Детская психология
 

Особенности типов руководства родителями деятельности детей дошкольного возраста

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Многочисленные исследования, посвященные выявлению многообразия родительского поведения во взаимодействии с ребенком, поднимают вопрос о зависимости особенностей взаимодействия родителя и ребенка от характера их отношений. В настоящее время представляется недостаточно разработанной проблема разработки методов для выявления объективной картины сложившихся родительско-детских отношений. Одним из путей решения этой проблемы служит изучение реального взаимодействия родителя и ребенка. Моделирование реального родительско-детского  взаимодействие позволяет выявить конкретные  проявления исследуемого отношения.

В консультативной практике имеет высокую диагностическую ценность такой методический прием как “Пробы на совместную деятельность” (Лидерс А.Г. 1994, Карабанова О.А. 2004). При реализации данного приема создается ситуация, когда родитель и ребенок встают перед необходимостью совместного решения конструктивной задачи.

Методика «Пробы на совместную деятельность» направлена на диагностику особенностей когнитивного и эмоционального компонентов взаимодействия в системе родительско-детских отношений. К участию во взаимодействии приглашается диада - родитель и ребенок. В качестве конструктивного материала в методике могут использоваться конструктор, мозаика, кубики. Участникам взаимодействия предлагается совместно выполнить задание - составить фигуру из конструктивного материала по заданному образцу.

При составлении заключения по пробе на совместную деятельность соотносятся особенности делового (когнитивно-деятельностного) и межличностного (эмоционального) блоков показателей  взаимодействия родителей с детьми.

Показатели когнитивного компонента взаимодействия:

  1. Ролевое  распределение “ведущий - ведомый” (4 показателя);
  2. Целенаправленность и последовательность руководства (2 показателя);
  3. Особенности введения инструкции (6 показателей);
  4. Ориентация на действия партнера (4 показателя);
  5. Контроль (3 показателя);
  6. Оценивание (5 показателей);
  7. Особенности принятия руководства  ведомым (9 показателей). Всего 33 показателя.

Показатели эмоционального компонента взаимодействия: 

  1. Стремление к взаимодействию (6 показателей);
  2. Дистанция  при взаимодействии (2 показателя);
  3. Эмоциональное Принятие – Отвержение (6 показателей);
  4. Отношения защиты – обвинения (3 показателя);
  5. Эмоциональные проявления (5 показателей). Всего 22 показателя.

Родительско-детское взаимодействие оценивается по степени гармоничности или дисгармоничности каждого из показателей взаимодействия от 1 балла (приближенность к гармоничному полюсу выраженности показателя) до 3 баллов (приближенность к дисгармоничному полюсу выраженности показателя).

Результаты исследования особенностей диадического взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста.

Исследование ставит целью, попытаться выделить складывающиеся типы взаимодействия родителя и ребенка в совместной деятельности по решению конструктивной задачи.

В исследовании приняли участие 67 диад «ребенок – родитель». Возраст детей 4.6 - 7.11 лет. Исследование проводилось в 2003-2004 гг. в условиях детских дошкольных учреждений г. Москвы: ГОУ №6 (круглосуточного пребывания), №72 (круглосуточного пребывания для детей с ЗПР),  №174 (компенсирующего типа для детей с ОНР), №1122, №1515, прогимназия  № 1717.

Выделены следующие  варианты соотношения  характеристик делового и межличностного общения по критерию сбалансированности когнитивного и эмоционального компонентов взаимодействия:

Равновесное взаимодействие: гармоничность делового и межличностного эмоционального  компонентов взаимодействия (Д+Э+); дисгармоничность делового и межличностного (Д-Э-).

Рассогласованное взаимодействие: дисгармоничность делового сотрудничества на фоне  гармоничности  эмоциональных отношений (Д-Э+); дисгармоничность эмоциональных отношений на фоне эффективного делового сотрудничества (Д+ Э-).

В результате проведенного исследования было получено распределение выборки испытуемых по типам взаимодействия.

Тип 1. Собственно гармоничное взаимодействие (Д+Э+) характеризуется наибольшей выраженностью гармоничного полюса показателей деловой и эмоциональной сторон взаимодействия со стороны родителя и со стороны ребенка (52 % от общего числа испытуемых). По .данной группе испытуемых наблюдается взаимная согласованность в распределении ролей «ведущий-ведомый»; отсутствие напряженности и конфликтности отношений; логически обоснованное руководство последовательностью действий ведомого; конкретные, понятные, развернутые инструкции по выполнению действий;  ориентация на темп деятельности, инициативу, состояние ведомого; адекватная оценка своего руководства и действий ведомого; вербальное и невербальное поддержание положительного эмоционального контакта с ведомым.

Тип 2. Собственно дисгармоничное взаимодействие (Д-Э-) характеризуется наибольшей выраженностью дисгармоничного полюса показателей деловой и эмоциональной сторон взаимодействия (16 % от общего числа испытуемых).

По блоку когнитивно-деятельностных показателей:

  • по шкале «особенности руководства»: а) со стороны родителей выражена непоследовательность в перечислении предстоящих действий; б) со стороны ребенка выражено как стремление все сделать за ведомого, так и непоследовательность руководства;
  • по шкале «предъявление инструкции»: а) со стороны родителей наблюдается фрагментарность и отрывочность указаний; б) дети так же показывают фрагментарность и отрывочность указаний при выполнении роли ведущего;
  •  по шкале «ориентация на действия партнера» выражено отсутствие ориентации на достижение полного понимания ведомым инструкции со стороны родителей и со стороны детей;
  • по шкале «особенности контроля» выражено отсутствие стремления у родителей обсудить с ребенком последовательность предстоящих действий;
  • по шкале «особенности оценки» наиболее выражен показатель негативной оценки действий ведомого со стороны родителей;
  • по шкале «принятие руководства со стороны ведомого» наблюдается неадекватная коррекция ребенком собственных действий  после замечаний родителя;

По блоку показателей эмоциональной стороны взаимодействия:

  • по шкале «стремление к взаимодействию» со стороны родителей выражен показатель возложения ответственности за неудачу на ведомого;
  • по шкале «дистанция при взаимодействии»: а) со стороны родителей наблюдается отсутствие стремления придвинуться наклониться к ребенку; б) со стороны ребенка также выражено отсутствие желания поддерживать близкую дистанцию при выполнении совместной деятельности;
  • по шкале «эмоциональное принятие – отвержение» родители избегают употреблять имя ребенка, заменяя его безличными местоимениями, выражают нетерпимость, холодность по отношению к ребенку и раздражение его действиями, не испытывают эмпатии к ребенку;
  • по  шкале «отношение защиты - обвинения» выражены все три показателя неблагополучия со стороны родителя: возложение ответственности за неудачу на ребенка, обвинения и критика в его адрес; со стороны ребенка в диадах данной группы при реализации позиции ведущего наблюдается благополучная ситуация по рассматриваемой шкале;
  • по шкале «эмоциональные проявления» у родителей при неуспехе наблюдается проявления раздражения и злости.

Значительно менее представлены рассогласованные типы родительско-детского взаимодействия по обследованной выборке испытуемых.

Тип 3. Дисгармоничное эмоциональное взаимодействие (Д+ Э-) характеризуется выраженностью гармоничного полюса показателей деловой и дисгармоничного полюса эмоциональной сторон взаимодействия. Данную группу испытуемых можно отнести к условно благополучной по типу взаимодействия (28 % от общего числа испытуемых).

Здесь лидерство захватывается ребенком. Во взаимоотношениях ведущего и ведомого, наблюдается непоследовательное руководство с тенденцией к выполнению действий за ведомого, инструкция предъявляется с ориентацией на отдаленный результат без указания на выполнение очередного действия. Что объясняется возрастными особенностями ребенка-ведущего.

По блоку показателей эмоциональной стороны взаимодействия несколько повышены показатели дисгармонии по шкале «дистанция при взаимодействии» и «поддержание контакта при взаимодействии».

Наименее представлена группа с эффективным деловым сотрудничеством при неблагополучной эмоциональной ситуации взаимодействия.

Тип 4. Дисгармоничное деловое взаимодействие (Д- Э+) характеризуется выраженностью дисгармоничного полюса показателей деловой и гармоничного полюса эмоциональной сторон взаимодействия (4 % от общего числа испытуемых).

По блоку когнитивно-деятельностных показателей со стороны родителей наблюдается непоследовательность руководства (шкала «эффективность руководства»). Родительское руководство осуществляется при помощи неадекватных содержанию деятельности указаний, которые предъявляются с недооценкой возможностей ребенка (шкала «особенности предъявления инструкции») с опорой на отдаленный результат (шкала «особенности контроля»). В данной группе также выражена негативная оценка родителем собственного руководства (шкала «особенности оценки»).

По блоку показателей эмоциональной стороны взаимодействия в целом картина благополучная, за исключением несколько повышенного показателя неблагополучия по шкале «эмоциональное принятие отвержение» - избегание родителями употребления имени родителем.

Таким образом, в исследовании деловой и эмоциональной сторон родительско-детского взаимодействия получены данные о характерных особенностях четырех типов руководства родителями деятельности детей дошкольного возраста. Результаты исследования нашли практическое применение в консультативной работе педагогов-психологов ГОУ по оптимизации родительско-детских отношений в семьях обследуемой выборки.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

17.10.2021

День отца впервые отмечают в России


12.10.2021 12:32:00

Открылся телефон бесплатной психологической помощи для родителей


12.10.2021

||| Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика