Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация
В отечественной и зарубежной психологии широко представлены работы, описывающие многообразие типов семейного воспитания. В подобных исследованиях типологии основаны на авторских критериях. В связи с этим практически невозможно вывести единую классификацию стилей семейного воспитания. Данная статья посвящена рассмотрению различных критериев оценки семейного воспитания.
Ирина Умняшова: "Зачем нужны школьные психологи"?
Автор:  Умняшова И.Б. 
Диагностика в личностном консультировании подростков. Сообщение II
Автор:  Гаврилова Т.П. 
Автор обобщает свой опыт работы школьным психологом. В статье рассматриваются аспекты диагностики проблем и трудностей подростков, различия в развитии младших и старших подростков. Автор выделяет несколько стадий в развитии общения психолога с подростком. Подробно описываются диагностические методы определения причин подростковых конфликтов, ценностные установки подростков, особенности самокритики и личностного роста.
Личное консультирование подростков как вид психологической помощи
Автор:  Гаврилова Т.П. 
От психологов, работающих в школе, администрация и учителя, прежде всего, ожидают помощи ученикам в преодолении их учебных трудностей. Многие школьные психологи также понимают свою основную профессиональную задачу. Однако кроме учебных младшие школьники, подростки, учащиеся старших классов переживают личностные трудности, связанные и со школой, и с семьей. Помощь таким ученикам – существенная и, может быть, наиболее сложная часть профессиональной деятельности школьного психолога.
Личностные трудности и проблемы подростков. Сообщение III
Автор:  Гаврилова Т.П. 
В статье анализируются особенности подросткового возраста. Автор рассматривает причины трудностей и противоречий подростков, дает свое определение процессов их социализации и обособления, а также поиска собственной идентичности. В зависимости от степени дезинтеграции личности Т.П. Гаврилова различает ядерные и периферийные конфликты. На основе этого подхода даются рекомендации школьным психологам.
Психологическое знание в арсенале средств практического психолога
Автор:  Гаврилова Т.П. 
В статье рассматриваются понятия «психотерапия», «консультирование», «коррекция», их отличительные черты, и основные функции каждого направления. Далее речь идёт о работе и функциях психолога в системе образования, психотерапевта и клинического психолога, а так же разделяются понятия научного и ненаучного психологического знания. Выделяется база знаний необходимых для практических психологов (психологическое, медицинское, педагогическое, социальное, житейское), обсуждается важность каждого из них в деятельности практического психолога, даётся расшифровка понятий. Указывается важность комплексного...
Опыт качественного анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития читателей-школьников
Автор:  Кудина Г.Н. 
В статье рассматривается опыт качественного анализа особенностей понимания младшими школьниками образного содержания произведений художественной литературы. Анализ развития школьника-читателя дан на основе представлений о сущности читательской деятельности М.М. Бахтина. Показано, что общей исходной возрастной чертой читательской деятельности младших школьников при поступлении в школу является отсутствие представления об авторе, его замысле и позиции. Но в остальном наблюдается довольно широкий разброс индивидуальных различий — от детей, не владеющих практикой эстетического прочтения текста, до...
Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников
Статья посвящена переосмыслению учебных и воспитательных целей образования в современных социальных условиях. В исследовании предпринята попытка оценки опыта системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Выявлены основные эффекты личностного развития старшеклассников, обучающихся по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Каникулы по плану: как наполнить летний отдых детей смыслом
Психологи рекомендуют родителям составить план на летние каникулы и заинтересовать ребенка в выполнении этого плана, а также советуют присмотреться к детям, когда они не обременены школьными заботами.
Коллективный подход в обучении для полноценного развития человека
Автор:  Толстых Н.Н. 
Так ли уж хороши частные школы? Не перегибаем ли мы палку с так называемым "индивидуальным подходом" к ученику? На эти и другие вопросы отвечает доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии развития МГППУ Наталия Толстых
Минобрнауки России публикует для широкого обсуждения проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога
Обсуждение проекта профессионального стандарта педагога
Новый профстандарт педагогов потребует изменения системы подготовки учителей, заявляют разработчики стандарта
Разработчики нового профессионального стандарта педагогов рассказали о реформировании системы подготовки учителей, связанном с введением профстандарта
Сопротивление среды. Школам не хватает дружелюбия к молодым специалистам
Автор:  Рубцов В.В. 
Не стоит хвалить детей за их личные качества
По итогам исследования, опубликованного в журнале the Journal of Experimental Psychology: General, ученые выяснили, что дети с низкой самооценкой чаще всего получают от родителей похвалу, касающуюся их личных качеств, из-за чего им становится очень стыдно, когда они терпят неудачу.
Сможет ли выжить педагогическое образование?
Автор:  Рубцов В.В. 
Этот вопрос сегодня волнует общество и педагогическое сообщество, которые на этот счет высказывают разные мнения
Подготовительные курсы: реальная помощь или «выкачивание денег»?
Система педагогического образования: шансы есть?
Автор:  Рубцов В.В. 
26 февраля в 13.00 в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости пройдет мультимедийный круглый стол на тему: "Система педагогического образования: шансы есть?", приуроченный к старту Всероссийского конкурса "Директор школы — 2013". Что изменилось в системе педагогического образования за последний год? Как отразилось слияние вузов на подготовке педагогических работников? Каковы механизмы совершенствования системы повышения их квалификации? Что дают конкурсы профессионального мастерства?
Черный методист на задней парте, или Что мешает учителям учиться
Автор:  Рубцов В.В. 
Где и как учить одаренных детей?
Автор:  Юркевич В.С. 
В городской Ресурсный центр одаренности МГППУ регулярно обращаются с вопросами по поводу работы с одаренными детьми, которые в конечном итоге сводятся к следующему: как эффективно работать с одаренными детьми в так называемых массовых школах и что мы думаем о ситуации объединения школ? Пойдет ли это объединение на пользу одаренным детям или разрушит то, что мы уже имеем?
Новый проект "Помогая другим - помогаешь себе!"
Новый проект Регионального благотворительного общественного фонда по поддержке социально незащищенных категорий граждан, разработанный совместно с факультетом дистанционного обучения МГППУ. Авторы проекта предлагают новаторские технологии, направленные на интеграцию инвалидов. Знакомство с этими технологиями прошло в рамках обучающего семинара, организованного фондом. В его работе приняли участие представители общественных организаций инвалидов, молодые инвалиды и их родители, социальные работники.