Психосоматика: Зачем мы болеем?
|
Зачем мы болеем?
Я решил чувствовать себя счастливым потому, что это полезно для здоровья.
Вольтер
Психосоматика - связь между психикой и телом.
Связь между умом и телом замечали с древнейших времен. Это отражено во многочисленных выражениях. «Сердце болит о чем-то... на сердце камень», «все внутри окаменело от страха», «горло сжалось от волнения», «желчный человек»... «Кипеть от ярости», но «Таять от любви». Все эти фразы обращают нас к телесным ощущениям, сопровождающим переживания.
Короче говоря: «Я тобой переболею, ненаглядный мой...»
Современные исследования показали, что счастье, печаль, чувство вины воспринимаются специальными рецепторами и по-разному влияют на количество Т-лимфоцитов, т.е. на активность имунной системы. Не только «в здоровом теле – здоровый дух», но, чаще даже, наоборот, оптимистичное состояние духа делает нас более здоровыми. Если бы нас спросили, хотим ли мы болеть, то мы, конечно же сказали бы «Нет». Тем не менее, иногда мы сами подсознательно помогаем себе заболеть, получая от этого эмоциональный выигрыш. Болезни при этом замещают что-то другое.
Болезнь как коммуникация.
Практически каждый из нас может вспомнить как болел в детстве. Тогда вечно занятая мама брала больничный садилась у кровати, читала нам интересную книжку, играла, кормила вкусненьким. Даже если самочувствие оставляло желать лучшего и лечение было неприятным, самое главное, что мама откладывала в сторону дела и была рядом. Эти переживания тепла, поддержки, внимания и любви, также как и сам беспроигрышный способ их получения навсегда записываются в психике.
И вот, когда мы взрослые, серьезные люди оказываемся в стрессовой ситуации, т.е. остро нуждаемся в поддержке и любви, мы (совершенно не нарочно!) заболеваем, ожидая от семьи, друзей и начальства материнского поведения. И, как правило, получаем то, в чем нуждаемся. Ведь окружающие нас люди имеют такой же детский опыт и отлично знают, как надо обращаться с больным, в чем состоит комплиментарная роль няньки.
Но даже если мы никому не рассказываем о своем самочувствии, мы бессознательно посылаем СОС Всемогущей Маме, Судьбе, Природе, Господу Богу..., надеясь на защиту.
Болезнь как деятельность
Болезнь делает человека важной персоной. Окружающие подстраиваются под него, считаются с его нуждами. Он может во многом контролировать поведение членов семьи. От больных людей не ожидают много: они освобождаются от основных обязанностей. Человек может быть при этом постоянно занят. Время структурировано расписанием лечения.
Болезнь помогает нам избегать ситуаций, в которых может пострадать самооценка. Мы бы горы свернули, заработали бы миллионы, создали бы гениальные произведения, да вот... болезнь не дает... все время и силы отнимает.... Такого рода «Уход в болезнь» случается с людьми, кооторые ставят себе невыполнимые, завышенные или противоречивые требования. Если научиться любить себя таким как есть , то и уходить в болезнь не придется.
«Выкинь это из головы!» - Болезнь как способ чувствовать
Многие люди стараютя бороться со стрессом, выкидывая тяжелые мысли из головы. Это помогает сосредоточиться на делах вместо того, чтобы погрязать в переживаниях. К сожалению, мы выкидываем их не на улицу, а не дальше собственного тела. Чем меньше мы думаем о своих переживаниях, тем больше мы ими болеем.
Типичный пример – воспаление лицевого нерва. Лицевой нерв часто воспаляется, когда человек пребывает в стрессе, когда в буквальном смысле живет "стиснув зубы". Ссоответственно, нарушается кровообращение и питание в области лицевого нерва. Малейшая простуда или инфекция в организме, и нерв воспаляется.
«Если у тебя ничего не болит, значит ты уже умер»
Болезнь как способ ощущать.
