Психологический анализ материнских жалоб
|
Известно, что многие проблемы ребенка берут свое начало в нарушенных (проблемных) отношениях с родителями. Трудности в детско-родительских отношениях остро переживаются прежде всего матерями. Изобилие и разнообразие материнских жалоб дают богатый материал для психологического анализа типичных трудностей в отношениях родителя со своим ребенком. Основной задачей нашей работы является систематизация проблем, которые испытывают родители в отношениях с детьми, и изучение их действительных психологических оснований.
ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРУДНОСТЕЙ
В качестве метода для решения этой задачи мы использовали анализ карт детей, матери которых обратились за помощью к детскому психологу Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков в 1998—2001 гг. В ходе свободного интервью при отсутствии какой-либо внешней заданной структуры (как, например, в анкете) можно лучше увидеть истинные мотивы обращения родителей за помощью.
Всего было проанализировано 300 карт детей в возрасте от 5 до 11 лет — по 100 из каждой возрастной группы: дошкольный возраст (5—6 лет), младший школьный возраст (7—9 лет), предподростковый возраст (10—11 лет).
Карты были выбраны в случайном порядке; 2/3 детей во всех возрастных группах оказались мальчики.
При анализе жалоб учитывались возраст и пол ребенка, характер и направленность жалоб. Поскольку в каждом интервью содержалось несколько жалоб, исследование строилось именно на их количестве, а не на количестве случаев. В качестве критерия для классификации материнских проблем мы выбрали сферу их проявления. В соответствии с этим были выделены четыре основных блока жалоб.
Первый блок составили жалобы на внутриличностные проблемы ребенка (от чего, по мнению родителя, страдает сам ребенок). Среди этих проблем были: сензитивность ребенка (т. е. его чрезмерная чувствительность, боязливость, обидчивость, страхи и пр.); эмоциональная неуравновешенность, болезненные симптомы (тики, нарушения сна, энурез, заикание); слабость воли («Никуда не хочет ходить», «Не имеет устойчивых интересов»); неадекватное поведение.
Во второй блок вошли проблемы во взаимодействии матери и ребенка, прежде всего конфликтность в семье (возбудимость, вспыльчивость, раздражительность ребенка, а также его упрямство, неуправляемость, негативизм и пр.), сюда же относятся и жалобы на асоциальное поведение (лживость, воровство), на дефицит внимания в семье (ревность, требование к себе повышенного внимания дома, эгоцентризм), на изоляцию в семейной ситуации (замкнутость, необщительность ребенка дома).
Третий блок составили проблемы во взаимодействии ребенка с другими людьми — взрослыми и сверстниками, например, соперничество («Хочет быть первым», «Проявляет эгоцентризм с детьми», «Конфликтует со сверстниками»), изолированность в отношениях (замкнутость, трудности в общении), сензитивность в отношениях (неуверенность в себе, стеснительность), конфликтность.
Наконец, четвертый блок составили проблемы в учебной деятельности или подготовке к ней: жалобы матерей на темповые характеристики ребенка (невнимательность, неусидчивость, рассеянность, утомляемость, заторможенность); переживания матерей по поводу отсутствия воли и произвольности ребенка (нежелания заниматься, неорганизованность, несобранность, несамостоятельность); проблемы когнитивного развития (речевые проблемы, трудности в учебе, трудности с письмом, плохая память, родительские сомнения в готовности ребенка к школе).
Наиболее распространенной оказалась проблема внимания и темповых характеристик, составившая 44,5% от общего количества жалоб данной группы.
Суммарный подсчет показал, что первое место среди других групп жалоб занимают проблемы в учебной деятельности, которые составляют 32% от общего числа жалоб, далее следуют проблемы во взаимодействии матери и ребенка (30,9%), внутриличностные проблемы ребенка (22,3%) и наконец проблемы ребенка во взаимодействии с другими людьми (14,7%).
ЗАВИСИМОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРУДНОСТЕЙ ОТ ВОЗРАСТА И ПОЛА РЕБЕНКА
Более глубокий анализ показал, что содержание жалоб (а значит, родительских переживаний) во многом зависит от возраста ребенка и его пола. Остановимся на данных, характеризующих половозрастную структуру материнских жалоб.
В старшем дошкольном возрасте на первом месте оказались проблемы, связанные с подготовкой к учебной деятельности, среди которых преобладали нарушения внимания и темповых характеристик (почти половина всех родительских жалоб). Родителей больше всего беспокоит медлительность или излишняя активность ребенка, его невнимательность и неусидчивость, которые могут препятствовать и его адаптации к школьной ситуации. Характерно, что проявления гиперактивности более свойственны мальчикам, а девочки больше беспокоят родителей своей пассивностью. На втором месте у матерей детей этого возраста — внутриличностные проблемы ребенка, среди которых наиболее выражена сензитивность, особенно свойственная девочкам. С другой стороны, родителей беспокоит несамостоятельность и зависимость детей, они хотят разрешить эти проблемы, чтобы облегчить их адаптацию к учебному процессу. Мальчики опережают девочек по эмоциональной неуравновешенности, а девочки — по сензитивности, причем эти половые различия максимальны именно в 5—6 лет.
В младшем школьном возрасте отмечается увеличение жалоб на проблемы во взаимоотношениях матери и ребенка. При этом удельный вес внутриличностных проблем и проблем во взаимодействии с другими людьми снижается, а проблемы в учебе растут. Это может означать, что с поступлением ребенка в школу родительские трудности во взаимоотношениях с ребенком связаны преимущественно с учебной деятельностью. Родителей беспокоят появления психологической незрелости ребенка, регрессивные тенденции в его поведении, что мешает ему учиться и проявлять ответственность. В то же время наблюдается появление жалоб на асоциальное поведение, что отражает протест ребенка против давления и новых требований. Анализ проблем в учебе показал, что максимальный прирост жалоб к 7—9 годам произошел в подгруппе воля и произвольность, которые непосредственно связаны с учебной деятельностью ребенка. Их недостаточность может создавать почву для проблем в детско-родительских отношениях.
В общей картине внутриличностных проблем ребенка также наблюдается рост в подгруппе слабость воли, в равной степени касающийся девочек и мальчиков. Таким образом, проблемы волевой сферы являются общими для этого возраста, они выражаются не только в учебе как ведущей форме деятельности ребенка 7—9 лет, но и в других сферах его жизни.
Максимальный относительный прирост жалоб произошел в подгруппе конфликтность в отношениях, при этом у девочек он составил 2,6 раза, а у мальчиков — лишь 1,5. Неожиданным оказалось и преобладание жалоб матерей девочек на асоциальное поведение, а матерей мальчиков — на дефицит внимания в семье. В сравнении с предыдущим возрастом обращает на себя внимание снижение сензитивности, сопровождающееся ростом эмоциональной неуравновешенности у девочек и прямо противоположная динамика этих показателей у мальчиков. Таким образом, матери девочек чаще сталкиваются с проявлениями агрессии ребенка, а матери мальчиков страдают от их регрессивных тенденций. Можно сказать, что в 7—9 лет проблемы пола воспринимаются перевернуто, что приводит к нивелированию половых различий в младшем школьном возрасте. Проблемы девочек и мальчиков становятся сходными и по количеству, и по качеству. Кроме того, в возрасте 7—9 лет различия между общим количеством жалоб у родителей мальчиков и девочек минимальны по сравнению с другими возрастными промежутками, их распределение по группам также одинаково (и для мальчиков, и для девочек более актуальными являются проблемы в учебе). Для девочек этого возраста характерно максимальное количество жалоб по сравнению с другими периодами, а для мальчиков — минимальное.
В младшем подростковом возрасте продолжается рост проблем во взаимоотношениях матери и ребенка, которые выходят на первое место. Параллельно с этим наблюдается очередной скачок проблем во взаимодействии с другими людьми с резким повышением соперничества, которое в этом возрасте занимает первое место. Эти данные могут свидетельствовать о смещении интересов подростка на среду сверстников, что определенным образом переживается матерью как изоляция его в семейной ситуации. Что касается самого подростка, то его больше начинает волновать то, насколько его ценят и любят. Эта возросшая потребность в признании находит свое выражение в структуре материнских жалоб. Особо значимыми становятся дефицит внимания в семье, касающийся семейного статуса ребенка, и соперничество в отношениях, связанное с темой самоутверждения вне дома (среди сверстников, в школе, со значимыми другими). В предподростковом возрасте наблюдается максимальный перевес жалоб на мальчиков. Отмечается снижение показателя асоциального поведения у девочек и его рост у мальчиков. Внутриличностные проблемы ребенка обнаруживают аналогичные тенденции: у мальчиков растут показатели эмоциональной неуравновешенности и слабости воли, а у девочек они снижаются, что свидетельствует об акцентуации половой специфики мальчиков и девочек и обострении проблем, стоящих за ними.
При сопоставлении трудностей родителей, которые имеют детей разного возраста, обращает на себя внимание младший школьный возраст, где сконцентрированы все показатели конфликтности. При этом в 7—9 лет проблемы во взаимодействии с другими людьми минимальны, а проблемы во взаимоотношениях матери и ребенка выражены в наибольшей степени. Это характеризует младший школьный возраст как наиболее напряженный период для семьи. С поступлением ребенка в школу отношения родителей и ребенка становятся более конфликтными. Повышенные требования к ребенку, постоянная оценка его успехов в учебе переносятся на семейные отношения, качественно меняя их и создавая ситуацию особой напряженности.
В этой связи мы решили более подробно исследовать детско-родительские отношения именно в этом возрасте. Важно понять, что стоит за жалобами на трудности в учебе и в какой степени они соответствуют наличию реальных проблем ребенка или же они обусловлены внутренней установкой матери.
Полный текст читайте на сайте электронной библиотеки МГППУ - PSYCHLIB.RU.
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
Статьи
- Взаимосвязь факторов рассогласования материнских представлений о ребенке с реальными особенностями ребенка и материнским отношением к нему
М., 2005. - 560 с.
- Как преодолеть трудности в обучении детей
М.: Ось , 1997. - 224 с. - Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников
М.: Педагогическое общество России - Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход
Спб.: Питер , 2008. — 320 с: ил. — (Серия «Детскому психологу»). - Школьные трудности благополучных детей
М.: Знание , 1989. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 3).
- Особенности действия контроля в учебной деятельности младших школьников
М.: Знание , 1989. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 3). - Особенности мотивации учебной трудовой деятельности младших школьников в различных условиях обучения
М.: Знание , 1989. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 3). - Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности
М.: Знание , 1989. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 3). - Психологические особенности учебной деятельности младших подростков (на материале усвоения учащимися 4 класса содержания математического понятия функций)
М.: Знание , 1989. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 3). - Типология "Психологических синдромов" у младших школьников общеобразовательной школы, неуспешных в учебной деятельности
М.: Знание , 1989. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 3). - Формирование эмоциональных компонентов мотивации учебной деятельности школьников
М.: Знание , 1989. — (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 3).