Статьи
Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Феномен субъектного восприятия природных объектов
Изучался феномен субъективизации природного объекта. Под субъективизацией понимается процесс и результат наделения какого-либо предмета или явления субъектностью (свойствами, качествами и функциями субъекта), атрибуция субъектности. Проанализированы различные аспекты существования субъекта; выделены три специфически субъектные функции, которые должен осуществлять предмет или явление, чтобы восприниматься в качестве субъекта; определены условия и механизмы субъективизации природного объекта, ее типы и виды, предложена возрастная периодизация этого феномена.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нарушения восприятия 3D пространств при дисграфии у младших школьников
У детей с дисграфией обнаружены специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле. Причём, только в ближнем 3D пространстве. В "окне дефекта" расположена обратная перспектива, или так называемые "пространства Лобачевского". В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её "как видит", то есть в зеркальном отображении.
|
|
|
|
|
Трехмерное изображение предметов младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития
Пространственные функции играют важную роль в школьном обучении. Недостаточное их развитие является одной из распространенных причин неуспешности ребенка в школе (Пылаева, 1997). Можно отметить недостаточную изученность зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста в норме и с трудностями обучения, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР).
Целью данного исследования явилось изучение уровня развития пространственных функций у детей 6 – 8 лет в норме и с ЗПР, демонстрирующих, по данным нейропсихологического обследования, преимущественную «слабость» функций левого...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме
Приведены результаты сравнительного исследования понимания детьми обмана как феномена когнитивного представления об организации психического в норме и при аутизме. В эксперименте участвовало 48 детей с нормальным развитием 3 - 6 лет и 9 аутистов 5-7 летнего возрста. Результаты показали, чтодети с аутизмом не могут понимать психическое других людей. У детей с нормальным развитием становление "модели психического", начиная с 4 лет, позволяет им понимать обман и его маркеры, что невозможно при ее дефиците. Использование символических средств - подсказок обманных ситуаций - не влияло на понимание...
|
|
|
|
|
|
|
|
|