Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности
Автор:  Костина Л.М. 
Известно, что переход из детского сада в школу вызывает у ребенка хроническую эмоциональную напряженность и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома школьной дезадаптации. Предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путем коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии еще в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. Полученные данные свидетельствуют об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить их уровень школьной адаптации и успеваемость в I классе...
Выдержки из научных дневников (1960-1962) Д.Б. Эльконина
Автор:  Эльконин Д.Б. 
В научных дневниках Д.Б. Эльконина разрабатываются темы строения учебной деятельности, специфики подросткового возраста, происхождения внутреннего плана действий, типологии возрастных периодов, специфики психической деятельности как формы моделирования реальности, переходов от действий в реальности к действиям в модели реальности.
Гендерное измерение социокультурного пространства депривационной среды развития сиротских учреждений
Автор:  Радина Н.К. 
Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте
Автор:  Тамбиев А.Э. 
Приводятся результаты экспериментального изучения интенсивности, устойчивости, переключаемости внимания у детей 5 - 10 лет. Возрастная динамика этих свойств свидетельствует о том, что при разработке психодиагностических нормативов для младших школьников возрастной диапазон должен быть узким (разница в возрасте учащихся не более одного года).
Жизненные ориентации родителей детей-дошкольников
Исследовались структура ценностных ориентаций, оценка успешности жизненных перспектив и особенности страхов и опасений родителей. Работа выполнена на материале опроса 941 родителя (334 отца, 607 матерей). Полученные материалы позволили проанализировать влияние демографических и социально-стратификационных факторов на ценностные ориентации родителей.
Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям
Автор:  Иванников В.А. 
Обсуждаются задачи и виды психологической помощи детям, особенно из неблагополучных семей, вопросы, возникающие в ходе оказания такой помощи.
Зеркальная линза. Сказкотерапия в работе учителя
Автор:  Вачков И.В. 
Встреча со сказкой позволяет сделать еще один шаг к пониманию и окружающего мира, и самих себя. Использовать сказку в работе могут как психологи, так и педагоги. При этом придется не только найти хорошие сказки, но и отказаться от убеждения в учительской непогрешимости. Уверенность в том, что «учитель всегда прав», при использовании сказкотерапии может только навредить.
Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель
Исследование позволяет, во-первых, дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а во-вторых, благодаря использованию концепции совокупного действия — расширить пространство зоны ближайшего развития (ЗБР), включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия как направленного на другого человека. В классической концепции Л.С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и т.п. Проведенное авторами исследование показывает, что помощь не сводится только к...
Инструментальный метод в детской практической психологии
Автор:  Гуткина Н.И. 
Обсуждается применение инструментального метода в детской практической психологии. Этот метод, предложенный Л.С. Выготским как исследовательский историко-генетический метод для психологического изучения ребенка, в данной статье рассматривается как формирующий для развития познавательной мотивации и произвольного поведения у детей
К проблеме диагностики учебной мотивации
Автор:  Дубовицкая Т.Д. 
Представлен разработанный автором диагностический опросник для исследования направленности мотивации изучения учебного предмета. Дана характеристика внутреннеййй и внешней мотивации учебной деятельности.
Как объяснить детям, что такое власть? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) о власти с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Автор:  Телегин М.В. 
В 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Власть», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть
О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе
Автор:  Белошистая А.В. 
Воспитание и развитие личности в процессе обучения в массовой школе пока остается во многом проблемой теоретичекого характера. Наиболее сложным является положение детей, у которых наблюдается то или иное несоответствие "норме возрастного развития". Система коррекционно-развивающего обучения, разработанная на сегодняшний день, определяет его организационно-педагогические аспекты, но не предлагает методических концепций построения содержательных курсов. Для "нормы" развития сегодня заявлено более полутора десятков учебно-методических комплектов по математике, для коррекционно-развивающего...
О критериях профессионализма школьного психолога
Автор:  Степанова М.А. 
Обсуждению критериев профессионализма практических психологов образования была посвящена конференция, приуроченная к 5-летию Московского городского конкурса "Учитель года" в номинации "Педагог-психолог". Ее участники рассказывали о своем понимании профессионального мастерства практического психолога, сравнивали показатели оценки работы психолога на конкурсе и при аттестации. Автор - психолог одной из московских школ и участник указанного конкурса 2001 г. - не только знакомит с основными вопросами, поднимавшимися на конференции, но и делится собственным представлением о том,...
Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 95–06–17854.
Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5-8 лет из воцерковленных православных и неворцековленных семей
Автор:  Тищенко Ю.В. 
Теоретической основой исследования является концепция структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и метод исследования их сформированности, основанный на определении адаптивных способностей личности в различных ситуациях. Результаты исследования позволяют говорить о детерминированности формирования и проявления самосознания детей 5-8 лет из воцерковленных православных семей (низкий уровень агрессивных реакций в ситуациях с воспитателями, учителями, родителями и сверстниками). Выявлены закономерности структурных звеньев самосознания в зависимости от религиозной ориентации семьи, а также их связь...
Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению
Автор:  Кислицкая Л.А. 
Переживание подростками «чувства взрослости»
Изучение «чувства взрослости» — одного из центральных новообразований личности подросткового периода — раскрывается главным образом со стороны внешних его проявлений. Классическое определение «чувства взрослости» заключается в стремлении подростка подражать взрослым. Авторы, изучавшие феноменологию «чувства взрослости» (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и др.), неизменно подчеркивали внутреннюю неопределенность этого чувства. В статье ставятся задачи: 1) рассмотреть генезис «чувства взрослости» — проанализировать противоречия в возрастном развитии и особенности социальной ситуации развития, побуждающие...
Периодизация детского развития:опыт понимания
Автор:  Поливанова К.Н. 
В статье обсуждается различие типов ведещей деятельности, относящихся к выделенным Д.Б. Элькониным системам "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Описываются и анализируются ситуации, характерные для обеих систем, выделяются специфичные типы действий. Показано, что в деятельностях типа "ребенок-общественный предмет" возникает различение естественного и культурного (искусственного) действия, а механизмом различения становится специально организованное пробное действие со специально культурно выстроенным предметом. В деятельностях типа...
Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет
Статья входит в сборник материалов подготовленный к третьей Всероссийской научно-практической кон­ференции «На пороге взросления» 23−25 ноября 2011 года в Московском го­родском психолого-педагогическом университете. В сборнике обсуждаются вопросы психического развития в подростковом возрасте.
Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности
С помощью разработанных компьютеризованных методик проведено исследование образной и вербальной креативности (тесты Е. Торранса и С. Медник) среди студентов различных специальностей: математика, биология, инженерия и социальная работа (206 мужчин и 246 женщин). Параллельно осуществлялось измерение вербального и образного интеллекта. Установлено доминирование мужчин по показателям образной креативности, которое может нивелироваться при смещении социальных ролей: выборе женщинами более "мужских" профессий, причем необходимым условием такого исчезновения половых различий в образной креативности...