Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Подростки лучше учатся на положительном опыте, чем на отрицательном
Автор:  Марков А. 
Известно, что подростки более склонны к принятию рискованных решений, чем взрослые. Согласно одной из гипотез, это может быть связано с тем, что подростки используют иные (более простые) алгоритмы обработки информации о результатах своих поступков. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими психологами и нейроэкономистами, подтвердил эту гипотезу. Оказалось, что подростки не хуже взрослых учатся на положительном опыте, но сильно уступают им в способности учиться на отрицательном. Кроме того, взрослые эффективно используют доступную информацию о том, к какому результату привело бы альтернативное...
Зарубежные исследования феномена эгоцентризма и социально-политических установок детей и подростков в современном социуме
Автор:  Поляков П.В. 
Статья посвящена анализу зарубежных публикаций, в которых рассматривается феномен подросткового эгоцентризма и социально-политических установок современных подростков. Статья состоит из двух частей. В первой части представлен обзор исследований подросткового эгоцентризма в ситуации школьного обучения, в нравственном развитии личности; отмечено отсутствие гендерные различий в проявлениях эгоцентризма у обследованных подростков (США, ЮАР). Эгоцентризм рассмотрен как альтернатива теории децентрации по Дж.Миду. Во второй части статьи по материалам зарубежных публикаций дан обзор политических интересов...
Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения
Автор:  Королева Д.О. 
В статье представлены описания методик исследования повседневности современных подростков, одновременно фиксирующих события происходящие в реальном и виртуальном пространстве: «Дневник онлайн и оффлайн» и «15 минут». Данные пилотных исследований показали, что присутствие подростка онлайн в основном связано с общением в социальных сетях. Обнаружен факт конвергенции он- и оффлайн пространств взросления, их неразделимость самими респондентами. Благодаря активному использованию социальных сетей, современный подросток одновременно находится в разных социальных средах. Постоянная проверка новостей и...
Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории
В статье рассматривается динамика теоретических и прикладных представлений о подростковом периоде с точки зрения выстраивания индивидуальной траектории в этом возрасте. Обсуждаются размывание границ подросткового возраста, откладывание жизненных выборов и затрудненный процесс сепарации от родителей как тренды современного проживания подросткового периода. Анализируются особенности современного общества (транзитивность и ее следствия), затрудняющие проектирование жизненного пути и способствующие тому, что стратегическое мышление в этой области сменяется тактическим. Рассматривается роль семьи, в...
Ролевое экспериментирование как составляющая современной подростковой культуры
Автор:  Рубцова О.В. 
Статья посвящена феномену ролевого экспериментирования как важнейшей составляющей современной подростковой культуры. Рассматриваются основные направления зарубежных ролевых теорий. Обсуждаются подходы к трактовке понятия «роль» в зарубежной и отечественной психологии. Предпринята попытка посмотреть на подростковую игру как на форму реализации ролевого экспериментирования. Приведены примеры психолого-педагогических исследований, посвященных различным аспектам ролевого экспериментирования как средства развития и социализации современных подростков
Оценка распространенности насилия над детьми
Статья посвящена изучению распространённости насилия (физического, психологического, сексуального, пренебрежения нуждами детей) над детьми в Нижегородском регионе Российской Федерации с помощью международного измерительного инструмента — опросника ICAST-C. В исследовании приня- ли участие 227 детей (131 девочка, 96 мальчиков) в возрасте от 11 до 18 лет. Результаты исследования показывают, 78,4% детей в выборке сталкивались с той или иной формой насилия в течение своей жизни. 3/4 опрошенных переживали насилие в семье, и 2/3 детей пострадали от насилия в школе. Для выборки в целом характерен высокий...
Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков
Автор:  Хломов К.Д. 
Статья посвящена своеобразию протекания подросткового возраста в контексте изменчивого российского общества 2010-х годов. Рассматриваются основные уязвимости и социальные риски современных подростков — затрудненное самоопределение, аутоагрессивные, виктимные и противоправные формы поведения, буллинг и кибербуллинг, злоупотребление психоактивными веществами. Обсуждаются ключевые задачи профилактики как социально-психологической работы по предупреждению небезопасного и неблагополучного поведения и продвижению ценностей выстраивания благополучных жизненных траекторий. Обобщение практического опыта...
Взаимосвязь ценностей и религиозной идентичности у школьников буддистского вероисповедания
В статье представлены результаты социально-психологического исследования религиозной идентичности школьников буддистского вероисповедания. В исследовании приняли участие 184 человека, учащиеся 9—10 классов средней школы пгт. Агинское (Агинский Бурятский округ, Забайкальский край). Религиозная идентичность, согласно концепции Г. Олпорта и измерениям Р. Горсача и С. МакФерсона, рассматривается не только как принадлежность к буддистскому вероисповеданию, а как сложное социально-психологическое понятие, имеющее четырехфакторную структуру, вы- строенную на базе шкал: личностная–социальная и внутренняя–внешняя...
Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям
Изучались психологические особенности 33 детей от 8 до 17 лет, страдающих тяжелыми ревматическими болезнями, и их матерей. 11 детей находились в отделении реанимации, 22 ребенка — в отделении ревматологии. Использовались: наблюдение, беседа, методики «Рисунок человека», «Три желания»; шкалы самооценки Дембо—Рубинштейн, «Родительское сочинение». По уровню психической активности дети разделились на 4 группы: «инактивные», «пассивные», «относительно активные» и «активные». Психологическая работа с «инактивными» детьми была невозможна; задача состояла в преодолении острых эмоциональных нарушений у...
Инклюзия в учебных группах, социальная реадаптация и реабилитация посредством психотехнологии микрогрупп
Статья посвящена обоснованию современной психолого-педагогической парадигмы методов интерактивного обучения и развития личности школьников, старшеклассников, студентов и других категорий обучающихся в целостном образовательном и социально-развивающем процессе. В статье раскрывается микрогрупповая технология, подразумевающая, в частности, в качестве универсального средства осуществления инклюзивного образования и социальной реабилитации разновозрастных и разных по состоянию здоровья категорий людей в интерактивных формах, включая деятельность, проводимую с лицами пожилого возраста в центрах социального...
Особенности моральных оснований у монгольских, немецких и российских подростков
Известно, что взрослые люди, проживающие в западных и восточных странах, демонстрируют предсказуемые различия в моральных основаниях, однако данных о подобных различиях у подростков недостаточно. В нашем исследовании была проверена гипотеза о наличии особенностей моральных оснований у подростков, проживающих в Монголии, России и Германии. В качестве теоретической основы исследования использовалась теория моральных оснований, в рамках которой были описаны пять наиболее существенных измерений морального домена, включая заботу/вред, справедливость/ взаимность, лояльность/коллективизм, уважение/власть...
Образ болезни в рисунках подростков с депрессией в контексте их медико-психологического сопровождения
Цель — изучение психологических паттернов депрессии у подростков на этапе полового созревания. Материалы и методы. Обследовано 120 подростков больных депрессией (51 мальчик, 69 девочек) в возрасте от 11 до 16 лет, находившихся на лечении в отделении психиатрии клиники ГУ «Института охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины». Дизайн исследования включал клинико-психопатологический, психодиагностический (психологическое интервьюирование, Шкала оценки депрессии CDRS-R, опросник MADRS, проективные рисуночные тесты — «Я в прошлом» «Я в будущем», «Я в этом мире», рисунок «Семьи», «Несуществующее...
Аналитическая работа с подростком крупным планом (тематическое исследование)
Автор:  Сорин А.В. 
Представлено описание трех сессий психоаналитического консультирования подростка с симптомами пограничного расстройства личности. Пограничное расстройство личности рассматривается как самостоятельный синдром, отличающийся специфическим психосоциогенезом и требующий определенных стратегий оказания психологической помощи. Представлены характеристики этого синдрома и описание связанных с ним механизмов психологической защиты. Исходя из цели — улучшение качества адаптации клиента к реальности, нетождественной опыту, полученному в семье, определены стратегия, тактика и техника консультативной работы...
