Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Педагогическая деятельность и взаимосвязь между знанием дисциплины и педагогическими умениями: вопрос остается открытым
Автор:  Муле П. 
Анализ формирования педагогической личности в порядке дисциплинарных навыков и преподавания языков означает, что необходимо проанализировать, в первую очередь, отношения между педагогикой, общей дидактикой и дисциплинарным обучением в попытке разработать новый курс начальной подготовки для преподавателей на национальном и международном уровнях.
Как чтение формирует аналитическое мышление?
Автор:  Поливанова К.Н. 
Психолог Катерина Поливанова рассказывает о потере интереса к чтению, преимуществах текста перед видеорядом и «Гарри Поттере».
Проблемы психолого-педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов
В работе рассматривается роль психологической безопасности и комфортности образовательной среды школы в условиях изменения требований к результатам деятельности педагогов. Представлены данные о психологической безопасности и субъективном благополучии педагогов начальной школы.
Трудности в развитии ребенка: где получить помощь?
Согласно законодательству, в каждом городе и районе должны действовать центры психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи. Инфографика, подготовленная при поддержке Минобрнауки России, рассказывает, чем и кому помогают такие центры.
Как будущие учителя относятся к детям с ослабленным здоровьем?
Автор:  Пазухина С.В. 
Возможности различных видов искусств в исследовании и преодолении психотравм больного ребенка
Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года
Методическое сопровождение педагогов при модернизации образования
Автор:  Соснина Т.П. 
Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года
Безопасность терапевтического пространства и границы психотерапии. Виды психотерапевтических границ
Хорошая психотерапия — это психотерапия эффективная и безопасная. Если мы будем условно считать эффективность психотерапии её внутренним качеством, то безопасность терапии можно условно считать качеством её границ. Сочетание двух этих качеств терапевтической ситуации (эффективность и безопасность) даёт в результате терапию, которая приносит максимально возможную пользу и минимально возможный вред
Построение системы научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе знания ведущих мотивов учения школьников
В данной статье речь пойдет о мотивациях учения (именно так, во множественном числе) и построении системы проектной деятельности учащихся с учетом, на основе знания ведущих мотивов учения школьников. Такая система выстраивается нами на авторском подходе к пониманию типов учебной мотивации.
Феноменология эмоционального развития современных дошкольников
Автор:  Изотова Е.И. 
Представлены результаты исследования порога эмоционального реагирования и формы выражения эмоциональных реакций как структурных компонентов эмотивности. Описан авторский метод изучения возрастных и индивидуальных особенностей эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста (N = 96). Продемонстрирована связь между чувствительностью к определенным группам антецедентов и реактивностью (направленность, модальность, валентность и интенсивность реакций). Показано, что эмоциональные проявления детей 5–7 лет носят преимущественно открытый характер (открытая форма реагирования), характеризуются...
Особенности мотивации подростков к участию в социально-психологическом тренинге
Автор:  Зубова Ю.К. 
Исследуются способы повышения внутренней мотивации участников социально-психологического тренинга, специфичные для подростковых групп. Эмпирическое исследование построено на базе опросных методов: анкетирования участников юношеского тренинга, направленного на повышение компетентности в сфере общения (N = 37) и фокусированного интервью с экспертами (N = 10). Выявлены и проанализированы с точки зрения задач развития наиболее результативные приемы повышения мотивации в рамках юношеского социально-психологического тренинга.
Ты да я, да мы с тобой… или Что значит для ребенка друг?
Автор:  Сапегина Диана 
Волевая саморегуляция процесса мотивации
Рассматривается проблема реализации действий, принятых личностью к исполнению, но лишенных необходимого уровня побуждения. Утверждается, что вопрос о придании дополнительного побуждения таким действиям должен решаться через анализ процесса мотивации как субъективной составляющей в структуре деятельности (особого психического действия), обеспечивающей инициацию деятельности и включающей в себя ряд промежуточных этапов и звеньев. Процесс мотивации может протекать непроизвольно, как натуральная функция, и произвольно, через опосредование социальным содержанием и культурными средствами, что делает...
Схема организации управления проектом «Модернизация педагогического образования»
Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров
Автор:  Марголис А.А. 
В статье обсуждается проблема модернизации программ подготовки педагогических кадров в контексте приведения их в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога. Автор выделяет две основные задачи профессионализации педагогических программ, направленные на достижение указанной цели-усиление практической подготовки будущих педагогов на основе механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и высшего образования (школьно-университетское партнерство) и формирования исследовательских компетенций будущего педагога, обеспечивающих его возможность осуществлять профессиональное...
Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики
Автор:  Алехина С.В. 
Рассматриваются вопросы методологических оснований инклюзии в образовании; акцент делается на ценностных, нравственных условиях соци- альных изменений образовательной деятельности. Базовой единицей рассуждения автора являются принципы инклюзивного образования, которые формулируют новые контексты в построении образовательных отношений участников инклюзивного процесса. Обсуждаются три вопроса, на которые сегодня стоит обратить внимание: развитие инклюзивной культуры в образовательном сообществе; осмысленность выбора инклюзивного пути развития образовательной организации; направленность психологических...
О психологической составляющей профессиональной подготовки руководителей в сфере образования
Автор:  Ильин В.А. 
В статье проанализированы основные проблемы, связанные с обеспечением психологической компетентности руководителей образовательных учреждений. Показано, что в силу объективных причин фокус профессиональной деятельности руководителя среднего образовательного учреждения в современных условиях смещается от содержания и организации образовательного процесса к полномасштабному рыночному менеджменту. Выделены и охарактеризованы наиболее значимые в этой связи социально-психологические и психолого-акмеологические компетенции руководителя. Обозначены организационные и методические возможности обеспечения...
Странствия героя. Основные архетипические сюжеты профессионального пути педагога-психолога
Автор:  Сакович Н.А. 
Особенности социально-трудовой адаптации выпускников-сирот на первом рабочем месте
Сегодня проблема обеспечения успешной социально - трудовой адаптации выпускников учреждений НПО и СПО из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве одного из важнейшего направления социальной политики. Ее задачей является закрепление адаптантов на рабочих местах при трудоустройстве, формирование у них трудовой мотивации и снижение риска безработицы [1, 2011]. По данным открытых источников только каждый третий выпускник-сирота имеет постоянную работу хотя бы в течение 1,5 лет, которая, чаще всего, либо не соответствует полученному им профессиональному...
Сопоставительный анализ результатов адаптации детей-сирот при национальном и международном усыновлении
Автор:  Семья Г.В. 
Принятая в России стратегия помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на протяжении двадцатого века заключалась преимущественно в помещении их в учреждения. Сегодня всеми органами власти и специалистами взят курс на устройство детей-сирот в семьи граждан России. Для повышения эффективности подготовки кандидатов в замещающие родители, деятельности служб сопровождения необходимо понимание общих и специфических проблем адаптации в замещающей семье ребенка, оставшегося без попечения родителей. С этой точки зрения определенный интерес представляют результаты адаптации детей в иностранных семьях...