Маркеры беды

Автор: Сакович Н.А. 
Тип: статья
Версия для печати
Основными направлениями деятельности психологических служб учреждения образования являются: диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей. При организации сопровождения детей в социально опасном положении (СОП) работа педагога-психолога строится по тем же направлениям. В статье рассматриваются некоторые аспекты деятельности педагога-психолога в рамках обозначенной группы по каждому из направлений.

Маркеры беды

Сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении

Основными направлениями деятельности психологических служб учреждения образования являются: диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей. При организации сопровождения детей в социально опасном положении (СОП) работа педагога-психолога строится по тем же направлениям.

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности педагога-психолога в рамках обозначенной группы по каждому из направлений.

Диагностика (исследование, изучение)

В рамках даного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения.

Проведя психодиагностический минимум, мы получаем достаточно большой массив информации, который нуждается в анализе, в том числе с позиции раннего выявления нарушений адаптации и социализации. Для раннего выявления не нужно дополнительных диагностических процедур. Кроме того, получить необходимую информацию вы можете, используя такой, к сожалению, незаслуженно забытый диагностический метод, как наблюдение. Наблюдать за ребенком могут учителя (по предложенной вами схеме) и, конечно, вы сами (на уроке, на переменах, во время ваших дежурств по школе или во время школьных мероприятий). (В приложении вы найдете памятку для педагогов, по которой они могут выявить детей группы риска.)

На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов (маркеры СОП):

  • отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);
  • наличие “набора” хронических заболеваний, причем некоторые из них характерны для взрослых и пожилых людей;
  • высокая тревожность, страхи;
  • эмоциональная неадекватность;
  • проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, “все плохо”, отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.);
  • наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т.п.);
  • неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);
  • проявления агрессии (аутоагрессии);
  • проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.

Анализируя таким образом психодиагностическую информацию, вы выявите группу риска и затем с целью определения детей, находящихся в СОП, проведете дополнительное диагностическое обследование.

В него можно включить:

  • проективный рисуночный тест (если еще не делали): ДДЧ, “Рисунок человека”, “Человек под дождем” или “Сильвер-тест”;
  • “Интеллектуальную шкалу Векслера для детей” (прояснение интеллектуального статуса и его особенностей);
  • тест “Незаконченные предложения”;
  • карту социальных связей;
  • для подростков тест на выявление акцентуации характера (Личко или Леонгард);
  • опросник социализации “Моя семья”;
  • социометрию, референтометрию.

При организации коррекционной работы с выделенной группой предложенную психодиагностическую батарею целесообразно проводить по окончании коррекционной программы с целью анализа динамики.

В рамках реабилитации важной для подростков в СОП является профдиагностика, которая позволяет оказать ребенку помощь в выборе профессии, сориентировать педагогов на усиление подготовки по определенным предметам, спланировать шаги для реализации задуманного.

Что касается семейной диагностики, то при работе с семьями в СОП часто стандартные методики не подходят в силу того, что родители имеют низкий культурный и интеллектуальный уровень и просто не понимают смысла вопросов и некоторых слов. Рекомендуем использовать метод интервью (с обязательным протоколированием и последующим анализом), “Матрицу определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания”, анализ карты семьи.

Профилактика, просвещение

Все мероприятия, которые проводит в своем учреждении педагог-психолог, направленные на сплочение детских коллективов, на раннюю профилизацию, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении СОП прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.

Просвещение педагогов — это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы по СОП, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика детей из семей СОП, особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.).

Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.

Работая с родителями в СОП, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Просто необходимой для них является информация о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие есть кружки и секции, куда может ходить их ребенок, какие и когда дополнительные занятия по предметам может посещать их ребенок, какие мероприятия в школе помогут им более эффективно взаимодействовать со своими детьми.

Кроме того, просто необходимо организовать семейный клуб. В обычной жизни родители (особенно неблагополучные) имеют мало возможностей для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Организация неформального общения родителей детей группы риска за круглым столом или чаепитием с привлечением специалистов разного профиля (психологов, педагогов, юристов, медиков) является очень важным шагом в оптимизации родительско-детских отношений. Подобные клубы в первую очередь благоприятно влияют на состояние самих родителей. Участие во встречах семейного клуба помогает решить многие личные, семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений. Участники подобного клуба (как правило, мамы) становятся группой поддержки друг для друга.

Дополнительными (к общеклассным и общешкольным) профилактическими мероприятиями для детей в СОП будут консультации по трудоустройству (для детей старше 14 лет) и профилизации (с опорой на справочник, в котором есть информация о наличии общежития, питания и других важных для неблагополучного ребенка условий). Профилактическими мерами будет привлечение детей группы риска в волонтерские или медиаторские группы по профилактике конфликтов, ремонтной работе по школе, помощи неблагополучным детям из младшей школы.