Семейные факторы хронических школьных прогулов
По разным данным в среднем 20% школьников регулярно прогуливают школьные занятия, часть из них является хроническим прогульщиками. Исследования показывают, что причиной прогулов могут быть разнообразные факторы: неблагополучие в семье, социальная среда, отношения в школе, личностные особенности ребенка. На основе анализа случаев из практики рассматриваются семейные факторы хронических прогулов в группе детей из внешне благополучных семей.
Безнадёга, или «я вас ненавижу»
Автор:  Миловидов Г.Е. 
Предупреждение суицидального поведения среди детей и подростков
Влияние семейных отношений на выбор профиля обучения старшими подростками
Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации, профессионального выбора подростка на стадии профильного обучения в средней школе. В ней рассматриваются условия и факторы данного выбора и его мотивация. В статье эмпирически подтверждено влияние семейных взаимоотношений на обоснование выбора подростком профиля обучения, а также даны характерологические описания разнопрофильных подвыборок.
Информационная социализация: психологический подход
Раскрываются особенности психологического подхода к изучению информационной социализации и влияния информационной культуры на личность и общение подростков, разделяются понятия «информационное пространство» и «информационное поле». Доказывается, что информационные поля могут рассматриваться в качестве специфических институтов социализации. На примере эмпирического исследования информационных предпочтений старшеклассников московской школы (n = 36), учащихся московской школы искусства (n = 28) и подростков, эмигрировавших с родителями в Германию (n = 23), доказывается важность совместного исследования...
Взаимосвязь ценностных ориентаций и степени социализированности в юношеском возрасте
Статья посвящена проблеме социального развития личности в современных условиях. Эмпирическое исследование иллюстрирует попытку авторов выявить связи между мотивационной сферой и социализированностью, констатировать ценностные ориентации современных юношей и девушек, пересечения (зависимости) индивидуального или коллективного характера данных ориентаций с представлениями о социальной действительности и собственной значимости в социальном пространстве.
Особенности мотивации подростков к участию в социально-психологическом тренинге
Автор:  Зубова Ю.К. 
Исследуются способы повышения внутренней мотивации участников социально-психологического тренинга, специфичные для подростковых групп. Эмпирическое исследование построено на базе опросных методов: анкетирования участников юношеского тренинга, направленного на повышение компетентности в сфере общения (N = 37) и фокусированного интервью с экспертами (N = 10). Выявлены и проанализированы с точки зрения задач развития наиболее результативные приемы повышения мотивации в рамках юношеского социально-психологического тренинга.
Особенности социально-трудовой адаптации выпускников-сирот на первом рабочем месте
Сегодня проблема обеспечения успешной социально - трудовой адаптации выпускников учреждений НПО и СПО из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве одного из важнейшего направления социальной политики. Ее задачей является закрепление адаптантов на рабочих местах при трудоустройстве, формирование у них трудовой мотивации и снижение риска безработицы [1, 2011]. По данным открытых источников только каждый третий выпускник-сирота имеет постоянную работу хотя бы в течение 1,5 лет, которая, чаще всего, либо не соответствует полученному им профессиональному...

Новости психологии

30.10.2017

В Санкт-Петербурге завершил свою работу III Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»


24.10.2017

Ольга ВАСИЛЬЕВА: «Развитие педагогического образования на сегодняшний день является одним из стратегических направлений деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации»


20.10.2017

Конференция об инклюзивном образовании в вузах пройдет в МГППУ



Медиатека

Все ролики


Партнеры

мониторингнсид.рфНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы
мониторингнсид.рф
Факультет психологии образованияФакультет
Психология образования
fpo.ru
Министерство образования и науки РФМодернизация педагогического образования
педагогическоеобразование.рф
Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры



Союз охраны психического здоровья
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2017 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика