Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
К вопросу о ведущей деятельности современных подростков
Автор:  Либерман А.А. 
Автор предлагает свое понимание ведущей деятельности современного подростка. Показано, что она является игровой по типу, общественно значимой по содержанию и социально-моделирующей по форме. Данное положение основывается на том, что именно эти характеристики ведущей деятельности подростков соответствуют тем ее критериям, которые были выделены в последних работах В.В. Давыдова. Обсуждаются принципиальные отличия игровой деятельности дошкольников от игровой деятельности подростков.
Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка
Автор:  Белошистая А.В. 
Проблема реализации личностно ориентированного обучения может быть решена только с позиции индивидуализации образовательного процесса. Предлагается способ индивидуализации обучения математике в начальных классах, основанный на учете трудностей в обучении у детей со слабой и инертной нервной системой, а также вообще у детей с повышенной утомляемостью и отвлекаемостью.
Особенности моделирования в учебной деятельности подростка
Автор:  Чудинова Е.В. 
Представлены некоторые итоги проектирования и реализации экспериментальных учебных курсов для средней школы. Рассматривается роль моделирования и его отличия при обучении в начальной и средней школе.
Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США
Автор:  Лукаш Е.Ю. 
Анализируются основные подходы к пониманию процесса социальной адаптации и их взаимосвязь с творческим процессом; рассматриваются теории, объясняющие взаимосвязь творчества и тревожности как составляющей процесса адаптации; приводятся данные зарубежных исследований в этой области, а также результаты кросскультурного исследования с целью анализа общественного мнения в отношении творчески одаренных детей и проблем, с которыми они могут сталкиваться в процессе адаптации.
Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме
Приведены результаты сравнительного исследования понимания детьми обмана как феномена когнитивного представления об организации психического в норме и при аутизме. В эксперименте участвовало 48 детей с нормальным развитием 3 - 6 лет и 9 аутистов 5-7 летнего возрста. Результаты показали, чтодети с аутизмом не могут понимать психическое других людей. У детей с нормальным развитием становление "модели психического", начиная с 4 лет, позволяет им понимать обман и его маркеры, что невозможно при ее дефиците. Использование символических средств - подсказок обманных ситуаций - не влияло на понимание...
Специфичность эмоциональной категориизации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста
Излагаются результаты исследований по изучению специфичности эмоциональной категоризации для цветовых признаков объектов. Помимо доказательства правомерности выделения таковой категоризации, рассматриваются гипотезы вроженности физиологических механизмов цвето-эмоциональной категоризации и проблемы, связанные с возрастной динамикой ее освоения детьми. Описываются обнаруженные в ходе исследования эффекты "сенсибилизации-десенсибилизации" к форме и цвету. Ставится проблема дальнейшего изучения обнаруженного типологизирующего признака использования формы или цвета в раннем детском возрасте...
Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте.
Автор:  Гаврилова Т.А. 
Обосновывается актуальность изначимость исследований возрастных и социокультурных аспектов танатической тревожности личности на этапе перехода от детства к взрослости. Проводится обзор зарубежных концепций и результатов эмпирических исследований тревоги и страха смерти подростков и юношей. Рассматриваются этические, инструментальные и теоретические проблемы изучения страха смерти. Представлены результаты эмпирического исследования уровня и факторной структуры этого феномена у 15-20-летних школьников и студентов Приморья.
Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве
Автор:  Каплунович И.Я. 
Предлагается психологически обоснованный подход к целенаправленному формированию образного мышления детей. Описаны его структура, основные этапы и последовательность развития в данный возрастной период, практические подходы к диагностике и формированию этого психического феномена, принципы работы педагога. С психологических позиций объясняются некоторые парадоксальные на первый взгляд ситуации, встречающиеся в практике дошкольного воспитания.
Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержании их жизненных проектов
Исследуются особенности проектирования старшеклассниками своего жизненного пути в зависимости от типа рефлексии собственных телесных возможностей. Раскрываются роль и место телесной составляющейв Я-структуре учащихся старшего школьного возраста, специфика отражения последней в содержании и способах проектирования ими своего жизненного пути. Показано, что характер выбора старшеклассниками формы самоопределения (амфорной, фрагментарной, структурированной) в пространстве предстоящих жизненных отношений обусловливается самосознанием телесных возможностей (телесного потенциала), в частности витальным...
Субъект деятельности в онтогенезе
Автор:  Уазалиева Г.К. 
Предполагается новое понимание субъекта (ребенка) как "автора" деятельности, включенного в психическую общность с другим человеком (взрослым). Субъект деятельности осуществляет особые действия по развитию ("проектированию" и построению) целостной деятельности (субъектные действия) и благодаря этому представляет собой ту психологическую инстанцию, на которой происходит ее самодетерминация. Эти положения иллюстрируются применительно к разным детским возрастам, а также на историко-культурном материале.
О единице сюжетно-ролевой игры
Описывается способ понимания живой детской игры, позволяющий точно определить ту предметность игры, которую Д.Б. Эльконин называл мотивационно-потребностной стороной человеческой деятельности. Показано, что культурным прототипом развернутой формы сюжетно-ролевой игры является волшебная сказка. Развернутая форма игры содержит два такта: "вызов" и "отклик на вызов". Мотив переживается и чувствуется ребенком как безусловная реальность тогда, когда он строит "вызов" и связывает его с "откликом на вызов". Единицей игры является не одна роль, взятая отдельно от...
Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи
Автор:  Ослон В.Н. 
Рассматриваются основные теории развития и депривации, фиксируется ведущая роль ближайшего социального окружения и качества контактов для нормального психического развития ребенка. Отмечается необходимость создания семейной заботы для компенсации последствий депривации детей-сирот.В качестве наиболее адекватной теоретической базы для психологического изучения и сопровождения замещающей семьи привлекается системный подход. Рассматривается модель анализа семьи как системы в четырех аспектах: структура, микродинамика, макродинамика, идеология. На основе экспериментально-психологического исследования...
Строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий,складывающейся вокргу понятия "дерево"
Автор:  Чуприкова Н.И. 
Изучалось строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий, относящихся к концепту "дерево". Испытуемым предъявляли список из 14 слов-понятий, находящихся в шести разных логических отношениях к понятию "дерево". Показано, что не только у школьников VII - IX классов, но и у студентов и аспирантов данная система логико-семантических отношений понятий развита слабо. Выявлено, что последовательный ход развития данной сложной понятийной системы в содержательном отношении имеет универсальный характер, не зависит от возраста и образования, хорошо описывается в терминах...
Гармонизация личности через психологический анализ фотографий
Автор:  Литвин А. 
Статья посвящена эмпирическому исследованию, основанному на методе психологического анализа фотографий.
Особенности самосознания детей дошкольного возраста, кризис трех лет и некоторые психопатологические феномены этого возраста
Автор:  Худоян С.С.  
Статья посвящена проблеме возрастных перестроек самосознания. На основе анализа психологических и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста, некоторых психопатологических проявлений этого возраста, а также результатов организованных автором эмпирических исследований кризиса трех лет предлагается гипотеза, согласно которой, в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как человеческое существо, т.е. в нем пробуждается видовое самосознание.
Представления учителей о проблемах старшеклассников
Автор:  Мещерякова И.А. 
Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)
Рассматривается зависимость типа привязанности младенца второго полугодия первого года жизни к близкому взрослому (матери, воспитателю) от характера взаимодействия ребенка со взрослым в семье и Доме ребенка. Показано, что факторами, влияющими на формирование надежной привязанности, являются высокий уровень активности ребенка в общении и взаимодействии с близким взрослым, умение взрослого "подстроиться" к ребенку при контакте взглядов, синхронизации действий, общении типа диалога, поддерживать инициативу ребенка при взаимодействии в различные режимные моменты. Ключевые слова: привязанность...
Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения
В на­стоя­щее вре­мя убе­ди­тель­но до­ка­зана ог­ром­ная зна­чи­мость ов­ла­де­ния спо­соб­но­стью к зна­ко­во­му пре­об­ра­зо­ва­нию дей­ст­ви­тель­но­сти в до­шко­ль­ном дет­ст­ве (Л.С.Вы­гот­ский, А.В.За­по­ро­жец, Л.А.Вен­гер, Л.Ф.Обу­хо­ва, О.М.Дья­чен­ко, Е.Е.Крав­цо­ва,.) Имен­но в этот воз­рас­тной пе­ри­од ре­бе­нок осо­бен­но сен­зи­ти­вен к ов­ла­де­нию уме­ни­ем вы­ра­жать (за­ме­щать) оп­ре­де­лен­ное со­дер­жа­ние с по­мо­щью раз­лич­ных зна­ков и сим­во­лов (ал­фа­ви­тов ко­ди­ро­ва­ния).
Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников,отстающих в развитии
Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи
Автор:  Байбакова О.