Хочется сказать о еще одной профилактической форме работы с детьми — это социальная гостиная. Целесообразно начинать профилактическую и реабилитационную работу в школе уже при поступлении ребенка в первый класс, а не ждать, когда накопившиеся проблемы приведут его к серьезным правонарушениям или когда, вытесненный из семьи и школы, он окажется на улице. А.А. Кибирев предлагает для такой работы особую организационную форму — социальную гостиную при школе.

Социальная гостиная — это не просто место, где находятся дети под присмотром взрослых, как в группе продленного дня. Это специально организованная социально-педагогическая деятельность, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребенком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, для полноценного развития и успешной социализации. Она позволяет этим детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.

Такие гостиные появились и работали в режиме эксперимента в семи школах г. Хабаровска в 2005/2006 учебном году. Такая форма профилактики социального сиротства хорошо зарекомендовала себя и в некоторых московских образовательных учреждениях.

Цель работы социальной гостиной — оказание помощи в социальной адаптации детям из неблагополучных семей путем создания безопасного реабилитационного пространства. Реализация этой цели поможет ребенку выйти из зоны повышенного риска, вернуть любовь и внимание родителей, успешно интегрироваться в среду сверстников, повысить свой социальный статус и школьную успеваемость [1].

Методическая работа

Методическая работа в рамках сопровождения детей в СОП включает в себя:

  • создание базы нормативных документов, регламентирующих деятельность психолого-педагогической и социальной службы и других субъектов процесса сопровождения семей в СОП;
  • организацию методической базы, содержащей коррекционные и профилактические мероприятия для педагогов (классных руководителей);
  • оказание методической поддержки педагогам, работающим в социальной гостиной.

Консультирование

Сопровождая семью в СОП, педагог-психолог проводит консультации для педагогов, специалистов, включенных в группу сопровождения, членов семей и подростков.

Индивидуальные консультации всегда ориентированы на случай. Их тематика может быть составлена в соответствии с выявленной проблемой. В ситуации сопровождения семьи в СОП индивидуальные консультации можно (а иногда и намного эффективнее) проводить по месту жительства. У неблагополучного родителя нет мотивации идти к психологу, и вам придется долго ждать его в своем кабинете. Если вы придете к нему, у вас будет возможность установить с ним доверительные отношения, проанализировать условия и особенности проживания детей, заключить договор о дальнейших действиях, дать первичную консультацию по наиболее актуальному вопросу.

Групповые консультации будут носить профилактический или информационный характер.

Для родителей: обзор нормативных документов по СОП (простым языком), виды семейного насилия и его последствия, ранняя алкоголизация, профессиональный выбор ребенка и др.

Для педагогов: обзор нормативных документов по СОП (особенно пункты об ответственности педагогов, в том числе юридической), о специфике обучения детей, находящихся в СОП, о раннем выявлении таких детей с опорой на памятки с маркерами СОП, о психологическом и других видах насилия, о профилактике изоляции ребенка в СОП в классном коллективе и пр.

Характерной особенностью организации консультирования членов семей в СОП является отсутствие мотивации к посещению специалиста. Вам необходимо будет несколько раз лично уведомлять родителей или детей о назначенной встрече и искать интересные для них мотивы. Для родителей мотивом может быть: параллельная социальная или медицинская помощь, конкретная психологическая поддержка от вас, выполнение пунктов заранее заключенного контракта (на оказание помощи семье). Для детей мотивом является: предложенная вами интересная деятельность, возможность получить нужную информацию, возможность получить от вас поддержку в образовательном процессе (психолог договаривается с учителями о дополнительных занятиях, индивидуальном подходе, пересдачах, возможности повышения балла по предмету).

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.

Социально-психологическая коррекция включает в себя четыре основных компонента: психокоррекцию, коррекцию агрессивного и разрушительного поведения, развитие самосознания, общения, формирование социальных навыков и социальной активности [3].

Специфика коррекционно-развивающий работы с детьми в социально опасном положении заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.), высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда — неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов “Я”. Без снятия острого эмоционального состояния и реабилитации “Я” невозможно провести коррекцию поведения. Часто такие дети на первом этапе сопровождения больше нуждаются в помощи врача, так как имеют психические растройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье.

Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми в СОП остается групповое взаимодействие. В идеале — работа со всем классом (с ориентацией на ребенка группы риска). В таком случае утраченные или неразвитые навыки восстанавливаются в привычной среде сверстников, при этом сплачивается класс, реабилитируется социальный статус ребенка в классном коллективе.

Другой вариант — специально сформированные коррекционные группы. По составу они должны быть смешанными, то есть в них находятся не только дети в СОП, но и дети и подростки, нуждающиеся в коррекции агрессивного поведения, тревожных состояний, в развитии коммуниникативной компетенции или самосознания, и среди них — дети группы риска. Подобный состав группы содействует утраченной адаптации, дети не чувствуют себя изгоями, собранными в специальную группу для исправления. Кроме того, в подобной смешанной группе вам будет легче установить правила и им следовать.

В процессе групповой психокоррекции решаются следующие универсальные задачи:

  • идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда;
  • принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение;
  • избавление от хронического чувства собственной неполноценности;
  • повышение самооценки, формирование чувства собственной компетентности;
  • принятие собственной уникальности;
  • получение подтверждения принятия средой сверстников.

Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причиной могут быть психологическая травма, психическое расстройство, ситуация социальной изоляции (на первом этапе, а затем включение в группу), суицидальный риск, нежелание ребенка быть в сформированной группе.

Коррекционно-развивающие занятия будут включать в себя элементы психотерапии (различных подходов), арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы и др.

Первый шаг в коррекционно-развивающей работе с СОП – гармонизация эмоциональной сферы детей и подростков. Реализовать этот шаг можно с помощью различных мероприятий (общешкольных и групповых), где ребенок (подросток) получит положительный эмоциональный опыт.

Мероприятия

  • Психологические акции, в ходе которых у эмоционально депривированного ребенка (подростка) появляются новые друзья, новые игрушки (возможности). Например:
  1. Общешкольные (или в параллели) мероприятия типа “Минута славы”, “Фабрика звезд”, в которых эти дети могли бы себя проявить и получить эмоциональные подкрепления;
  2. “Доска знакомства” или “Наши открытия” — в каждом классе организуется доска на которой размещается информация о ребенке или подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений, что-то еще); информация должна носить эмоционально-положительный характер, там можно оставить место для отзывов одноклассников и учителей; через доску знакомства проходят все дети класса;
  3. “День звезды” — каждый день какой-либо ребенок становится звездой дня (можно как-то символически это обозначать); в этот день все должны брать у него интервью, восхищаться им, брать автографы, хвалить.
  • Организация Выставки достижений, когда каждый депривированный ребенок включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в школе организуется выставка его достижений.
  • Тренинг развития эмоционального интеллекта.

Это все — укрепление эмоционального ресурса.

Второй шагреабилитация “Я”.

Этот шаг реализуется педагогом-психологом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы “Я”, переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку.

Мероприятия

  • В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.
  • Большие психологические игры. Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.
  • Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.

Это все — укрепление личностного ресурса.

И только при прохождении ребенком (подростком) первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурса возможен третий шагпереориентация поведения.

Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление агрессивного и разрушительного поведения детей и подростков в СОП. Комплекс направлений коррекционно-развивающей работы позволяет осуществить целостный системный подход к исправлению агрессивного и разрушительного поведения:

  • обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целом всей негативной ситуации приемлемым способом;
  • обучение навыкам контроля и управления собственным гневом;
  • обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;
  • снижение уровня личностной тревожности;
  • формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

Ведущим видом деятельности для подростков является общение, однако у подростков в СОП навык конструктивного общения чаще всего утрачен. Сформировать навыки и умения конструктивного общения поможет тренинг общения для подростков. В процессе коммуникативного тренинга подростки изучают психологические закономерности, механизмы и способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

Необходимо проводить также тренинги социальных навыков, которые могут быть направлены:

  • на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

Параллельно социальный педагог, педагог-психолог заняты поиском внешнего ресурса — сверстника, взрослого, который является референтным, значимым лицом для ребенка в СОП и может оказать эмоциональную, дружескую поддержку.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
ГУО “Академия последипломного образования”,
г. Минск, Республика Беларусь


Памятка для педагога

Внешние поведенческие признаки ребенка, находящегося в социально опасном положении

  • Систематические опоздания в школу.
  • Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).
  • Боится идти домой.
  • Убегает из дома.
  • В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
  • Часто беспричинно отсутствует в школе.
  • Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
  • Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
  • Замкнут (или депрессивен).
  • Агрессивен.
  • Избегает физического контакта.
  • Имеет следы побоев.
  • Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).
  • Имеет неопрятный внешний вид.
  • Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.
  • Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
  • Преобладает низкая самооценка.
  • Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
  • Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
  • Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
  • Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя). в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).

При наличии у ребенка четырех и более признаков
педагогу необходимо обратиться в социально-психологическую службу.


Литература и интернет-ресурсы

  1. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
  2. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
Смотрите также:

Статьи Книги Диссертации