Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи
Рассматриваются основные теории развития и депривации, фиксируется ведущая роль ближайшего социального окружения и качества контактов для нормального психического развития ребенка. Отмечается необходимость создания семейной заботы для компенсации последствий депривации детей-сирот.В качестве наиболее адекватной теоретической базы для психологического изучения и сопровождения замещающей семьи привлекается системный подход. Рассматривается модель анализа семьи как системы в четырех аспектах: структура, микродинамика, макродинамика, идеология. На основе экспериментально-психологического исследования...
|
|
|
|
|
Строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий,складывающейся вокргу понятия "дерево"
Изучалось строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий, относящихся к концепту "дерево". Испытуемым предъявляли список из 14 слов-понятий, находящихся в шести разных логических отношениях к понятию "дерево". Показано, что не только у школьников VII - IX классов, но и у студентов и аспирантов данная система логико-семантических отношений понятий развита слабо. Выявлено, что последовательный ход развития данной сложной понятийной системы в содержательном отношении имеет универсальный характер, не зависит от возраста и образования, хорошо описывается в терминах...
|
|
|
|
|
Анализ вариабельности сердечного ритма с помощью метода графа при различных функциональных состояниях
Представлен метод анализа динамики сердечных сокращений при различных функциональных состояниях на основе принципов теории графов. Выделены и проанализированы с помощью моделей "белого шума" основные показатели структуры графа сердечного ритма. Рассмотрена эффективность использования этих показателей для диагностики ряда функциональных состояний. Сформулирована общая модель изменения этих показателей при различных уровнях психической активности организма, базирующаяся на понятии энтропии.
|
|
|
|
|
К построению модели знания в парадигме М.А. Балабана
Рассматривается парадигма М.А. Балабана, в которой знание представляется не как приобретаемое индивидом орудие, а как развиваемый под воздействием внешней среды орган членения перцептуального поля. На основе данной парадигмы предложен подход к моделированию знания и познавательного процесса; основным средством моделирования является общая (теоретико-множественная) топология. Знание понимается как топология на перцептуальном пространстве индивида, познавательный процесс - как цепь топологий, мажорирующих друг друга. Произведена экспликация таких понятий, как образ, ассоциация, понятие, представление...
|
|
|
|
|
Об одной из форм предадаптивного поведения в филогенезе и онтогенезе
Рассматривается одна из форм индивидуального поведения - продромное поведение, в котором все структурные компоненты действий заданы генетически. Оно отличается от инстинктивного поведения функциональными характеристиками и механизмами их реализации, дает приспособительный эффект опосредствованно благодаря своему вхождению в структуру более сложных поведенческих актов, имеющих непосредственное адаптивное значение, и не приурочено во времени к переживанию какой-либо актуальной потребности. Правомерность выделения продромного поведения подтверждается данными этологии, зоопсихологии, психологии развития...
|
|
|
|
|
От рефлекса к модели будущего
Публикация содержит популярное изложение представлений Н.А. Бернштейна о физиологии активности как биологической ветви кибернетики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека
Предпринята попытка разработки нового этнофункционального теоретико-методологического подхода к психическому развитию человека, что актуально на современном этапе культурно-исторического развития человеческого сообщества. Рассмотрены вопросы, связанные с нарушением психического развития, обусловленного так называемым этнофункциональным психическим дизонтогенезом. Приведены результаты анализа отечественных и зарубежных исследований, обосновывающие научную и социальную актуальность нового подхода, а также некоторые эмпирические результаты, подтверждающие обоснованность данного подхода к психическому...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)
Рассматривается зависимость типа привязанности младенца второго полугодия первого года жизни к близкому взрослому (матери, воспитателю) от характера взаимодействия ребенка со взрослым в семье и Доме ребенка. Показано, что факторами, влияющими на формирование надежной привязанности, являются высокий уровень активности ребенка в общении и взаимодействии с близким взрослым, умение взрослого "подстроиться" к ребенку при контакте взглядов, синхронизации действий, общении типа диалога, поддерживать инициативу ребенка при взаимодействии в различные режимные моменты.
Ключевые слова: привязанность...
|
|
|
|
|
Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения
В настоящее время убедительно доказана огромная значимость овладения способностью к знаковому преобразованию действительности в дошкольном детстве (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Л.Ф.Обухова, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова,.) Именно в этот возрастной период ребенок особенно сензитивен к овладению умением выражать (замещать) определенное содержание с помощью различных знаков и символов (алфавитов кодирования).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу
Становление ребенка как личности начинается в семье. В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. Первые люди, с которыми общается ребенок — родители. Но, как показали исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других, для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка.
|
|
|
|
|
Показано: 661 - 680 из 819
Начало | Пред. | 32 33 34 35 36 | След. | Конец |