Детская психология
 

Психологический анализ материнских жалоб

Copyright: © Электронная версия произведения размещена на сайте Электронной библиотеки МГППУ и предназначена для использования в образовательных и научных целях
Тип: статья
Версия для печати
Приводится классификация жалоб матерей детей разных возрастов (от 5 до 11 лет), обратившихся за психологической помощью. Показано, что наиболее проблемным для родителей является младший школьный возраст, когда главные трудности родителей связаны с учебной деятельностью ребенка. Излагается экспериментальное исследование психологических причин этих трудностей. На основе результатов естественного эксперимента и анкетирования родителей выделяются восемь типов проблемных форм взаимодействия матери и ребенка. Анализируются главные психологические причины материнских трудностей в отношениях с ребенком. Ключевые слова: родительские жалобы, взаимодействие матери и ребенка, межличностные конфликты, родительская позиция, эмоциональное принятие, личностное и предметное начало в отношении к ребенку.

Известно, что многие проблемы ребенка берут свое начало в нарушенных (проблемных) отношениях с родителями. Трудности в детско-родительских отношениях остро переживаются прежде всего матерями. Изобилие и разнообразие материнских жалоб дают богатый материал для психологического анализа типичных трудностей в отношениях родителя со своим ребенком. Основной задачей нашей работы является систематизация проблем, которые испытывают родители в отношениях с детьми, и изучение их действительных психологических оснований.

ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРУДНОСТЕЙ

В качестве метода для решения этой задачи мы использовали анализ карт детей, матери которых обратились за помощью к детскому психологу Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков в 1998—2001 гг. В ходе свободного интервью при отсутствии какой-либо внешней заданной структуры (как, например, в анкете) можно лучше увидеть истинные мотивы обращения родителей за помощью.

Всего было проанализировано 300 карт детей в возрасте от 5 до 11 лет — по 100 из каждой возрастной группы: дошкольный возраст (5—6 лет), младший школьный возраст (7—9 лет), предподростковый возраст (10—11 лет).

Карты были выбраны в случайном порядке; 2/3 детей во всех возрастных группах оказались мальчики.

При анализе жалоб учитывались возраст и пол ребенка, характер и направленность жалоб. Поскольку в каждом интервью содержалось несколько жалоб, исследование строилось именно на их количестве, а не на количестве случаев. В качестве критерия для классификации материнских проблем мы выбрали сферу их проявления. В соответствии с этим были выделены четыре основных блока жалоб.

Первый блок составили жалобы на внутриличностные проблемы ребенка (от чего, по мнению родителя, страдает сам ребенок). Среди этих проблем были: сензитивность ребенка (т. е. его чрезмерная чувствительность, боязливость, обидчивость, страхи и пр.); эмоциональная неуравновешенность, болезненные симптомы (тики, нарушения сна, энурез, заикание); слабость воли («Никуда не хочет ходить», «Не имеет устойчивых интересов»); неадекватное поведение.

Во второй блок вошли проблемы во взаимодействии матери и ребенка, прежде всего конфликтность в семье (возбудимость, вспыльчивость, раздражительность ребенка, а также его упрямство, неуправляемость, негативизм и пр.), сюда же относятся и жалобы на асоциальное поведение (лживость, воровство), на дефицит внимания в семье (ревность, требование к себе повышенного внимания дома, эгоцентризм), на изоляцию в семейной ситуации (замкнутость, необщительность ребенка дома).

Третий блок составили проблемы во взаимодействии ребенка с другими людьми — взрослыми и сверстниками, например, соперничество («Хочет быть первым», «Проявляет эгоцентризм с детьми», «Конфликтует со сверстниками»), изолированность в отношениях (замкнутость, трудности в общении), сензитивность в отношениях (неуверенность в себе, стеснительность), конфликтность.

Наконец, четвертый блок составили проблемы в учебной деятельности или подготовке к ней: жалобы матерей на темповые характеристики ребенка (невнимательность, неусидчивость, рассеянность, утомляемость, заторможенность); переживания матерей по поводу отсутствия воли и произвольности ребенка (нежелания заниматься, неорганизованность, несобранность, несамостоятельность); проблемы когнитивного развития (речевые проблемы, трудности в учебе, трудности с письмом, плохая память, родительские сомнения в готовности ребенка к школе).

Наиболее распространенной оказалась проблема внимания и темповых характеристик, составившая 44,5% от общего количества жалоб данной группы.

Суммарный подсчет показал, что первое место среди других групп жалоб занимают проблемы в учебной деятельности, которые составляют 32% от общего числа жалоб, далее следуют проблемы во взаимодействии матери и ребенка (30,9%), внутриличностные проблемы ребенка (22,3%) и наконец проблемы ребенка во взаимодействии с другими людьми (14,7%).

ЗАВИСИМОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРУДНОСТЕЙ ОТ ВОЗРАСТА И ПОЛА РЕБЕНКА

Более глубокий анализ показал, что содержание жалоб (а значит, родительских переживаний) во многом зависит от возраста ребенка и его пола. Остановимся на данных, характеризующих половозрастную структуру материнских жалоб.

В старшем дошкольном возрасте на первом месте оказались проблемы, связанные с подготовкой к учебной деятельности, среди которых преобладали нарушения внимания и темповых характеристик (почти половина всех родительских жалоб). Родителей больше всего беспокоит медлительность или излишняя активность ребенка, его невнимательность и неусидчивость, которые могут препятствовать и его адаптации к школьной ситуации. Характерно, что проявления гиперактивности более свойственны мальчикам, а девочки больше беспокоят родителей своей пассивностью. На втором месте у матерей детей этого возраста — внутриличностные проблемы ребенка, среди которых наиболее выражена сензитивность, особенно свойственная девочкам. С другой стороны, родителей беспокоит несамостоятельность и зависимость детей, они хотят разрешить эти проблемы, чтобы облегчить их адаптацию к учебному процессу. Мальчики опережают девочек по эмоциональной неуравновешенности, а девочки — по сензитивности, причем эти половые различия максимальны именно в 5—6 лет.

В младшем школьном возрасте отмечается увеличение жалоб на проблемы во взаимоотношениях матери и ребенка. При этом удельный вес внутриличностных проблем и проблем во взаимодействии с другими людьми снижается, а проблемы в учебе растут. Это может означать, что с поступлением ребенка в школу родительские трудности во взаимоотношениях с ребенком связаны преимущественно с учебной деятельностью. Родителей беспокоят появления психологической незрелости ребенка, регрессивные тенденции в его поведении, что мешает ему учиться и проявлять ответственность. В то же время наблюдается появление жалоб на асоциальное поведение, что отражает протест ребенка против давления и новых требований. Анализ проблем в учебе показал, что максимальный прирост жалоб к 7—9 годам произошел в подгруппе воля и произвольность, которые непосредственно связаны с учебной деятельностью ребенка. Их недостаточность может создавать почву для проблем в детско-родительских отношениях.

В общей картине внутриличностных проблем ребенка также наблюдается рост в подгруппе слабость воли, в равной степени касающийся девочек и мальчиков. Таким образом, проблемы волевой сферы являются общими для этого возраста, они выражаются не только в учебе как ведущей форме деятельности ребенка 7—9 лет, но и в других сферах его жизни.

Максимальный относительный прирост жалоб произошел в подгруппе конфликтность в отношениях, при этом у девочек он составил 2,6 раза, а у мальчиков — лишь 1,5. Неожиданным оказалось и преобладание жалоб матерей девочек на асоциальное поведение, а матерей мальчиков — на дефицит внимания в семье. В сравнении с предыдущим возрастом обращает на себя внимание снижение сензитивности, сопровождающееся ростом эмоциональной неуравновешенности у девочек и прямо противоположная динамика этих показателей у мальчиков. Таким образом, матери девочек чаще сталкиваются с проявлениями агрессии ребенка, а матери мальчиков страдают от их регрессивных тенденций. Можно сказать, что в 7—9 лет проблемы пола воспринимаются перевернуто, что приводит к нивелированию половых различий в младшем школьном возрасте. Проблемы девочек и мальчиков становятся сходными и по количеству, и по качеству. Кроме того, в возрасте 7—9 лет различия между общим количеством жалоб у родителей мальчиков и девочек минимальны по сравнению с другими возрастными промежутками, их распределение по группам также одинаково (и для мальчиков, и для девочек более актуальными являются проблемы в учебе). Для девочек этого возраста характерно максимальное количество жалоб по сравнению с другими периодами, а для мальчиков — минимальное.

В младшем подростковом возрасте продолжается рост проблем во взаимоотношениях матери и ребенка, которые выходят на первое место. Параллельно с этим наблюдается очередной скачок проблем во взаимодействии с другими людьми с резким повышением соперничества, которое в этом возрасте занимает первое место. Эти данные могут свидетельствовать о смещении интересов подростка на среду сверстников, что определенным образом переживается матерью как изоляция его в семейной ситуации. Что касается самого подростка, то его больше начинает волновать то, насколько его ценят и любят. Эта возросшая потребность в признании находит свое выражение в структуре материнских жалоб. Особо значимыми становятся дефицит внимания в семье, касающийся семейного статуса ребенка, и соперничество в отношениях, связанное с темой самоутверждения вне дома (среди сверстников, в школе, со значимыми другими). В предподростковом возрасте наблюдается максимальный перевес жалоб на мальчиков. Отмечается снижение показателя асоциального поведения у девочек и его рост у мальчиков. Внутриличностные проблемы ребенка обнаруживают аналогичные тенденции: у мальчиков растут показатели эмоциональной неуравновешенности и слабости воли, а у девочек они снижаются, что свидетельствует об акцентуации половой специфики мальчиков и девочек и обострении проблем, стоящих за ними.

При сопоставлении трудностей родителей, которые имеют детей разного возраста, обращает на себя внимание младший школьный возраст, где сконцентрированы все показатели конфликтности. При этом в 7—9 лет проблемы во взаимодействии с другими людьми минимальны, а проблемы во взаимоотношениях матери и ребенка выражены в наибольшей степени. Это характеризует младший школьный возраст как наиболее напряженный период для семьи. С поступлением ребенка в школу отношения родителей и ребенка становятся более конфликтными. Повышенные требования к ребенку, постоянная оценка его успехов в учебе переносятся на семейные отношения, качественно меняя их и создавая ситуацию особой напряженности.

В этой связи мы решили более подробно исследовать детско-родительские отношения именно в этом возрасте. Важно понять, что стоит за жалобами на трудности в учебе и в какой степени они соответствуют наличию реальных проблем ребенка или же они обусловлены внутренней установкой матери.

Полный текст читайте на сайте электронной библиотеки МГППУ - PSYCHLIB.RU.
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
Смотрите также:

Статьи Книги Диссертации

Новости психологии

24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»


10.12.2021

Скиллы будущего: БФ «Система» рассказал об изменениях на рынке образования



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика