Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Размышления о душе и её воспитании
Впечатления автора о японском опыте воспитания души. Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
|
|
|
|
|
Как объяснить детям, что такое атмосфера? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Аннотация: в 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов».
Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Атмосфера», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием...
|
|
|
|
|
О сознании и экологических представлениях современных подростков
Хрестоматийный подросток, описанный советскими психологами исчез вместе с СССР. Социальная ситуация развития детей тотально переформатирована. В нашей информационной "чернобольской зоне", ох как трудно вырасти достойным, порядочным человеком. Оглянишься вокруг - сердце болью зайдётся. Из наших детей сознательно, хладнокровно делают мутантов и монстров. Кто виноват? Да мы сами и виноваты. Не защитили. Не уберегли.
Знать, чтобы помочь. Не идеализировать. Но и не отчаиваться. Эта статья о сознании современных подростков. О "дебилизации" (раскрывается содержание понятия "дебилизация")...
|
|
|
|
|
Как объяснить детям, что такое власть? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) о власти с детьми 6 – 7-летнего возраста)
В 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов».
Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Власть», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ядерная энергия в руках педагога (управление подростковым коллективом по обратной связи)
В статье раскрываются психолого-педагогические условия организации и поэтапной работы руководителя с подростково-юношеской группой, среди которых одним из важнейших является управление «по обратной связи». Приводятся примеры из педагогической практики. В качестве одной из самых эффективных современных методик формирования личности рассматривается «коммунарская методика» И.П.Иванова
|
|
|
|
|
Проблема подросткового кризиса
В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет...
|
|
|
|
|
Предпосылки девиантного материнского поведения
Работа посвящена изучению нарушений механизмов формирования материнского поведения в связи с ситуацией в родительской семье будущей матери. Представлены методики изучения ценности ребенка, взаимоотношений образа себя, ребенка, своей матери и бабушки у родильниц: тест “Фигуры”, генограмма. Экспериментально выявлены различия в восприятии образа ребенка в раннем постнатальном периоде матерями и матерями-отказницами. Высказаны предположения о механизмах влияния депривации девочки со стороны матери на нарушение формирования у нее в дальнейшем нормального материнского поведения.
|
|
|
|
|
Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей
Более 35 % нежеланных беременностей не донашиваются (4% в популяции), отмечается высокая частота патологии беременности и родов.
Из литературы известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии, часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей. Levis D.O. et al (1991), обнаружили достоверный...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К проблеме классификации кризисов развития
В статье анализируются основные подходы к толкованию понятия «кризисы развития». Предполагается, что существуют разные виды кризисов развития. Различаются кризисы индивидуального и возрастного развития. Кризисы возрастного развития в свою очередь разделяются на два подвида – кризисы, обусловленные переходом из одного возрастного этапа в другой и кризисы развития личности, обусловленные возрастными перестройками самосознания.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5-8 лет из воцерковленных православных и неворцековленных семей
Теоретической основой исследования является концепция структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и метод исследования их сформированности, основанный на определении адаптивных способностей личности в различных ситуациях. Результаты исследования позволяют говорить о детерминированности формирования и проявления самосознания детей 5-8 лет из воцерковленных православных семей (низкий уровень агрессивных реакций в ситуациях с воспитателями, учителями, родителями и сверстниками). Выявлены закономерности структурных звеньев самосознания в зависимости от религиозной ориентации семьи, а также их связь...
|
|
|
|
|
Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии
В статье обсуждаются взаимосвязь и взаимодополнительность культурно-исторического и естественнонаучного подходов к разработке принципов нейропсихологии Л.С. Выготского – А.Р.Лурии. Рассматриваются принципы социального происхождения, системного строения и динамической организации и локализации высших психических функций и вытекающие из них теоретические и практические следствия.
|
|
|
|
|
Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером
Изучена структура интеллекта у детей старшего подросткового возраста с разным опытом работы за компьютером. Отмечено различное влияние опыта работы за компьютером на формирование отдельных компонентов интеллекта. Показано, что ранний опыт начала работы за компьютером (в 8 лет и ранее) оказывает стимулирующее влияние на развитие вербальных и математических способностей. Однако наиболее эффективным возрастом начала работы за компьютером для развития зрительно-пространственного восприятия и пространственного мышления является возраст 9–10 лет.
|
|
|
|
|
Конфликт – не роскошь. А...
Конфликт — особые отношения между людьми, построенные на объективном противоречии их интересов, устремлений, ценностей, которые переживаются участниками как некоторое негативное эмоциональное состояние.
|
|
|
|
|
Показано: 81 - 100 из 223
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец |