Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам
|
В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными [3]-[5], [10]. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в психологических исследованиях которые, как правило, осуществлялись в рамках проблемы лидерства.
При всем многообразии трактовок понятия лидерства оно понимается в основном как способность к руководству, к доминированию и подчинению себе других. Лидерство соответственно интерпретируется как функция группы, и изучать его поэтому следует с точки зрения целей и задач группы. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности (Г. М. Андреева, А. В. Петровский и другие).
Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, поэтому трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности для сверстников. По-видимому, более адекватным для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая в отличие от лидерства не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Наиболее близким к этому является феномен аттракции, который неоднократно исследовался в социальной психологии ([1] и др. ). Однако термин \"аттракция\" обычно используется для характеристики межличностных отношений в диаде и описывает степень привлекательности одного человека для другого. Когда речь идет о группе детей, более адекватным является термин \"популярность\", который отражает привлекательность ребенка для членов группы. Этот термин уже неоднократно использовался в психологических исследованиях [9], [10], и, на наш взгляд, он более соответствует рассматриваемому явлению. Чем же определяется популярность ребенка в группе дошкольников?
Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.
В исследовании Т. А. Репиной [6] позиция и положение ребенка в группе изучались в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников.
Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе.
Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности.
Существует и другое направление работ, в которых анализируется феномен детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Эти работы базируются на положении М. И. Лисиной о том, что в основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения не соответствует уровню коммуникативной потребности субъекта, то привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.
Результаты экспериментальных работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной [9], [10], показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р. К. Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватное содержание общения.
Если Р. К. Терещук показывает, что в основе популярности лежит способность ребенка адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, то исследование О. О. Папир [7], выполненное под руководством Т. А. Репиной, обнаружило, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в ее работе речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных детей, которые она определяет через степень социальной воздейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздействий на партнера, общительностью.
Полный текст читайте на сайте электронной библиотеки МГППУ - PSYCHLIB.RU.
Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях
Статьи
- Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников
Вопросы психологии. — 2007. — № 1. — С. 27—37 - Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников
Вопросы психологии, 2001, №4. - Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
Международная юбилейная научная конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 года. - «Я, ты, мы»-программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Влияние учителя на взаимоотношения и общение детей в классе
М.,2003 - Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников
Наука о детстве и современное образование. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, М.: Центр «Школьная книга», 2005. 184 с. - Развитие взаимодействия в процессе конструктивных игр у дошкольников с нормальным и сниженным интеллектом
М., 2005. - Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса
журнал "Психологическая наука и образование", 2005. №2 - Моральное воспитание и развитие межличностных отношений
- Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте
Вопросы психологии,1996,№3. - Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений
3 часть М., 2005. - 560 с.
- Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Особенности позиции в группе среднестатусных дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Особенности родительского отношения к дошкольникам с трудностями в общении со сверстниками
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Ранние формы проявления критичности мышления у детей дошкольного возраста и особенности ее формирования
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г. - Развитие ребенка в дошкольном, младшем школьном возрасте
журнал «Дошкольное Воспитание», М., «Дрофа-Дик» , №7, 1999г.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников
М.: Педагогика , 1987— 192 с. - Дошкольник в современном мире
М.: Дрофа, 2006. — 270, [2] с. — (Дошкольник. Психология) / материалы сайта www.psyparents.ru - Психическое развитие дошкольников
М.: Педагогика , 1984. – 128 с. - Психологические проблемы детей дошкольного возраста
Спб: Речь. - 224 с. - Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
М.: МГППУ , 2006. — 272 с - Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие
М.: Генезис , 2007. — 208 с., илл.