|
|
Статьи
Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
От рефлекса к модели будущего
Публикация содержит популярное изложение представлений Н.А. Бернштейна о физиологии активности как биологической ветви кибернетики.
|
|
|
|
|
Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий
Расссматривается актуальность исследований вариативности, многообразия и специфичности индивидуальных форм нормативного развития детей в онтогенезе. Обосновывается необходимость типологического анализа динамики, характеризующей индивидуальные особенности психического развития, и создания дифференциальной психологии развития как особого раздела возрастной психологии. В качестве основы для построения типологической картины онтогенеза предлагается использовать базовые психологические новообразования посчледовательных возрастных стадий.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доверие к себе как условие развития личности
Анализируется один из аспектов веры, связанный с активностью человека. Разработка понятий веры и доверия, осмысление их психологической сущности позволяет вскрыть механизмы, глубже осмыслить закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого человек только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным "субъектом жизни". Выдвигается идея о существовании относительно самостоятельного феномена личности - доверия к себе как одного из важнейших условий активности человека и относительно самостоятельного феномена субъектности...
|
|
|
|
|
Здоровьесберегающие технологии:нейропсихологический подход
Показана возможность использования накопленных в нейропсихологии знаний для разработки методов развивающего и оберегающего здоровье детей обучения. В связи с данными нейропсихологического анализа строения речи, письма и других высших психических функций обсуждаются дискуссионные вопросы развивающего обучения. Рассматриваются психологические механизмы трудностей обучения и раскрываются вытекающие из этого анализа требования к построению развивающего и сберегающего здоровье детей обучения.
|
|
|
|
|
Нейропсихология эмоций:гипотезы и факты
Излагается нейропсихологический подход к изучению эмоций, основанный на концепции А.Р. Лурия о соотношении мозга и психики. Анализируется современное состояние проблемы "мозг и эмоции". Предлагается рабочая ("инженерная") модель эмоционально-личностной сферы, пригодная для проведения нейропсихологических исследований мозговых основ эмоций. Выдвигается гипотеза о существовании различных "эмоциональных синдромов", связанных с поражением разных мозговых структур. Приводятся результаты экспериментальных исследований, подтверждающих эту гипотезу. Дается общая характеристика...
|
|
|
|
|
Ориентировачная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах
Рассматривается возможность объединения трех подходов к обучению и воспитанию: теории П.Я. Гальперина об ориентировке как основной функции психики; теории К. Бенсона об ориентации и дезориентации как культурных орудиях формирования личности, служащих противоположным целям - добру или злу; теории конфликтующих структур В.А. Лефевра, анализирующей явление формирования доктрины противника посредством его обучения. Обсуждаются нравственный (целевой) и когнитивный (операционально-технический) аспекты дезориентации обучаемых и воспитуемых в условиях конфликтов целей и нравственных уствновок участников...
|
|
|
|
|
Каким должен и каким может быть психолог,работающий в системе образования?
Статья продолжает начатое М.А. Степановой обсуждение критериев профессионализма практических психологов образования (Вопр. Психол. 2002. № 1). Проблемы качества профессиональной подготовки и мастерства практического психолога рассматриваются через призму тех реальных условий, в которых происходит его профессиональное становление и осуществляется конкретная деятельность.
|
|
|
|
|
Группировки мотивационно-личностных свойств как регулятивные системы принятия решений
Обсуждается возможность выявить динамические системы регуляции принятия решений на основе применения процедур кластер-анализа по данным двух исследований, выполненных путем сравнения личностно-мотивационных профилей у критериально различаемых групп - контрольной и экспериментальной (слабослышащие студенты в первом исследовании и больные диабетом - во втором). Продемонстрированыразличия в группировках разноуровневых личностно-мотивационных свойств у лиц со снижением самоконтроля и вынужденными ограничениями в общении.
|
|
|
|
|
О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе
Воспитание и развитие личности в процессе обучения в массовой школе пока остается во многом проблемой теоретичекого характера. Наиболее сложным является положение детей, у которых наблюдается то или иное несоответствие "норме возрастного развития". Система коррекционно-развивающего обучения, разработанная на сегодняшний день, определяет его организационно-педагогические аспекты, но не предлагает методических концепций построения содержательных курсов. Для "нормы" развития сегодня заявлено более полутора десятков учебно-методических комплектов по математике, для коррекционно-развивающего...
|
|
|
|
|
Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте
Психологическая зависимость подростков от родителей существует в двух основных формах - собственно зависимости и негативизма. Причиной психологической зависимости подростков от родителей в обеих ее формах является фрустрирование потребности личности в самоактуализации. Зависимость и независимость, вопреки распространенному пониманию их как биполярных характеристик, являются самостоятельными явлениями. Психологическая зависимость в подростковом возрасте оказывает отрицательное влияние на развитие личности и характеризует нерешенность задач развития.
|
|
|
|
|
Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения
В настоящее время убедительно доказана огромная значимость овладения способностью к знаковому преобразованию действительности в дошкольном детстве (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Л.Ф.Обухова, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова,.) Именно в этот возрастной период ребенок особенно сензитивен к овладению умением выражать (замещать) определенное содержание с помощью различных знаков и символов (алфавитов кодирования).
|
|
|
|
|
Показано: 141 - 152 из 152
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец |
|
|
Новости психологии
26.03.2021
Психологи бесплатно помогут семьям, у которых есть ребёнок с тяжелым заболеванием
10.03.2021
Новые научные работы в психологии
19.02.2021
Третья встреча проекта «Психолог-и-Я. Живые истории»: Николай Николаевич Нечаев
Партнеры
Информационные партнеры

|