Особенности типов руководства родителями деятельности детей дошкольного возраста
|
Многочисленные исследования, посвященные выявлению многообразия родительского поведения во взаимодействии с ребенком, поднимают вопрос о зависимости особенностей взаимодействия родителя и ребенка от характера их отношений. В настоящее время представляется недостаточно разработанной проблема разработки методов для выявления объективной картины сложившихся родительско-детских отношений. Одним из путей решения этой проблемы служит изучение реального взаимодействия родителя и ребенка. Моделирование реального родительско-детского взаимодействие позволяет выявить конкретные проявления исследуемого отношения.
В консультативной практике имеет высокую диагностическую ценность такой методический прием как “Пробы на совместную деятельность” (Лидерс А.Г. 1994, Карабанова О.А. 2004). При реализации данного приема создается ситуация, когда родитель и ребенок встают перед необходимостью совместного решения конструктивной задачи.
Методика «Пробы на совместную деятельность» направлена на диагностику особенностей когнитивного и эмоционального компонентов взаимодействия в системе родительско-детских отношений. К участию во взаимодействии приглашается диада - родитель и ребенок. В качестве конструктивного материала в методике могут использоваться конструктор, мозаика, кубики. Участникам взаимодействия предлагается совместно выполнить задание - составить фигуру из конструктивного материала по заданному образцу.
При составлении заключения по пробе на совместную деятельность соотносятся особенности делового (когнитивно-деятельностного) и межличностного (эмоционального) блоков показателей взаимодействия родителей с детьми.
Показатели когнитивного компонента взаимодействия:
-
Ролевое распределение “ведущий - ведомый” (4 показателя);
-
Целенаправленность и последовательность руководства (2 показателя);
-
Особенности введения инструкции (6 показателей);
-
Ориентация на действия партнера (4 показателя);
-
Контроль (3 показателя);
-
Оценивание (5 показателей);
-
Особенности принятия руководства ведомым (9 показателей). Всего 33 показателя.
Показатели эмоционального компонента взаимодействия:
-
Стремление к взаимодействию (6 показателей);
-
Дистанция при взаимодействии (2 показателя);
-
Эмоциональное Принятие – Отвержение (6 показателей);
-
Отношения защиты – обвинения (3 показателя);
-
Эмоциональные проявления (5 показателей). Всего 22 показателя.
Родительско-детское взаимодействие оценивается по степени гармоничности или дисгармоничности каждого из показателей взаимодействия от 1 балла (приближенность к гармоничному полюсу выраженности показателя) до 3 баллов (приближенность к дисгармоничному полюсу выраженности показателя).
Результаты исследования особенностей диадического взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста.
Исследование ставит целью, попытаться выделить складывающиеся типы взаимодействия родителя и ребенка в совместной деятельности по решению конструктивной задачи.
В исследовании приняли участие 67 диад «ребенок – родитель». Возраст детей 4.6 - 7.11 лет. Исследование проводилось в 2003-2004 гг. в условиях детских дошкольных учреждений г. Москвы: ГОУ №6 (круглосуточного пребывания), №72 (круглосуточного пребывания для детей с ЗПР), №174 (компенсирующего типа для детей с ОНР), №1122, №1515, прогимназия № 1717.
Выделены следующие варианты соотношения характеристик делового и межличностного общения по критерию сбалансированности когнитивного и эмоционального компонентов взаимодействия:
Равновесное взаимодействие: гармоничность делового и межличностного эмоционального компонентов взаимодействия (Д+Э+); дисгармоничность делового и межличностного (Д-Э-).
Рассогласованное взаимодействие: дисгармоничность делового сотрудничества на фоне гармоничности эмоциональных отношений (Д-Э+); дисгармоничность эмоциональных отношений на фоне эффективного делового сотрудничества (Д+ Э-).
В результате проведенного исследования было получено распределение выборки испытуемых по типам взаимодействия.
Тип 1. Собственно гармоничное взаимодействие (Д+Э+) характеризуется наибольшей выраженностью гармоничного полюса показателей деловой и эмоциональной сторон взаимодействия со стороны родителя и со стороны ребенка (52 % от общего числа испытуемых). По .данной группе испытуемых наблюдается взаимная согласованность в распределении ролей «ведущий-ведомый»; отсутствие напряженности и конфликтности отношений; логически обоснованное руководство последовательностью действий ведомого; конкретные, понятные, развернутые инструкции по выполнению действий; ориентация на темп деятельности, инициативу, состояние ведомого; адекватная оценка своего руководства и действий ведомого; вербальное и невербальное поддержание положительного эмоционального контакта с ведомым.
Тип 2. Собственно дисгармоничное взаимодействие (Д-Э-) характеризуется наибольшей выраженностью дисгармоничного полюса показателей деловой и эмоциональной сторон взаимодействия (16 % от общего числа испытуемых).
По блоку когнитивно-деятельностных показателей:
-
по шкале «особенности руководства»: а) со стороны родителей выражена непоследовательность в перечислении предстоящих действий; б) со стороны ребенка выражено как стремление все сделать за ведомого, так и непоследовательность руководства;
-
по шкале «предъявление инструкции»: а) со стороны родителей наблюдается фрагментарность и отрывочность указаний; б) дети так же показывают фрагментарность и отрывочность указаний при выполнении роли ведущего;
-
по шкале «ориентация на действия партнера» выражено отсутствие ориентации на достижение полного понимания ведомым инструкции со стороны родителей и со стороны детей;
-
по шкале «особенности контроля» выражено отсутствие стремления у родителей обсудить с ребенком последовательность предстоящих действий;
-
по шкале «особенности оценки» наиболее выражен показатель негативной оценки действий ведомого со стороны родителей;
-
по шкале «принятие руководства со стороны ведомого» наблюдается неадекватная коррекция ребенком собственных действий после замечаний родителя;
По блоку показателей эмоциональной стороны взаимодействия:
-
по шкале «стремление к взаимодействию» со стороны родителей выражен показатель возложения ответственности за неудачу на ведомого;
-
по шкале «дистанция при взаимодействии»: а) со стороны родителей наблюдается отсутствие стремления придвинуться наклониться к ребенку; б) со стороны ребенка также выражено отсутствие желания поддерживать близкую дистанцию при выполнении совместной деятельности;
-
по шкале «эмоциональное принятие – отвержение» родители избегают употреблять имя ребенка, заменяя его безличными местоимениями, выражают нетерпимость, холодность по отношению к ребенку и раздражение его действиями, не испытывают эмпатии к ребенку;
-
по шкале «отношение защиты - обвинения» выражены все три показателя неблагополучия со стороны родителя: возложение ответственности за неудачу на ребенка, обвинения и критика в его адрес; со стороны ребенка в диадах данной группы при реализации позиции ведущего наблюдается благополучная ситуация по рассматриваемой шкале;
-
по шкале «эмоциональные проявления» у родителей при неуспехе наблюдается проявления раздражения и злости.
Значительно менее представлены рассогласованные типы родительско-детского взаимодействия по обследованной выборке испытуемых.
Тип 3. Дисгармоничное эмоциональное взаимодействие (Д+ Э-) характеризуется выраженностью гармоничного полюса показателей деловой и дисгармоничного полюса эмоциональной сторон взаимодействия. Данную группу испытуемых можно отнести к условно благополучной по типу взаимодействия (28 % от общего числа испытуемых).
Здесь лидерство захватывается ребенком. Во взаимоотношениях ведущего и ведомого, наблюдается непоследовательное руководство с тенденцией к выполнению действий за ведомого, инструкция предъявляется с ориентацией на отдаленный результат без указания на выполнение очередного действия. Что объясняется возрастными особенностями ребенка-ведущего.
По блоку показателей эмоциональной стороны взаимодействия несколько повышены показатели дисгармонии по шкале «дистанция при взаимодействии» и «поддержание контакта при взаимодействии».
Наименее представлена группа с эффективным деловым сотрудничеством при неблагополучной эмоциональной ситуации взаимодействия.
Тип 4. Дисгармоничное деловое взаимодействие (Д- Э+) характеризуется выраженностью дисгармоничного полюса показателей деловой и гармоничного полюса эмоциональной сторон взаимодействия (4 % от общего числа испытуемых).
По блоку когнитивно-деятельностных показателей со стороны родителей наблюдается непоследовательность руководства (шкала «эффективность руководства»). Родительское руководство осуществляется при помощи неадекватных содержанию деятельности указаний, которые предъявляются с недооценкой возможностей ребенка (шкала «особенности предъявления инструкции») с опорой на отдаленный результат (шкала «особенности контроля»). В данной группе также выражена негативная оценка родителем собственного руководства (шкала «особенности оценки»).
По блоку показателей эмоциональной стороны взаимодействия в целом картина благополучная, за исключением несколько повышенного показателя неблагополучия по шкале «эмоциональное принятие отвержение» - избегание родителями употребления имени родителем.
Таким образом, в исследовании деловой и эмоциональной сторон родительско-детского взаимодействия получены данные о характерных особенностях четырех типов руководства родителями деятельности детей дошкольного возраста. Результаты исследования нашли практическое применение в консультативной работе педагогов-психологов ГОУ по оптимизации родительско-детских отношений в семьях обследуемой выборки.
Статьи
- Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений
3 часть М., 2005. - 560 с. - Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
Дошкольное воспитание, №3, 2005г., стр.101-106; №5, 2005 г., стр.110-117, №7,2005г., стр.117-123 - Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Социализация детей в современной русской семье
3 часть., М.,2005 - Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития
Материалы Международной конференции «Пятые чтения памяти Л.С.Выготского. Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации».15 - 17 ноября 2004 г. (в печати изд. РГГУ) - Ступени общения: от трех до шести.
http://nkozlov.ru - Особенности реализации различных стратегии взаимодействия в диадах «ребенок-мать»
М., 2005. - Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения
Вопросы психологии, 1999 г. - Динамика родительских установок по мере взросления ребенка
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Воспитание и развитие личности ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 560 с.