Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Ролевое экспериментирование как составляющая современной подростковой культуры
Автор:  Рубцова О.В. 
Статья посвящена феномену ролевого экспериментирования как важнейшей составляющей современной подростковой культуры. Рассматриваются основные направления зарубежных ролевых теорий. Обсуждаются подходы к трактовке понятия «роль» в зарубежной и отечественной психологии. Предпринята попытка посмотреть на подростковую игру как на форму реализации ролевого экспериментирования. Приведены примеры психолого-педагогических исследований, посвященных различным аспектам ролевого экспериментирования как средства развития и социализации современных подростков
Экология современного детства: приоритетные направления научных исследований за рубежом
Автор:  Флорова Н.Б. 
В базе данных Core Collection ресурса Web of Science исследована разработанность проблемы зависимого поведения детей, как части конструкта экологической среды современного детства. В трех кластерах – «аддиктивный ребенок», «аддикции детского возраста», «Экологическая среда детства», как условных информационных группах данных, анализировались показатели наукометрического пространства – цитируемость и наполнение полнотекстовых публикаций. Выявлены ведущие тренды научно-исследовательской работы. Показано, что компонент аддиктивности становится все более значимым в конструкте экологической среды детства...
Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей
Автор:  Цукерман Г.А. 
На переходе от дошкольного к школьному детству понятийная игра может стать источником детской инициативности и самостоятельности — именно тех начал, которых лишена учебная деятельность в ее истоках. Нарративный сюжет понятийной игры помогает детям, еще не обладающим системным мышлением, удерживать целостность, связность отдельных заданий учителя, окрашивает их эмоционально и придает дополнительные смыслы каждому действию ученика. Если учитель использует игру и нарратив лишь как мощные мотиваторы учения, не наделяя их понятийным содержанием, то учебно-познавательные интересы будут развиваться в...
Личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, как критерий формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации
Автор:  Ларин А.Н. 
В статье приводятся результаты исследования личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома. Предполагается, что рассмотренные качества личности имеют влияние на процесс социализации и адаптации при выпуске из детского дома. Проведен сравнительный анализ личностных особенностей у мальчиков (18 человек) и девочек (14 челоловек) в возрасте от 12 до 17 лет, воспитывающихся в детских домах, а также выделены качества личности, негативно влияющие на процесс формирования у ребенка активной жизненной позиции. В исследовании применялись...
Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте
Лучшими носителями игровой культуры являются дети, которые ею обладают. Разрушенные социальные детские структуры, территориальные объединения детей (семейные, дворовые, поселковые, уличные) прервали в значительной степени процесс трансляции культуры, передачи традиции общения и нуждаются в общественно-государственной реанимации (восстановлению игровой номенклатуры и состава ее носителей, достаточного для процесса воспроизводства). Игра включает в себя особенности взаимоотношений на уровне физического и психоэмоционального, вокального взаимодействия, образно-символического наполнения сюжета, особенности...
Отдаление без отделения. Рецензия на книгу Н.Е. Харламенковой, Е.В. Кумыковой, А.К. Рубченко «Психологическая сепарация. Подходы, проблемы, механизмы». М.: Институт психологии РАН, 2015. 367 с.
В рецензии анализируется системное исследование феномена психологической сепарации, предпринятое авторами книги. Очерчена актуальность исследования, удачно дополняющего обширный спектр работ, посвященных идентичности личности. Отмечаются основные повороты мысли авторов, обоснование впервые представленной теоретической модели сепарации, описание типов гармоничной и дисгармоничной сепарации, новый взгляд на внутрисемейную динамику. Особое внимание уделяется новым фактам в малоисследованной области отношений взрослых детей со своими родителями.
Современные игрушки: риски и опасности (по материалам семинара в центре игры и игрушки МГППУ)
Автор:  Смирнова Е.О. 
В статье представлены материалы семинара о «вредных» игрушках, организованном в Центре игры и игрушки МГППУ. Тема семинара связана с требованиями родительской общественности и органов управления ограничить выпуск и продажу игрушек, способных причинить вред психическому здоровью и развитию детей. В дискуссии приняли участие ведущие детские психиатры, психотерапевты и психологи. Обсуждались вопросы, связанные с рисками и опасностями, исходящими от игрушек, а также с возможностями исследований потенциального вредного воздействия игрушек. Все участники дискуссии были солидарны в том, что сама по себе...
Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям
Изучались психологические особенности 33 детей от 8 до 17 лет, страдающих тяжелыми ревматическими болезнями, и их матерей. 11 детей находились в отделении реанимации, 22 ребенка — в отделении ревматологии. Использовались: наблюдение, беседа, методики «Рисунок человека», «Три желания»; шкалы самооценки Дембо—Рубинштейн, «Родительское сочинение». По уровню психической активности дети разделились на 4 группы: «инактивные», «пассивные», «относительно активные» и «активные». Психологическая работа с «инактивными» детьми была невозможна; задача состояла в преодолении острых эмоциональных нарушений у...
Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей
В статье рассматривается адаптивное поведение детей школьного возраста с трудностями в обучении и в общении. Выборку составили дети с типичным развитием, дети с признаками школьной и социальной дезадаптации, а также дети с нарушениями зрения. Обнаружено, что копинг-стратегии детей с трудностями в обучении ориентированы на экстернализацию и пассивный уход от трудностей в отличие от социально-ориентированных стратегий успевающих школьников. Дети с нарушениями зрения реже осознают и целенаправленно преодолевают коммуникативные трудности в отличие от их сверстников с типичным развитием.
Фантазия в ролевой игре способствует развитию ребенка
Американские исследователи пришли к выводу о том, что фантазия в ролевой игре способствует развитию ребенка — у дошкольников активнее развиваются исполнительные функции: когнитивные функции, организующие мыслительный процесс.
Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей
Описывается процедура авторского поведенческого тренинга «Есть контакт» для родителей детей с проблемами поведения и осуществляется оценка его эффективности в лонгитюдном контролируемом исследовании. Группу вмешательства составили 17 родителей, у детей которых были выраженныепроблемы поведения (12 мальчиков и 5 девочек), а контрольную группу — 34 родителя (19 мальчиков и 15 девочек); возраст детей — 2—8 лет. Исходный уровень проблемности поведения по данным опросника детского поведения Ш. Эйберг в обеих группах был одинаковым. В течение первого полугодия после тренинга в контрольной группе проблемность...
Изучение родительско-детского общения в процессе совместного чтения в работе Бет Энн Бешорнер
Автор:  Максимова А.А. 
Представлен анализ исследования доктора философии Бет Энн Бешорнер (Beth Ann Beschorner, Университет Айова, США), посвященного обучению родителей диалогическому чтению с детьми и позволившего сделать вывод: благодаря опыту общения и соприкосновения с письменным языком у детей в период раннего и дошкольного детства формируется представление о грамотности. В статье сопоставляются результаты исследований, полученные независимо в разных областях научного знания – философии и психологии: исследование Б. Э. Бешорнер имеет много общего с принципами культурно-исторической психологии, сформулированными...
Информационная социализация: психологический подход
Раскрываются особенности психологического подхода к изучению информационной социализации и влияния информационной культуры на личность и общение подростков, разделяются понятия «информационное пространство» и «информационное поле». Доказывается, что информационные поля могут рассматриваться в качестве специфических институтов социализации. На примере эмпирического исследования информационных предпочтений старшеклассников московской школы (n = 36), учащихся московской школы искусства (n = 28) и подростков, эмигрировавших с родителями в Германию (n = 23), доказывается важность совместного исследования...
Особенности мотивации подростков к участию в социально-психологическом тренинге
Автор:  Зубова Ю.К. 
Исследуются способы повышения внутренней мотивации участников социально-психологического тренинга, специфичные для подростковых групп. Эмпирическое исследование построено на базе опросных методов: анкетирования участников юношеского тренинга, направленного на повышение компетентности в сфере общения (N = 37) и фокусированного интервью с экспертами (N = 10). Выявлены и проанализированы с точки зрения задач развития наиболее результативные приемы повышения мотивации в рамках юношеского социально-психологического тренинга.
Ты да я, да мы с тобой… или Что значит для ребенка друг?
Автор:  Сапегина Диана 
Правительство проведет психологическую экспертизу детских игрушек
Специальная рабочая группа проверит товары для детей на возможное негативное психологическое воздействие
Особенности социально-трудовой адаптации выпускников-сирот на первом рабочем месте
Сегодня проблема обеспечения успешной социально - трудовой адаптации выпускников учреждений НПО и СПО из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве одного из важнейшего направления социальной политики. Ее задачей является закрепление адаптантов на рабочих местах при трудоустройстве, формирование у них трудовой мотивации и снижение риска безработицы [1, 2011]. По данным открытых источников только каждый третий выпускник-сирота имеет постоянную работу хотя бы в течение 1,5 лет, которая, чаще всего, либо не соответствует полученному им профессиональному...
Психолог о происшествии в школе: «Порог стресса у всех разный, кому-то достаточно, чтобы на него косо посмотрели»
Автор:  Ениколопов С.Н. 
Психолог Юлия Гиппенрейтер: Ключ к разгадке расстрела в школе – Принуждение и Насилие
Вместе с психологом Юлией Гиппенрейтер обсудили, можно ли определить стрелка, если работаешь психологом в школе, что принуждает ребенка к агрессии и всегда ли хороша требовательность родителей.
Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе
Подростковая среда динамично меняется и в связи с этим представления, на которые опираются специалисты при организации своей работы, также нуждаются в обновлении. Статья написана по результатам исследования, авторы которого использовали метод фокусированного интервью, разработанный на основании многолетней практической деятельности в рамках восстановительного подхода. Сформулированы принципы организации практики социально-психологической помощи подросткам, опираясь на модель социально-психологической помощи в восстановительном подходе. Даны рекомендации для специалистов, работающих в сфере социально-психологической...