Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Взаимосвязь ценностных ориентаций и степени социализированности в юношеском возрасте
Статья посвящена проблеме социального развития личности в современных условиях. Эмпирическое исследование иллюстрирует попытку авторов выявить связи между мотивационной сферой и социализированностью, констатировать ценностные ориентации современных юношей и девушек, пересечения (зависимости) индивидуального или коллективного характера данных ориентаций с представлениями о социальной действительности и собственной значимости в социальном пространстве.
|
|
|
|
|
Феноменология эмоционального развития современных дошкольников
Представлены результаты исследования порога эмоционального реагирования и формы выражения эмоциональных реакций как структурных компонентов эмотивности. Описан авторский метод изучения возрастных и индивидуальных особенностей эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста (N = 96). Продемонстрирована связь между чувствительностью к определенным группам антецедентов и реактивностью (направленность, модальность, валентность и интенсивность реакций). Показано, что эмоциональные проявления детей 5–7 лет носят преимущественно открытый характер (открытая форма реагирования), характеризуются...
|
|
|
|
|
Особенности мотивации подростков к участию в социально-психологическом тренинге
Исследуются способы повышения внутренней мотивации участников социально-психологического тренинга, специфичные для подростковых групп. Эмпирическое исследование построено на базе опросных методов: анкетирования участников юношеского тренинга, направленного на повышение компетентности в сфере общения (N = 37) и фокусированного интервью с экспертами (N = 10). Выявлены и проанализированы с точки зрения задач развития наиболее результативные приемы повышения мотивации в рамках юношеского социально-психологического тренинга.
|
|
|
|
|
Волевая саморегуляция процесса мотивации
Рассматривается проблема реализации действий, принятых личностью к исполнению, но лишенных необходимого уровня побуждения. Утверждается, что вопрос о придании дополнительного побуждения таким действиям должен решаться через анализ процесса мотивации как субъективной составляющей в структуре деятельности (особого психического действия), обеспечивающей инициацию деятельности и включающей в себя ряд промежуточных этапов и звеньев. Процесс мотивации может протекать непроизвольно, как натуральная функция, и произвольно, через опосредование социальным содержанием и культурными средствами, что делает...
|
|
|
|
|
Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики
Рассматриваются вопросы методологических оснований инклюзии в образовании; акцент делается на ценностных, нравственных условиях соци- альных изменений образовательной деятельности. Базовой единицей рассуждения автора являются принципы инклюзивного образования, которые формулируют новые контексты в построении образовательных отношений участников инклюзивного процесса. Обсуждаются три вопроса, на которые сегодня стоит обратить внимание: развитие инклюзивной культуры в образовательном сообществе; осмысленность выбора инклюзивного пути развития образовательной организации; направленность психологических...
|
|
|
|
|
Подходы к пониманию игры дошкольника
Тема игры является одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике. С одной стороны ценность игры для детского развития признаётся практически всеми специалистами. Доказано, что в именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полимодальный подход в экспериментальных исследованиях когнитивной деятельности в детской клинической психологии
Когнитивное развитие детей с аномалиями происходит особым образом, поэтому диагностика этого процесса требует специальных средств. В статье описано большое количество методик и диагностических процедур, доступных клиническим и специальным психологам для оценки памяти, восприятия, внимания и др. Особый инструментарий должен исключать возможность заучивания ответов на задания, а также позволять оценивать реальную картину состояния ребенка, без учета сформированных педагогами и психологами средств. Полимодальный подход базируется на исследовании реакции на тактильные, стереогностические и обонятельные...
|
|
|
|
|
Проблема «пациент и лекарство»: к вопросу о внутренней картине лечения в клинической психологии
Субъективное восприятие пациентом всего процесса лечения от принятия решения посетить врача до изменения образа жизни под его руководством, составляют понятие "внутренняя картина лечения". Отношение пациента к процессу лечения описано с опорой на концепцию психосоматики. Кратко представлены результаты исследования, посвященного восприятию инъекционной терапии пациентами с медицинским образованием и без такового.
|
|
|
|
|
Экологический подход к работе с замещающими семьями в США и Европе
В статье представлено современное состояние экологического подхода применительно к работе с замещающими семьями: изучению особенностей их функционирования и оказанию им психолого-социальной поддержки. На уровне экзосистем обсуждаются вопросы социальной поддержки и организации взаимодействия трех сторон замещающей заботы — кровных семей, принимающих семей и специалистов. На уровне мезосистем рассматриваются проблемы помощи родственным опекунам и обеспечения преемственности в жизни ребенка при попадании в неродственную замещающую семью. Хроно-система анализируется как динамические изменения на всех...
|
|
|
|
|
Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе
Подростковая среда динамично меняется и в связи с этим представления, на которые опираются специалисты при организации своей работы, также нуждаются в обновлении. Статья написана по результатам исследования, авторы которого использовали метод фокусированного интервью, разработанный на основании многолетней практической деятельности в рамках восстановительного подхода. Сформулированы принципы организации практики социально-психологической помощи подросткам, опираясь на модель социально-психологической помощи в восстановительном подходе. Даны рекомендации для специалистов, работающих в сфере социально-психологической...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новое направление в психологии «Traffic Psychology»: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития
В последние годы среди прикладных исследований в зарубежной психологии все чаще можно встретить работы, относящиеся к так называемому направлению «Traffic Psychology» («Психология дорожного движения»). Действительно, в контексте последних социально-экономических преобразований общества и весьма существенном росте влияния технических средств на поведение человека постоянно усиливается интерес к проблеме взаимодействия субъектов в социальной и «искусственно созданной» среде. Одной из предметных задач изучения такого взаимодействия, заслуживших пристальное внимание, стало обращение к проблемам дорожно-транспортной...
|
|
|
|
|
Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам
В статье описаны поведенческие, когнитивные и эмоциональные различия между детьми 5—6 лет, разделенными на две группы: высоко- и низкостатусных. Основные различия обнаружены в эмоциональной сфере, тогда как различий в социальном статусе, общем интеллекте и коммуникативной активности выявлено не было. Популярные дети демонстрируют больше эмпатии и внимания к поступкам сверстников, они более склонны оказывать другим помощь, тогда как отвергаемые дети более агрессивны и равнодушны к другим.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимание психического состояния и психотерапия подростков с социально отклоняющимся и противоправным поведением (часть I)
Ханс-Вернер Райнфрид – известный швейцарский психолог и психотерапевт. Клиентура психотерапевтической практики д-ра Райнфрида – подростки-правонарушители, направленные судом для прохождения индивидуальной психотерапии в качестве реабилитационной меры. Являясь представителем одного из направлений психоанализа, глубинной психотерапии, автор описал свою многолетнюю работу с подростками и взрослыми, совершившими преступление, в нескольких книгах, одна из которых издана в России («Убийцы, грабители, воры… Психотерапия в системе исполнения наказания». − М.: «Медицина», 2003). Предлагаем первую...
|
|
|
|
|
Понимание психического состояния и психотерапия подростков с социально отклоняющимся и противоправным поведением (часть II)
Ханс-Вернер Райнфрид – известный швейцарский психолог и психотерапевт. Клиентура психотерапевтической практики д-ра Райнфрида – подростки-правонарушители, направленные судом для прохождения индивидуальной психотерапии в качестве реабилитационной меры. Являясь представителем одного из направлений психоанализа, глубинной психотерапии, автор описал свою многолетнюю работу с подростками и взрослыми, совершившими преступление, в нескольких книгах, одна из которых издана в России («Убийцы, грабители, воры… Психотерапия в системе исполнения наказания». − М.: «Медицина», 2003). Вторая часть оригинальной...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показано: 81 - 100 из 152
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец |