Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании
Автор:  Кабаева В.М. 
Вопрос-ответ. Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул?
15 полезных советов по возвращению в школу в сентябре от мамы двух сыновей в спектре аутизма
Системный анализ доказательств влияния участия детей в оценке социальных программ на их психологическое развитие
В статье рассматриваются состояние развития участия детей в оценке социальных программ, доказательства позитивного влияния участия на психологическое развитие ребенка. Статья включает обзор 27 зарубежных исследований с участием детей и систематизирует доказательства влияния участия ребенка на его психологическое развитие. Результаты обзора показали, что включение детей в оценку программ может способствовать позитивному развитию ребенка. Также авторы обсуждают ситуацию с включением детей в оценку социальных проектов и программ и возможность для развития этого направления в России.
Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей
Автор:  Цукерман Г.А. 
На переходе от дошкольного к школьному детству понятийная игра может стать источником детской инициативности и самостоятельности — именно тех начал, которых лишена учебная деятельность в ее истоках. Нарративный сюжет понятийной игры помогает детям, еще не обладающим системным мышлением, удерживать целостность, связность отдельных заданий учителя, окрашивает их эмоционально и придает дополнительные смыслы каждому действию ученика. Если учитель использует игру и нарратив лишь как мощные мотиваторы учения, не наделяя их понятийным содержанием, то учебно-познавательные интересы будут развиваться в...
Взаимосвязь ценностей и религиозной идентичности у школьников буддистского вероисповедания
В статье представлены результаты социально-психологического исследования религиозной идентичности школьников буддистского вероисповедания. В исследовании приняли участие 184 человека, учащиеся 9—10 классов средней школы пгт. Агинское (Агинский Бурятский округ, Забайкальский край). Религиозная идентичность, согласно концепции Г. Олпорта и измерениям Р. Горсача и С. МакФерсона, рассматривается не только как принадлежность к буддистскому вероисповеданию, а как сложное социально-психологическое понятие, имеющее четырехфакторную структуру, вы- строенную на базе шкал: личностная–социальная и внутренняя–внешняя...
Инклюзия в учебных группах, социальная реадаптация и реабилитация посредством психотехнологии микрогрупп
Статья посвящена обоснованию современной психолого-педагогической парадигмы методов интерактивного обучения и развития личности школьников, старшеклассников, студентов и других категорий обучающихся в целостном образовательном и социально-развивающем процессе. В статье раскрывается микрогрупповая технология, подразумевающая, в частности, в качестве универсального средства осуществления инклюзивного образования и социальной реабилитации разновозрастных и разных по состоянию здоровья категорий людей в интерактивных формах, включая деятельность, проводимую с лицами пожилого возраста в центрах социального...
Семейные факторы хронических школьных прогулов
По разным данным в среднем 20% школьников регулярно прогуливают школьные занятия, часть из них является хроническим прогульщиками. Исследования показывают, что причиной прогулов могут быть разнообразные факторы: неблагополучие в семье, социальная среда, отношения в школе, личностные особенности ребенка. На основе анализа случаев из практики рассматриваются семейные факторы хронических прогулов в группе детей из внешне благополучных семей.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов
В работе рассматривается роль психологической безопасности и комфортности образовательной среды школы в условиях изменения требований к результатам деятельности педагогов. Представлены данные о психологической безопасности и субъективном благополучии педагогов начальной школы.
Особенности функций III блока мозга младших школьников в зависимости от условий проживания
Автор:  Медюшко В. А, 
В статье анализируется влияние социокультурных факторов, а именно проживание в условиях детского дома, родной и замещающей семьи на развитие высших психических функций младших школьников. Отмечается неравномерность в сформированности высших психических функций у всех исследуемых младших школьников.
Словарная работа на уроках письма и развития речи
Обогащение словарного запаса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья- одна из задач специальной(коррекционной) школы VIII вида. Разнообразие форм словарной работы на уроках письма и развития речи с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний обучающихся с ОВЗ.
Психологи рассказали, какие мультфильмы полезно смотреть детям
Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Наталья Матушкина рекомендует при выборе мультфильмов для детей в первую очередь обращать внимание на старые классические фильмы.
Опыт качественного анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития читателей-школьников
Автор:  Кудина Г.Н. 
В статье рассматривается опыт качественного анализа особенностей понимания младшими школьниками образного содержания произведений художественной литературы. Анализ развития школьника-читателя дан на основе представлений о сущности читательской деятельности М.М. Бахтина. Показано, что общей исходной возрастной чертой читательской деятельности младших школьников при поступлении в школу является отсутствие представления об авторе, его замысле и позиции. Но в остальном наблюдается довольно широкий разброс индивидуальных различий — от детей, не владеющих практикой эстетического прочтения текста, до...
Что ищут дети в Интернете?
Автор:  Авдеева Н.Н. 
Каникулы по плану: как наполнить летний отдых детей смыслом
Психологи рекомендуют родителям составить план на летние каникулы и заинтересовать ребенка в выполнении этого плана, а также советуют присмотреться к детям, когда они не обременены школьными заботами.
Коллективный подход в обучении для полноценного развития человека
Автор:  Толстых Н.Н. 
Так ли уж хороши частные школы? Не перегибаем ли мы палку с так называемым "индивидуальным подходом" к ученику? На эти и другие вопросы отвечает доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии развития МГППУ Наталия Толстых
Не стоит хвалить детей за их личные качества
По итогам исследования, опубликованного в журнале the Journal of Experimental Psychology: General, ученые выяснили, что дети с низкой самооценкой чаще всего получают от родителей похвалу, касающуюся их личных качеств, из-за чего им становится очень стыдно, когда они терпят неудачу.
Где и как учить одаренных детей?
Автор:  Юркевич В.С. 
В городской Ресурсный центр одаренности МГППУ регулярно обращаются с вопросами по поводу работы с одаренными детьми, которые в конечном итоге сводятся к следующему: как эффективно работать с одаренными детьми в так называемых массовых школах и что мы думаем о ситуации объединения школ? Пойдет ли это объединение на пользу одаренным детям или разрушит то, что мы уже имеем?
Секс - в школу?
Автор:  Дымова Т. 
Россия подписала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. И в школах вскоре могут ввести уроки полового воспитания. В России споры на эту тему идут не первый год: надо ли образовывать подростков или они и так всё знают «про это»? Комментирует Татьяна Дымова, психолог МГППУ, координатор образовательной программы профилактики рискованного сексуального поведения у подростков
Психиатров обещают вернуть в московские школы для детей с аутизмом
Автор:  Савченко И.А. 
Врачи-психиатры и другой медицинский персонал школы "Кашенкин луг" и школы на улице архитектора Власова в Москве сейчас оформляются в медицинские учреждения, но продолжат работать в этих школах с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), заявил в понедельник РИА Новости руководитель центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков при Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) Игорь Савченко.
Практики развития: взросление в современном мире
Автор:  Поливанова К.Н. 
Представлен психологический и социокультурный анализ современного детства. Показано, что в современных условиях институциональные формы взросления диверсифицируются, такие классические конструкты как «возраст» и «детство» подвергаются сомнению и часто оказываются невалидными для описания современной ситуации. Усиливаются процессы индивидуализации. При этом существенных изменений в уровне академических достижений и эмоциональной стабильности не происходит