Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Психологическое развитие как составляющая образования
Автор:  Локалова Н.П. 
Приводятся теоретическое обоснование и принципы построения развивающей программы для младших школьников "Уроки психологического развития". Обсуждаются полученные в течение шести лет экспериментального апробирования данной программы результаты, которые убедительно свидетельствуют об эффективности формирования расчлененно-интегрированных когнитивно-личностных структур у младших школьников как психологической основы обучения у учащихся не только обычных классов, но и классов коррекции.
Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель
Исследование позволяет, во-первых, дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а во-вторых, благодаря использованию концепции совокупного действия — расширить пространство зоны ближайшего развития (ЗБР), включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия как направленного на другого человека. В классической концепции Л.С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и т.п. Проведенное авторами исследование показывает, что помощь не сводится только к...
Инструментальный метод в детской практической психологии
Автор:  Гуткина Н.И. 
Обсуждается применение инструментального метода в детской практической психологии. Этот метод, предложенный Л.С. Выготским как исследовательский историко-генетический метод для психологического изучения ребенка, в данной статье рассматривается как формирующий для развития познавательной мотивации и произвольного поведения у детей
Экологические проблемы в детских рисунках
Автор:  Ермаков Д.С. 
На основании результатов анализа 1008 рисунков на экологическую тему исследована возрастная динамика отношения детей 4-17 лет к экологическим проблемам и их решению. Показано, что экологические проблемы представляются в основном как негативные последствия человеческой деятельности по преобразованию естественной природной среды в искусственную. С возрастом доля "проблемных" работ увеличивается (при этом актуальность местных проблем снижается, глобальных - возрастает) и усиливается их абстрактно-отвлеченный характер.
О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе
Автор:  Белошистая А.В. 
Воспитание и развитие личности в процессе обучения в массовой школе пока остается во многом проблемой теоретичекого характера. Наиболее сложным является положение детей, у которых наблюдается то или иное несоответствие "норме возрастного развития". Система коррекционно-развивающего обучения, разработанная на сегодняшний день, определяет его организационно-педагогические аспекты, но не предлагает методических концепций построения содержательных курсов. Для "нормы" развития сегодня заявлено более полутора десятков учебно-методических комплектов по математике, для коррекционно-развивающего...
Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности
Автор:  Костина Л.М. 
Известно, что переход из детского сада в школу вызывает у ребенка хроническую эмоциональную напряженность и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома школьной дезадаптации. Предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путем коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии еще в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. Полученные данные свидетельствуют об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить их уровень школьной адаптации и успеваемость в I классе...
Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста)
Автор:  Бабаева Т.И. 
Исследование родителей из 40 полных семей с детьми дошкольного возраста (Санкт-Петербург), включало, помимо экспериментально-психологического, систематическое исследование в естественных условиях жизнедеятельности. Выявлены соотношения семейной и профессиональной деятельности, степень удовлетворенности их выполнением, характер семейных проблем и попыток их коррекции, индивидуальные характеристики супругов, а также динамика семейных процессов.
Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности
С помощью разработанных компьютеризованных методик проведено исследование образной и вербальной креативности (тесты Е. Торранса и С. Медник) среди студентов различных специальностей: математика, биология, инженерия и социальная работа (206 мужчин и 246 женщин). Параллельно осуществлялось измерение вербального и образного интеллекта. Установлено доминирование мужчин по показателям образной креативности, которое может нивелироваться при смещении социальных ролей: выборе женщинами более "мужских" профессий, причем необходимым условием такого исчезновения половых различий в образной креативности...
Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире
Представлен анализ феномена детства в истории культуры и современности в контексте нового междисциплинарного направления - социальной психологии детства. Определено значение важнейших социальных общностей, ответственных за становление личности ребенка, - семьи и детского сообщества; проанализированы условия и механизмы проявления способности ребенка к состраданию и сорадованию в группах мальчиков и девочек; раскрыта уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира - целостной системы отношений. Отмечены особый драматизм развития современного детства и факторы трансформации...
Жизненные ориентации родителей детей-дошкольников
Исследовались структура ценностных ориентаций, оценка успешности жизненных перспектив и особенности страхов и опасений родителей. Работа выполнена на материале опроса 941 родителя (334 отца, 607 матерей). Полученные материалы позволили проанализировать влияние демографических и социально-стратификационных факторов на ценностные ориентации родителей.
Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте
Автор:  Макушина О.П. 
Психологическая зависимость подростков от родителей существует в двух основных формах - собственно зависимости и негативизма. Причиной психологической зависимости подростков от родителей в обеих ее формах является фрустрирование потребности личности в самоактуализации. Зависимость и независимость, вопреки распространенному пониманию их как биполярных характеристик, являются самостоятельными явлениями. Психологическая зависимость в подростковом возрасте оказывает отрицательное влияние на развитие личности и характеризует нерешенность задач развития.
Периодизация детского развития:опыт понимания
Автор:  Поливанова К.Н. 
В статье обсуждается различие типов ведещей деятельности, относящихся к выделенным Д.Б. Элькониным системам "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Описываются и анализируются ситуации, характерные для обеих систем, выделяются специфичные типы действий. Показано, что в деятельностях типа "ребенок-общественный предмет" возникает различение естественного и культурного (искусственного) действия, а механизмом различения становится специально организованное пробное действие со специально культурно выстроенным предметом. В деятельностях типа...
Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения
В на­стоя­щее вре­мя убе­ди­тель­но до­ка­зана ог­ром­ная зна­чи­мость ов­ла­де­ния спо­соб­но­стью к зна­ко­во­му пре­об­ра­зо­ва­нию дей­ст­ви­тель­но­сти в до­шко­ль­ном дет­ст­ве (Л.С.Вы­гот­ский, А.В.За­по­ро­жец, Л.А.Вен­гер, Л.Ф.Обу­хо­ва, О.М.Дья­чен­ко, Е.Е.Крав­цо­ва,.) Имен­но в этот воз­рас­тной пе­ри­од ре­бе­нок осо­бен­но сен­зи­ти­вен к ов­ла­де­нию уме­ни­ем вы­ра­жать (за­ме­щать) оп­ре­де­лен­ное со­дер­жа­ние с по­мо­щью раз­лич­ных зна­ков и сим­во­лов (ал­фа­ви­тов ко­ди­ро­ва­ния).
Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи
Автор:  Байбакова О. 
Категории неуспевающих детей и методы работы с неуспевающими детьми
Автор:  Зайцева Н.С. 
Соотношение школьной тревожности и внутренней позиции школьника при различной организации учебно-воспитательного процесса
Автор:  Жирков А.С. 
Представление о школьных страхах современных учащихся
Автор:  Гузанова Т.В. 
Особенности символического опосредствования в детском возрасте
Автор:  Веракса А.Н. 
Сравнительный анализ сформированности образа Я у детей 5-7 лет
Автор:  Гринева М.С. 
Значение игр с моделями в умственном развитии детей дошкольного возраста
Автор:  Калинченко А.В.