Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни
Исходя из данных, полученных в исследовании М. И. Лисиной, авторы описывают два принципиально разных подхода взрослых к младенцу, влияющих на формирование образа объекта: 1) взрослый выступает как "эмоциональный возбудитель", мотивирующий ребенка к манипуляциям с предметом, в результате чего формируется образ предмета, 2) взрослый обучает ребенка специфическим операциям, действия с предметом, и к формированию образа приводит усвоение навыка. Моторная активность и направленность на объект являются индикаторами к созданию у ребенка адекватного образа предмета со всеми его особенностями...
Теория привязанности: концепция и эксперимент
Автор:  Смирнова Е.О. 
Материалы сайта www.voppsy.ru
Эстетическое воспитание в вузе
Автор:  Якушева С.Д. 
Prenatal Cardiac Function and Postnatal Cognitive Development: An Exploratory Study.
Перевод названия: Сердечная функция в пренатальный период и когнитивное развитие в постнатальный период.
Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни
Проведено изучение акустических характеристик материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни и взрослым. Показаны различия во временной организации материнских высказываний, обращенных к детям 12-месячного возраста и взрослым. Выявлено уменьшение ключевых слов в материнской речи, адресованной детям второго полугодия жизни по сравнению с певым полугодием. Получены данные об отличии спектральных и временных характеристик ударных гласных в ключевых и функциональных словах материнской речи, обращенной к детям второго полугодия жизни. Установлено, что речь мам, обращенная к детям второго...
Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска
Экспериментальные исследования последних двадцати лет позволили получить данные о направленности младенца на взаимодействие с матерью или другим близким и ухаживающим человеком, описать вызванное младенцем поведение матери, рассмотреть собственно процесс взаимодействия. В отличие от сложившегося к 1970-м гг. традиционного рассмотрения развития как результата однонаправленного влияния родителей на ребенка, новые данные позволили понять влияние младенца на поведение матери и роль взаимодействия в развитии ребенка. Появилось основание рассматривать развитие с более широких теоретических позиций в...
Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
Автор:  Варга А.Я. 
Работа посвящена изучению нарушений механизмов формирования материнского поведения, которые могут быть связаны с ситуацией в родительской семье будущей роженицы. Результаты клинических наблюдений показали, что причина девиантного материнства коренится в драме взаимоотношений женщины с девиантным поведением и ее собственной матери. По данным анализа семейных историй женщин, отказывающихся от новорожденных, следует, что девиантная мать отвергалась свей матерью с детства. Эта материнская депривация сделала невозможным процесс идентификации с матерью как на уровне психологического пола, так и на уровне...
Вокально-речевая имитация в диаде
Автор:  Ляксо Е.Е. 
Изучалась вокально-речевая имитация в диадах "мать-ребенок" на протяжении первого года жизни детей - нормально развивающихся (15 диад) и группы риска, т.е. имеющих в анамнезе неврологические нарушения (5 диад). В диадах с нормально развивающимися детьми выявлена имитация ребенком звуков голоса матери и повторение ею звуков, произносимых младенцем. Установлено увеличение случаев звуковой имитации с возрастом ребенка. В диадах с детьми из группы риска отмечаются единичные имитации звуков голоса матери (у двух младенцев) и отсутствие имитации звуков детей у всех мам. Результаты фонетического...
Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога
Автор:  Климов Е.А. 
Готовность к мысли
Автор:  Зинченко В.П. 
Рассматривается противоречие в термине "развивающее обучение", зафиксированное Л.С. Выготским и В.В. Давыдовым: учебная деятельность формируется, а мышление - развивается. В.В. Давыдов, руководствуясь деятельностной роекцией теоретического мышления, сделал его предметом учебной деятельности. Тем самым он нашел пути формирования у учащихся как готовности мыслить понятиями, так и некоторых выжнейших компонентов теоретического мышления: анализа, рефлексии, планирования.
Защита детей от жестокого обращения со стороны родителей, как проблема преемственности между детским садом и школой
Автор:  Доронова Т.Н. 
В течение многих лет, наблюдая в разных регионах Российской Федерации за переходом воспитанников детских садов в школу, пришла к выводу, что проблема преемственности является «мертвой зоной» системы образования. Это связано с тем, что вопросы преемственности нельзя решить путем разработки концепций, инструктивно-методических писем, созданием единых комплектов учебников, объединением под одной крышей в учреждение «детский сад - школа» и т.п. Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой зависит только от отношения к ней директора школы. Поэтому и решила через журнал обратиться...
Значение концепции общения М.И.Лисиной для отечественной психологии (к 70-летию со дня рождения М.И.Лисиной)
Автор:  Смирнова Е.О. 
Игротека для детей с риском отставания в развитии: опыт русско-шведского сотрудничества
Игрушки: как оценить их качество
Автор:  Смирнова Е.О. 
Материалы сайта www.psyparents.ru
Идея школы Щетинина
Автор:  Амонашвили Ш.А. 
Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка
К рефлексии психологической теории мышления
Автор:  Лазарев В.С. 
Анализируются основные понятия "неклассической" теории мышления, созданной В.В. Давыдовым: деятельностная природа мышления, модель мыслительного акта как единицы мышления, критерии умственного действия, типы и формы мышления, условия и механизм происхождения умственных (идеальных) действий. Обосновывается необходимость дальнейшего развития теории за счет расширения модели мыслительного акта, раскрытия механизмов развития мышления как его творения, выделения и изучения стадий развития мышления.
Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии
Автор:  Ахутина Т.В. 
В статье обсуждаются взаимосвязь и взаимодополнительность культурно-исторического и естественнонаучного подходов к разработке принципов нейропсихологии Л.С. Выготского – А.Р.Лурии. Рассматриваются принципы социального происхождения, системного строения и динамической организации и локализации высших психических функций и вытекающие из них теоретические и практические следствия.
Материнство: сравнительно-психологический подход
Автор:  Филиппова Г.Г. 
Методы анализа и построения научных теорий
Автор:  Рузавин Г.И.