И.В. 
Ключевые слова:  девиации  подростки  субкультура 
Версия для печати

Данная тема актуальна как с точки зрения социально-психологической проблематики в целом, так и с позиции того, что проблемы этничности являются одним из краеугольных камней развития современного общества (в том числе и России). И безусловно проблемы молодежного национализма являются крайне важными для образовательного процесса.

Для исследования был выбран метод фокус-группы. Целевая группа: две мини-группы, с которыми производится групповая дискуссия в течение одного часа. Первая группа – подростковый возраст, вторая группа взрослые люди. В исследовании было три основных группы вопросов: вопросы, выявляющие представления респондентов о внешнем виде и поведенческих характеристиках «скинхедов»; вторая группа вопросов касалась отношения респондентов к «скинхедам», с когнитивной и эмоциональной точки зрения; и третья группа составляла общие вопросы, касающиеся возраста «скинхедов» и возможных причин, почему люди становятся «скинхедами».

Ответы на первую группу вопросов показали следующий результат: у подростков и у зрелых людей получился одинаковый портрет «скинхедов» - тяжелые ботинки, джинсы, короткие темного цвета куртки («бомберы»), бритоголовые. С поведенческой точки зрения наблюдается такая же ситуация, почти все респонденты отмечают, что в общественных местах «скинхеды» ведут себя нагло и агрессивно по отношению к окружающим их людям. Полученные результаты можно объяснить следующим образом. Почти все респонденты рассказали, что они узнали о «скинхедах» из средств массовой информации (в основном, из телевизионных новостей), лишь некоторые слышали о них от друзей. Таким образом, на составление данного портрета повлияла полученная информация из СМИ. В ходе своего теоретического анализа литературных источников, которые описывают внешний вид «скинхедов», я обнаружил, что их внешний вид очень разнообразен, здесь возникает вопрос, касающийся полученного единодушия среди респондентов разных фокус-групп.

Также в теоретическом исследовании было обнаружено, что телевизионные новости формируют отношение к происходящему, задают оценки людям и событиям, они основаны на реальных событиях, но в большинстве случаев они не являются отражением действительности. Трактовка реальных событий осуществляется телевидением столь правдоподобно, что зритель принимает, созданный миф за реальность. Таким образом, подобное единодушие респондентов объясняется влиянием средств массовой информации.

По второй группе вопросов, касающихся отношения к «скинхедам», респонденты двух групп имеет различные мнения. С точки зрения когнитивной сферы респонденты подросткового возраста расходятся во мнениях: половина респондентов считает, что среди «скинхедов» существуют адекватные люди, другая половина считает, что нет. Половина респондентов отмечает, что «скинхеды» относятся ближе к «хулиганам», а вторая половина ближе к «борцам за справедливость».

Респонденты зрелого возраста отмечают, что хотя идеи «скинхедов», которые касаются изгнания некоторых национальностей, является вполне допустимой, но те действия, которые «скинхеды» предпринимают для осуществления этой цели неприемлемы и незаконны. Все респонденты данной возрастной категории отнесли «скинхедов» к «хулиганам». Здесь важно отметить, что у подростков представления о «скинхедах» строятся с точки зрения личностных характеристик, а у зрелых людей с точки зрения тех действий и поступков, которые совершают «скинхеды». 

Эмоциональный компонент по отношению к «скинхедам» у подростков сводится к страху, у зрелых людей достаточно широк. Совпадение мнений у подростков можно объяснить аффективной ригидностью, которая характеризуется неспособностью изменить структуру аффективных проявлений, замедленным эмоциональном научением, неизменностью эмоциональной значимости объектов, упрямстве и застреваемости на одних и тех же мыслях и эмоциях.

К причинам появления подобных националистических групп (третья группа вопросов), респонденты подросткового возраста относят плохое материальное положение «скинхедов», групповое влияние, и невозможность чем-то себя занять. Эти причины характеризуют основные групповые ценности подростков. Респонденты же зрелого возраста отмечают широкий спектр возможных причин, которые касаются социальной нестабильности, проблем в семье, в желание выделиться, отличаться от другой толпы. Здесь основой выделения подобных причин является влияние СМИ, а также более развитая когнитивная сфера респондентов зрелого возраста. Респонденты обоих групп отмечает, что возрастом, характерным для «скинхедов», является подростковый возраст. Некоторые респонденты и в той и в другой группе отметили, что возраст «скинхедов» может также доходить до 35-40 лет.

Смотрите также:

Статьи
Вернуться к списку статей