Есть люди, которые не умеют почувствовать свое тело никаким другим способом. Это так называемые люди «с отрезаной головой», которые до такой степени полно отождествляют себя со своим сознанием, что как бы и не подозревают о наличии в себе целого мира чувств и ощущений. Бедное тело может сообщить голове о своих нуждах, да и, вообще, о том, что оно существует, только через симптомы.
«Мы не хотим прислушиваться к нашим симптомам. Мы переживаем бессознательное как проблему, которую необходимо решить, а не как предложение жить более глубоко. Однако, наши симптомы и являются таким приглашением, и они ведут нас к нам самим, а также к более глубоким тайнам, в которых мы принимаем участие»
Дональд Ли Уильямс
Так что же делать?!
Отношение к болезни как к зову о помощи (к выразительному средству) или работе закладывается в раннем детстве и передается из поколения в поколение. Но если Вам надоело болеть, то вы не обязаны воспроизводить эту традицию. Начните свою собственную – традицию здоровья. От установки на болезнь вполне возможно избавиться взрослому человеку, так как минусы от болезни значительно перевешивают выигрыш. Нужно только честно ответить себе на вопросы:
-
Что хорошее я получаю от болезни?
-
Каких чувств и поступков я избегаю благодаря болезни?
-
Чего я жду от окружающих в ответ на мою болезнь?
-
Какими еще способами (помимо болезни) я могу получить поддержку и внимание, разрешить конфликты, почувствовать себя достойным человеком?
Возможно ответы лежат глубже. Тогда их можно выудить из глубин вашего бессознательного с помощью психотерапевта. Вот пример вопросов, на которые трудно ответить самостоятельно.
-
Какое метафорическое сообщение посылает моему сознанию больная часть тела?
Попробуйте вспомнить свои излюбленные поговорки, касающиеся нездоровой части тела. Возможно вашей любимой поговоркой является «Дурная голова ногам покоя не дает». Тогда, наверное, боль – это способ, которым ноги могут указать голове на необходимость изменить образ жизни. Отпускать, например, бедные ножки почаще гулять или дать им понежиться в удобной обуви.
-
Каким возможным физическим действиям, жестам соответствуют привычные напряжения в мышцах?
Иногда нас кто-нибудь так рассердит, что мы его готовы поколотить. Но воспитание или здравый смысл (А вдруг он сдачи даст!) не позволяют нам этого. Мы успешно сдерживаемся. Однако, наши чувства реальны, адреналин уже поступил в кровь, мышцы, ответственные за соответствующие движения уже напряглись, и это напряжение не получает разрядки. Мало того, что сама мышца станет болеть, мы заложили основу для целого букета болезней: нарушения кровообращения, воспаления нерва, отложения солей. А всего-то и надо было, что кулаками помахать.
Драться, кстати, совершенно не обязательно. Действительно, ведь можно и сдачи получить! Лучше помахать руками в процесе интенсивных упражнений в энергичном агрессивном стиле, чтобы дать разрядку напряженным мышцам, пустить лишний адреналин в дело. А после этого стоит выразить свои чувства словами. В конструктивной форме, разумеется. Вы обнаружите, как правило, что ваш оппонент даже не подозревал о том, что вы сердитесь. Когда мы проявляем идеальное воспитание, сдержанность, то , конечно, выглядим благородно. Но не лишаем ли мы при этом оппонента возможности исправиться, понять нас, изменить ситуацию? Люди, обычно, готовы идти нам на встречу, если это позволяет им почувствовать себя лучше.
Как эффективно приучить своего ребенка болеть?
В этом поможет тревога и чувство вины у матери.
Многие мамы в глубине души исповедуют убеждение «У хорошей матери дети не болеют». Тогда, если ребенок все же заболел, мама оказывается Плохой матерью. Она испытывает по этому поводу большую тревогу, кроме естественного беспокойства о ребенке. Ребенок об этом не знает, но чувствует, что сильная и умная мама, которая ориентируется в жизни лучше него, чего-то ужасно испугалась. Значит происходит что-то действительно страшное. Теперь уже и ребенок в тревоге, его внимание фиксировано на происходящем. Рядовое происшествие превращается в СОБЫТИЕ. Опыт фиксируется, превращаясь в программу набудущее.
А что в это время делает чувство вины? Пользы от него никакой!
Если мама по характеру склонна перекладывать свое чувство вины на других, то она может обвинить папу, бабушку, нерадивых воспитателей или самого ребенка, для которого это станет примером неэффективного поведения в проблемной ситуации. В дальнейшем ребенок сам будет тратить время и силы на поиски виновных и упреки им, всместо того, чтобы искать выход из положения. Если всегда виноват кто-то другой, то ты не можешь контролировать свое здоровье. Потом выросший ребенок станет есть слишком много сладкого из-за равнодушного мужа, выпивать из-за сварливой жены, курить как паровоз из-за вредного начальника, простужаться из-за нескладной судьбы. Таким людям часто и в голову не приходит, что их здоровье зависит и от них самих тоже.
Если ребенку внушают, что он сам виноват, то он и чувствует себя виноватым, плохим, неадекватным. А это те самые чувства, которые подавляют имунную систему. Такие люди болеют подолгу и всерьез, не получая от этого ничего хорошего, как бы наказывая себя. Даже удивительно, как много людей заболевают во время отпуска, перед полезной встречей, в день важного экзамена. Это замечательный способ показать себе, что ты никчемный и не заслуживаешь ни продвижения, ни удовольствия.
Совестливая мама может постараться искупить свою вину, повышенным уходом за ребенком, гиперопекой. Разрешить ему разные вещи, которые раньше запрещались, не спрашивать с него ничего, баловать... Только глупый не запомнит после этого накрепко, что нужно делать, чтобы получить то, что хочется и не делать того, что не хочешь с чистой совестью. Как говорил американский социолог Д. Мид: «Если человек хочет отпроситься со скучного собрания, он может сказать, что у него болит голова. Но у некоторых людей она действительно начинает болеть». Если заниматься этим долго, можно просто заставить себя заболеть по-настоящему.
Мамам в качестве совета:
Не сосредотачивайтесь на вопросе: «Что я не так сделала? В чем я виновата? Кто виноват?», лучше подумайте, что можно сделать, чтобы он меньше болел. Вполне естественно испытывать разумное «рабочее» беспокойство, соответствующее тяжести заболевания. Вполне естественно быть внимательной к больному ребенку, ухаживать за ним, развлекать его, создавать хорошее настроение. Важно, чтобы болезнь не стала единственным способом получить ваше внимание.
Мамам в качестве утешения:
В конце концов, опыт болезни для ребенка – это не только опыт слабости, порой, опасности для жизни. Это также опыт, преодоления болезни, выздоровления, победы. Он может быть очень полезен для дальнейшего развития. Как любят говорить американцы: «Если я вынес это, я смогу вынести и многое другое», а по-русски: «За одного битого двух не битых дают».
Статьи
- Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Психосоматические основания психологической диагностики и коррекции проблем учебной деятельности
М.,2003 - Психосоматические особенности ребенка в раннем онтогенезе
Перинатальная психология и психология родительства, 2004 г., №2. - Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект
3 часть, М., 2005. - 560 с.
- Психосоматическая медицина детского возраста
, 1996. - Психосоматическая медицина. Принципы и применение
М.: ИОИ, 2006. - 336 с. - Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
Спб.: Речь , 2005 г., 400 стр.
- Личностные особенности детей с различными хроническими соматическими заболеваниями
Спб.: Речь , 2005 г., 400 стр. - Особенности коммуникации между матерью и ребенком с хроническим соматическим расстройством (на примере гастропатологии)
Спб.: Речь , 2005 г., 400 стр.