Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психологическая готовность к материнству
Психологическая готовность к материнству рассматривается в статье как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Автор предполагает, что это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное материнское поведение. В процессе исследования были получены ответы на следующие вопросы: по каким показателям можно определить уровень психологической готовности к материнству до рождения ребенка; адекватно ли это понятие в отношении прогноза будущего реального материнского поведения. Предполагается...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов
Исследование посвящено выявлению особенностей изменений психического состояния женщин в период беременности и становления диадических отношений между матерью и ребенком после родов. Проспективно на протяжении всей беременности и после родов по единой программе была обследована 51 женщина детородного возраста. При обследовании после родов выделены группы женщин: 1) со сформированной готовностью к материнству; 2) с несформированной готовностью к материнству. При исследовании выявлено три типа переживания беременности, три типа материнского отношения к ребенку, показана их взаимосвязь и соотношение...
|
|
|
|
|
Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными
Рисуночные методы широко применяются в психологических исследованиях, они хорошо зарекомендовали себя в диагностическом, прогностическом и терапевтическом аспектах. Однако систематических исследований по особенностям рисуночных тестов и их динамики относительно содержания и развития материнской сферы женщины в настоящее время в литературе не встречается. Многолетние исследования автора позволили предложить в качестве наиболее информативного метода рисунок на тему "Я и мой ребенок". Использование этой методики позволяет предположить большую диагностическую и прогностическую ее ценность...
|
|
|
|
|
Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов
Описаны диагностические методики (тесты "Фигуры", "Эпитеты", тест Люшера), использовавшиеся для изучения динамики психического состояния женщин во время беременности и после родов. Получены данные, подтверждающие соответствие друг другу сформированности готовности к материнству, ценности ребенка и типа переживания беременности. Проведена верификация предложенных методик. Их использование позволяет выявлять готовность к материнству и ценность ребенка, динамику этих параметров во время беременности и прогнозировать готовность к материнству и динамику ценности ребенка после родов...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии
Исследовались родительские установки матерей умственно отсталых детей, детей со сниженным слухом и детей без нарушений развития. Было обнаружено, что детская патология негативно влияет на материнские установки: с одной стороны, матери отвергают умственно отсталых детей, а с другой - устанавливают симбиотические отношения с ними, проявляют чремерную заботу и стремятся обеспечить их безопасность. Они излишне концентрируются на ребенке и испытывают чувство самопожертвования. Детская патология ограничивает способность матери эфффективно общаться с ребенком и приводит к его искаженному восприятию. Было...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни
Исходя из данных, полученных в исследовании М. И. Лисиной, авторы описывают два принципиально разных подхода взрослых к младенцу, влияющих на формирование образа объекта: 1) взрослый выступает как "эмоциональный возбудитель", мотивирующий ребенка к манипуляциям с предметом, в результате чего формируется образ предмета, 2) взрослый обучает ребенка специфическим операциям, действия с предметом, и к формированию образа приводит усвоение навыка. Моторная активность и направленность на объект являются индикаторами к созданию у ребенка адекватного образа предмета со всеми его особенностями...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска
Экспериментальные исследования последних двадцати лет позволили получить данные о направленности младенца на взаимодействие с матерью или другим близким и ухаживающим человеком, описать вызванное младенцем поведение матери, рассмотреть собственно процесс взаимодействия. В отличие от сложившегося к 1970-м гг. традиционного рассмотрения развития как результата однонаправленного влияния родителей на ребенка, новые данные позволили понять влияние младенца на поведение матери и роль взаимодействия в развитии ребенка. Появилось основание рассматривать развитие с более широких теоретических позиций в...
|
|
|
|
|
Показано: 1 - 20 из 44
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец |