Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Диагностика креативности дошкольников-современное состояние и перспективы развития
Автор:  Лубовский Д.В. 
В статье проанализировано современное состояние психодиагностики креативности в целом и применительно к работе с дошкольниками. Показано, что в диагностической работе с дошкольниками наиболее обоснованным является применение методов, позволяющих дать качественную оценку креативности ребенка и направленных на изучение процесса решении творческой задачи. Намечены перспективные направления изучения детской креативности на основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского и имеющихся подходов к изучению творческого потенциала ребенка.
Игра и произвольность у современных дошкольников
Сопоставляются данные об уровне развития игровой деятельности и ее влиянии на произвольное поведение у современных дошкольников и дошкольников 40—50-х гг. прошлого века. Результаты сравнения свидетельствуют о существенном снижении уровня сюжетно-ролевой игры у современных детей. В исследовании воспроизводится широко известный эксперимент З. В. Мануйленко (1948). Сопоставление данных дошкольников середины XX и начала XXI в. показывают значительное снижение уровня произвольного поведения как в игровой, так и в неигровой ситуации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что примитивная, недостаточно...
Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников
Автор:  Смирнова Е.О. 
Представлено экспериментальное исследование отношений детей в разновозрастных группах детского сада по сравнению с одновозрастными. Результаты наблюдения и сравнительных экспериментов показали широкую вариативность отношений детей в разновозрастных группах: от поддержки и сопричастности до подавления и обесценивания младших детей старшими. При этом в каждой разновозрастной группе доминирует какой-либо тип определенный тип отношений между детьми. В отличие от этого в одновозрастной группе более равномерно представлены разные типы межличностных отношений. Показано, что главным фактором, влияющим...
Проблема взрослости в современной психологии
Автор:  Ростовцев И.С. 
Как не допустить суицид у подростка: памятка для родителей
Если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и даже жизни. Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам помогут памятки, подготовленные специалистами Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).
Как не допустить суицид у подростка: памятка для учителей и классных руководителей
Если вы школьный учитель и если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и даже жизни. Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам помогут памятки, подготовленные специалистами Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).
Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет
В статье обобщены результаты клинико-психолого-педагогической оценки групп слепых дошкольников, обследованных в 1974—1993 и 1994—2004 годах. Показано изменение причин, структуры и тяжести сложных нарушений у этой категории детей.
Понимание психического состояния и психотерапия подростков с социально отклоняющимся и противоправным поведением (часть I)
Ханс-Вернер Райнфрид – известный швейцарский психолог и психотерапевт. Клиентура психотерапевтической практики д-ра Райнфрида – подростки-правонарушители, направленные судом для прохождения индивидуальной психотерапии в качестве реабилитационной меры. Являясь представителем одного из направлений психоанализа, глубинной психотерапии, автор описал свою многолетнюю работу с подростками и взрослыми, совершившими преступление, в нескольких книгах, одна из которых издана в России («Убийцы, грабители, воры… Психотерапия в системе исполнения наказания». − М.: «Медицина», 2003). Предлагаем первую...
Понимание психического состояния и психотерапия подростков с социально отклоняющимся и противоправным поведением (часть II)
Ханс-Вернер Райнфрид – известный швейцарский психолог и психотерапевт. Клиентура психотерапевтической практики д-ра Райнфрида – подростки-правонарушители, направленные судом для прохождения индивидуальной психотерапии в качестве реабилитационной меры. Являясь представителем одного из направлений психоанализа, глубинной психотерапии, автор описал свою многолетнюю работу с подростками и взрослыми, совершившими преступление, в нескольких книгах, одна из которых издана в России («Убийцы, грабители, воры… Психотерапия в системе исполнения наказания». − М.: «Медицина», 2003). Вторая часть оригинальной...
Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой
Автор:  Кравцова М.М. 
Страсти на детской площадке
Автор:  Кравцова М.М. 
Детская площадка – это общество в миниатюре. Именно на детской площадке дети приобретают первые навыки общения со сверстниками. А мирное сосуществование на ней зависит от соблюдения определенных правил поведения и детьми, и их родителями. Чему же может научиться малыш во время прогулки? Что делать родителям, если малыш на прогулке плохо себя ведет: жадничает, скандалит, дерется? Какие негласные правила поведения на детской площадке должны соблюдать взрослые и дети?
Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения
Целью, описанной в статье работы, было исследование родительского отношения, которое существует на уровне сознания (а не поведения). Авторами была разработана анкета, позволяющая выявить степень выраженности предметного и личностного начала, а также особенности стиля воспитания ребенка. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о том, что во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как предметное, так и личностное начало. Комбинация обоих начал говорит о том, что эти аспекты являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения. Вместе с тем...
Подготовка студентов-психологов к работе с детьми из неполных семей
В данной работе представлен успешно зарекомендовавший себя вариант практико-ориентированного обучения будущих психологов в рамках вузовской подготовки. Аннотация спецкурса.
Преодоление подавления в практике игротерапии
Автор:  Санцевич Д.В. 
В данной статье обобщён некоторый опыт работы с механизмом подавления у детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках игровой психотерапии.
Как влияет общественное мнение на материнский инстинкт
Автор:  Патрикеева А.Ю. 
Стандартизация российского дошкольного образования: проблемы и перспективы
Интегративный подход в практике работы детской психокоррекционной группы
Автор:  Санцевич Д.В. 
Данная статья представляет собой попытку проанализировать и обобщить опыт работы детской психокоррекционной группы, проводившейся авторами в ноябре 1999 - мае 2000 г. г. в рамках работы учебно-практической лаборатории клинической психологии факультета прикладной психологии БГПУ им. М Танка.
Выявление психологических особенностей ребенка в ходе наблюдения за его игрой
Автор:  Санцевич Д.В. 
Данная статья является результатом анализа психологических особенностей детей 1, наблюдаемых в процессе их игровой деятельности. В игре ребёнка мы обращаем внимание на его собственный выбор сюжета, игрушек, партнёров и т.д.; на динамику взаимоотношений, эмоциональных и поведенческих проявлений; на продолжительность и основное содержание игры, особенности идентификации, освоения игрового пространства и применение воображения.
Как научить ребёнка задавать вопросы и отвечать на них
Автор:  Балакина Л.Б. 
Каждому ребёнку и особенно школьнику необходимо научиться задавать вопросы и отвечать на них, развитие данных способностей влечёт развитие личности и его познавательных способностей
Тренинг "Особенные дети"
Автор:  Зубавленко Н. 
Тренинг "Особенные дети" предназначен для работы с родителями детей с повышенным уровнем тревожности, агрессивности и импульсивности.