Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курс «Литература как предмет эстетического цикла» в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Представлена концепция литературного развития школьников в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова и ее воплощение в курсе "Литература как предмет эстетического цикла". Описан подход к преподаванию литературы, обеспечивающий становление у школьников качеств эстетически развитого читателя: способности адекватно понимать художественное произведение, вступать в заочный диалог с автором. Показан путь достижения желаемого результата - метод приобщения детей к литературному творчеству и читательскому сотворчеству. Приведены данные исследования результативности инновационного обучения...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Готовность к мысли
Рассматривается противоречие в термине "развивающее обучение", зафиксированное Л.С. Выготским и В.В. Давыдовым: учебная деятельность формируется, а мышление - развивается. В.В. Давыдов, руководствуясь деятельностной роекцией теоретического мышления, сделал его предметом учебной деятельности. Тем самым он нашел пути формирования у учащихся как готовности мыслить понятиями, так и некоторых выжнейших компонентов теоретического мышления: анализа, рефлексии, планирования.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умственное развитие в условиях неразвивающего обучения
Практика традиционного школьного обучения свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев оно не обладает развивающим эффектом. В статье ставится вопрос: происходит ли в этом случае умственное развитие детей, и если да, то благодаря влиянию каких факторов? Автор статьи, опираясь на идеи ведущих отечественных психологов XX в. Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и В.В. Давыдова и обобщая результаты лонгитюдного эмпирического исследования, выдвигает гипотезу относительно факторов образовательного процесса, обусловливающих умственное развитие детей при традиционном обучении...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Школа развивающего обучения В.В. Давыдова: философские и психологические основания
Представлен методологический анализ философских и психологических принципов, положенных В.В. Давыдовым в основу его концепции теоретического мышления. Показано, что он предложил новый подход к ученику как к личности, обладающей собственной мотивацией, целями деятельности и творческой активностью; поэтому в концепции В.В. Давыдова необходимо учитывать две линии: одна направлена на становление нового уровня теоретического мышления и обобщения на уроках математики, русского языка и т.п., а вторая - на развитие творческих способностей и социальных переживаний (в эстетической деятельности).
|
|
|
|
|