Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности
Представлены материалы, позволяющие обозначить основные проблемы подготовки психологов к работе по психологическому просвещению в контексте требований ФГОС и утверждённых стандартов профессиональной деятельности. Показана связь ряда вопросов методологии практической психологии и тех задач, которые решает специалист в этой области при реализации работы по психологическому просвещению. Проведён детальный анализ основного содержания существующих и действующих ФГОС, тех его аспектов, которые определяют перечень и характер видов работ специалиста, а также уже утверждённых стандартов профессиональной...
Формирование личностных образовательных результатов школьников в представлениях педагогов
Изучены представленияучителей о возможности сформировать у школьников личностные образовательные результаты в условиях современного образования. Гипотеза состояла в предположении, что представления учителей о формируемости личностных образовательных результатов учащихся связаны с их профессионально важными качествами. Были обследованы 72 учителя одной из гимназий г. Москвыс помощью анкеты по выявлению представлений о формируемости личностных образовательных результатов школьников и опросника коммуникативных и организаторских склонностей КОС-1. Установлено, что больше половины педагогов считают...
Переоценивая оценки: разработка нового инструмента оценивания c опорой на зону ближайшего развития в традиции культурно-исторической психологии
В настоящей статье рассматриваются существующие теоретические подходы и методы оценивания детского развития. На сегодняшний день для оценки развития детей в возрастной группе от 0 до 5 лет применяется преимущественно биологический подход. Настоящая статья показывает, что понимание развития с позиции культурно-исторической теории позволит разработать новый инструмент оценки. Дано теоретическое обоснование того, почему понятие зоны ближайшего развития может быть использовано для выявления индикаторов актуального и потенциального уровней развития и обеспечить уход от системы тестирования, основанной...
Экспериментально-генетический метод в контексте обучения естественным наукам в дошкольном возрасте: исследование развития научного мышления с позиции культурно-исторического подхода
В статье предпринята попытка отразить культурно-историческое понимание того, как дети раннего возраста начинают изучать естественные науки и как у них фомируется научное мышление в процессе взаимодействия с социальным, культурным и материальным миром. Приоритетом настоящего исследования является выход за пределы сугубо когнитивного понимания обучения путем рассмотрения различных аспектов развития научного мышления у детей дошкольного возраста и анализа их взаимосвязи. Из большого объема эмпирических данных в настоящей статье представлен один кейс-стади, основанный на примере девочки (возраст 5...
Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии
В статье показана возможность использования принципов культурно-исторического подхода и теории деятельности к экспертизе игрушек и игровых сред. Детская игровая площадка рассматривается как культурное средство или артефакт, создаваемый взрослыми для разворачивания деятельности ребенка. С позиции культурно-исторической психологии психолого-педагогический анализ площадки основывается на выявлении уровня игровой ценности и соответствии задачам возраста. В основе анализа и проектирования — понимание площадки как единого пространства, где каждый элемент несет потенциал для какой-либо развивающей деятельности...
Общественно-культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях)
Современная ситуация исследований детства восходит к классическим психологическим теориям, в отечественной психологии — к культурно-исторической теории. Сами эти теории возникали как обобщение и осмысление реалий того детства, которое сложилось к моменту создания этих теорий. Быстрые социальные изменения, особенно последних десятилетий, привели к появлению широкого круга источников, в которых отмечается изменение повседневности детства — детство меняется от эпохи к эпохе; появилась даже метафора — «исчезновение детства». В статье описывается изменение образа ребенка в отношении к образу взрослого...
Один шаг в обучении — 100 шагов в развитии: метафора или основополагающий принцип?
Автор:  Зарецкий В.К. 
В статье на материале опубликованных работ Л.С. Выготского прослеживается динамика его представлений о развитии ребенка. Тезис «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» ставится в один ряд с двумя другими важнейшими положениями культурно-исторической теории — о том, что обучение идет впереди развития, и о зоне ближайшего развития. Обосновывается значение этих положений для практики оказания психолого-педагогической помощи, содействующей развитию, и ставится проблема гипотетического механизма такой связи. В качестве иллюстрации работы этого механизма приводится многовекторная модель...
Посредническое Действие и Развитие
Автор:  Эльконин Б.Д. 
В статье строится представление о возможностях продолжения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в современности. Сам акт опосредствования представляется как проблема и объект изучения — как Посредническое Действие. Посредническое действие становится в пробах утверждения значения знака человеком, которому он обращен. Утверждение значения есть освоение самого перехода «натуральное—культурное». Здесь значение обретает функцию образца действия. Образец выступает как объект совместного действия и строится как отношение и граница между требуемым и иным. Далее Посредническое действие развертывается...
Чувство собственной активности в ролевой игре дошкольника
В статье представлена интерпретация единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский) на материале сюжетно-ролевой игры. Эмоции (например, нежелание подчиниться правилу) и понимание ребенком оснований правила, изучаются отдельно друг от друга: их взаимосвязанность подразумевается, но экспериментально не доказывается. В данной работе осуществлена попытка «поймать» единство аффекта и интеллекта в рамках психологии развития, опираясь на представление о связи смысловой и технической стороны действия (Д.Б. Эльконин и др.), об умных эмоциях (А.В. Запорожец) и акте развития (Б.Д. Эльконин). Описан качественный...
Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях
Рассматриваются особенности самоповреждающего поведения без суицидального намерения на материале анализа группы риска, выявленной в ходе скринингового обследования 604 московских школьников 7—11-х классов. 16,9% подростков указали на то, что в их жизни были самоповреждающие действия (54% однократно, 46% неоднократно). На втором этапе проводилось клиническое обследование 100 подростков с историей самоповреждения. Использовалась клиническая карта, включающая в себя возможность градации основных суицидальных маркеров. Выявлена патогенетическая и клиническая неоднородность самоповреждающего поведения...
Есть ли жизнь после смерти: из опыта психотерапевтической работы с подростками после истинной суицидальной попытки
Автор:  Романова Е.В. 
В статье изложены особенности психотерапевтической работы с подростками после совершенной на фоне депрессии истинной суицидальной попытки, определены цели индивидуальной терапии, обращено внимание на психопрофилактическую работу с родителями. Среди множества случаев суицидального и самоповреждающего поведения подростков особое место за- нимают суицидальные попытки пациентов с депрессивными состояниями. В статье описаны три случая психотерапевтической работы с шестнадцатилетними подростками с диагнозом «депрессивный эпизод тяжелой степени», совершивших истинные суицидальные попытки; изложены особенности...
Модернизация идей исследования аутизма и развития системы помощи людям с аутизмом в России: от региональной инициативы к глобализации решений
Представлен опыт развития идей региональной инициативы исследований аутизма и становления академической системы помощи людям с аутизмом в России и за рубежом. Отмечается, что система помощи формировалась от родительской инициативы, которая способствовала разрешению ряда научно-исследовательских направлений и становлению академической системы подготовки профессиональных кадров для работы с детьми и взрослыми с РАС. Авторы представляют инновационную модель развития научных исследований аутизма и формирования системы постдипломного образования (Международный Институт Аутизма (МИА) и Международный...
Неполная семья как институт социализации: взаимосвязь представлений матери о психологическом благополучии ребенка и ее стратегий совладания с трудностями
Cтатья посвящена проблеме психологических особенностей неполной семьи. Семья, в которой ребенка воспитывает один из родителей, в настоящее время становится важным самостоятельным объектом социально-психологических исследований. Значимым, по мнению авторов, является не только специфика отдельных психологических свойств неполной семьи, но и взаимодействие основных ее характеристик. Для исследования в работе выбраны взаимосвязи таких социально-психологических переменных, как восприятие матерью психологического благополучия ребенка, характер ее копинг-стратегий и стиля ма- теринского воспитания. Выявлены...
Опыт развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Описывается формирование интравербального поведения, включающего в себя понимание прочитанного, диалог и ответы на вопросы, а также мысли и воспоминания. Отмечается, что такое поведение является базой для обучения простым коммуникациям, развития академических навыков, овладения профессиональными умениями. Многие люди с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности в освоении интравербального поведения, и до сих пор не существует методики, позволяющей научить их использовать его функционально верно и полно. Авторы отмечают, что исследование эффективности различных видов подсказки...
Проблемы организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Приводятся данные прикладного социально-психологического исследования, посвященного изучению проблем, возникающих в деятельности образовательных организаций при обучении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Представлен анализ теоретического состояния и практического опыта по проблеме исследования; разработан рабочий вариант научного аппарата исследования; проведен опрос административных и педагогических работников с целью сбора фактического материала; были из- учены проблемы в организации образования детей с РАС; исследованы потребности в методической поддержке педагогов образовательных...
Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков
В статье обсуждаются актуальные подходы к анализу основных психоло- гических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внешних и внутренних условий развития в подростковом возрасте. Обозначается роль средств массовой информации и социальных сетей в генезе суицидального поведения подростков. Описываются личностные факторы суицидального поведения подростков в системе проблем формирования идентичности подростка, его диспозиционных черт, а также личностных расстройств. Отмечается вклад когнитивных убеждений и мыслей в суицидальное поведение. Описываются типичные траектории формирования...
Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра в Соединенных Штатах Америки и России
Представлен анализ теоретических принципов и методологических подходов в рамках научно-исследовательских школ США и России, являющихся основой для формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Авторами рассматриваются индикаторы коммуникативных нарушений у детей с РАС, а также основные направления по их преодолению в контексте метода анализа вербального по- ведения (Б.Ф. Скиннер, М.Л. Сандберг, Дж.У. Партингтон, М.Л. Барбера – США), традиций культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин – Россия), рефлексивно-деятельностного...
Роль и профессиональные функции социального психолога-практика в общеобразовательной школе
Автор:  Кондратьев М.Ю. 
Роль учителя-дефектолога во включении дошкольников с РАС в инклюзивный образовательный процесс. Две иллюстации
Представлен практический опыт работы учителя-дефектолога по включению детей с расстройством аутистического спектра в группу нормативно развивающихся сверстников на примере включения таких детей в групповые занятия по формированию элементарных математических представлений. Именно в дошкольном возрасте формируются основы психического и социального становления личности ребенка. Вовремя начатая и правильно организованная коррекционно-педагогическая работа может помочь многим детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) стать социально значимыми членами общества. Уровень психического развития...
Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников
Статья посвящена изучению влияния структуры семьи и семейных установок, детско-родительских отношений, стилей семейного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. Уделено внимание анализу влияния пола родителей и детей. Выборку составили 150 детей, 150 матерей и 75 отцов, все семьи проживают в г. Санкт-Петербурге. Результаты исследования выявили существенно большее влияние на интеллектуальное развитие ребенка системы детско-родительских отношений и атмосферы семьи по сравнению с ее структурой. Выявлено негативное влияние на интеллектуальное развитие установок на строгость...