Психологическое консультирование: трудности и задачи практического психолога, работающего в психологической службе образования

Версия для печати

В современных условиях кризиса в стране, который охватил все стороны нашей жизни: экономическую, политическую, идеологическую, социо-культурную и др. стали очевидными проблемы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Детские, школьные коллективы в большинстве случаев фактически утратили своё позитивное формирующее значение в жизни ребенка. Роль семьи в заботе о благополучии детей, об их психическом и физическом здоровье, её ответственность, очевидная и непреложная сама по себе, возросла.

В последнее десятилетие бурно развивается служба психолого - педагогической помощи детям и их родителям, созданная в рамках образовательной системы.

К сожалению, следует признать тот факт, что особенностью службы является ее ограниченность направлениями работы с детьми: диагностика трудностей, коррекционные занятия, психологические тренинги, профориентационная работа и т.д.

В то же время, анализ пятилетней работы одного из московских Центров показал, что среди обращений родителей в связи с трудностями обучения детей в школе и нарушениями взаимоотношений (по статистике - это два основных повода обращения за помощью к специалистам Центра), наиболее частой (около 80% случаев) причиной, лежащей в их основе, является нарушение развития семейных отношений.

Для родителей проводятся консультации, в рамках которых взрослый может получить рекомендации по налаживанию взаимодействия с ребёнком. Психологическая, либо психотерапевтическая, помощь самим родителям, семье в целом не предусмотрена, и, если оказывается, то только благодаря профессиональному интересу волонтёров психологов.

Семья как «среда обитания», наиболее значимая в развитии и формировании подрастающего поколения, заслуживает самого пристального внимания к ней со стороны специалистов, осуществляющих психолого - педагогическую помощь детям. Видимо, это вопрос будущего.

Но, уже сегодня, психолог, опираясь на богатую теоретическую и практическую базу знаний, накопленных в зарубежной и, прежде всего, отечественной психологии, может обозначить круг психологических проблем семьи как системы, которые способствуют неблагоприятному влиянию на ребёнка.

Среди таких неблагоприятных факторов, доступных к изучению и диагностике в рамках консультирования родителей, следует выделить некоторые особенности материнского отношения к маленькому ребёнку на первых годах жизни, особенности родительского отношения, типа и стиля воспитания. Большое значение имеет позиция родителя и та роль, которую он «играет» в отношениях с ребёнком и т.д.

Однако, следует признать, что сами по себе грамотно подмеченные нарушения в семейном взаимодействии и профессиональные рекомендации специалиста, лишь в редких случаях способствуют улучшению семейной ситуации.

Важно понять, почему так происходит. Самый простой ответ на этот вопрос заключается в том, что помимо рекомендаций родитель нуждается в дополнительной сопровождающей психологической или, даже, психотерапевтической помощи. Более широкий взгляд, потребует: внимательного изучения причин того, почему родитель не в состоянии самостоятельно и ответственно следовать полученным рекомендациям; и поиска новых подходов в работе с ним, в том числе для обеспечения объединения усилий при оказании психолого-педагогической помощи ребёнку.

Необходимость в подобной работе объективно обусловлена следующими факторами:

  • во-первых, очевидный в практике психологического консультирования факт, что без союза психолога с родителями детей, имеющих трудности развития и нуждающихся в помощи, эффективность этой помощи, порой, сводится к нулю, обнажает зависимость продуктивности усилий психологов от отношения самих родителей к проблемам своих детей и от умения психологов привлечь родителей к активному соучастию в психологической помощи Детям;
  • во-вторых, дети и подростки, которых приводят на консультацию к психологу, в подавляющем большинстве случаев, не осознают потребности в психологической помощи и не имеют собственной мотивации к изменению. У родителей, как показывает практика, потребность в психологической помощи в вопросах воспитания и обучения ребёнка есть, а мотивация к работе над проблемой, чаще всего, отсутствует;
  • в-третьих, всё, чем располагает психолог - это, как минимум, мотив обращения за помощью конкретного родителя, а также, его ожидания от специалиста, преломлённые в родительском отношении к проблеме, «заложником» которого является ребёнок.

Таким образом, обобщая сказанное, основной акцент следует поставить на том, что для психолога, заботящегося об эффективности результата консультирования родителя, большое значение приобретают взгляд самого родителя на проблему ребёнка, его установки по отношению к проблеме и ожидания, а, также, его личная мотивация и включённость в ситуацию. Так, наряду с необходимостью изучения особенностей семейного взаимодействия, родительского отношения к ребёнку в общем смысле, не менее важно знать отношение родителя к проблемам ребёнка в частности.

Именно родительское отношение к проблеме ребёнка или подростка представляет существенный интерес для практического психолога. Однако, данное направление вносит коренные изменения в традиционно заданный процесс консультирования по проблеме и создаёт некоторые трудности.

Прежде всего, эти трудности обусловлены тем, что фокус внимания психолога перемещается с объективно существующей проблемы ребёнка, причин её возникновения, установленных в результате диагностики и проч., на родительское отношение к ней и к причинам.

Иными словами, психологу приходится иметь дело не столько с объективной ситуацией, где центральное место до сих пор занимала проблема ребёнка, сколько с иной объективной ситуацией, центром которой становится некий субъективный родительский «внутренний образ» этой проблемы.

Не учитывая субъективный родительский «внутренний образ» проблемы в работе, пренебрегая им, психолог фактически уходит от полноценного взаимодействия с родителем, оставляя его наедине с самим собой. Всё, что он может предложить родителю - новую информацию (результаты диагностики), «собственное» профессиональное видение решения проблемы и возможные способы достижения положительного результата (рекомендации).

Само понятие «внутренний образ проблемы» возникает не случайно. Являясь, по сути, неким устойчивым субъективным представлением проблемы, её внутренним отражением, по смыслу оно близко к основным понятиям гуманистической концепции К. Роджерса. Человек формирует и тесно взаимодействует с образами себя («концепция - Я»), ситуации, проблемы и проч.. Чем более далеки они от реальности, тем труднее проживается опыт, в том числе родительский опыт.

Именно поэтому работа с внутренним образом проблемы так важна и значима в свете успешного преодоления трудностей и самого родителя, и его ребёнка. Она тесно перекликается с психотерапией в понимании Роджерса и продолжает традицию, заложенную гуманистическим направлением в психологии и психотерапии, основная идея которого состоит в расширении внутреннего видения и приближении его к реальности.

Уникальность родительского опыта и семейной «истории» в каждом конкретном случае свидетельствует о неограниченном разнообразии родительских отношений к проблемам детей.

Выход на взаимодействие с субъективным родительским опытом, внутренними представлениями взрослого о проблеме ребёнка, его отношением к ней, предполагает наличие у психолога особых навыков психологического консультирования и глубокого знания предмета.

Изучение и выделение общих характеристик, установок, позиций и проч. как особенностей родительского отношения к проблеме является в настоящее время одной из важных задач семейного консультирования, семейной психологии и психотерапии.

Смотрите также:

Статьи