Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Размышления о душе и её воспитании
Автор:  Зинченко В.П. 
Впечатления автора о японском опыте воспитания души. Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.
Как объяснить детям, что такое атмосфера? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Аннотация: в 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Атмосфера», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием...
О сознании и экологических представлениях современных подростков
Автор:  Телегин М.В. 
Хрестоматийный подросток, описанный советскими психологами исчез вместе с СССР. Социальная ситуация развития детей тотально переформатирована. В нашей информационной "чернобольской зоне", ох как трудно вырасти достойным, порядочным человеком. Оглянишься вокруг - сердце болью зайдётся. Из наших детей сознательно, хладнокровно делают мутантов и монстров. Кто виноват? Да мы сами и виноваты. Не защитили. Не уберегли. Знать, чтобы помочь. Не идеализировать. Но и не отчаиваться. Эта статья о сознании современных подростков. О "дебилизации" (раскрывается содержание понятия "дебилизация")...
Как объяснить детям, что такое власть? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) о власти с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Автор:  Телегин М.В. 
В 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Власть», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть
Психологическая служба современной школы
Автор:  Рубцов В.В. 
Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка
Ядерная энергия в руках педагога (управление подростковым коллективом по обратной связи)
Автор:  Лишин О.В. 
В статье раскрываются психолого-педагогические условия организации и поэтапной работы руководителя с подростково-юношеской группой, среди которых одним из важнейших является управление «по обратной связи». Приводятся примеры из педагогической практики. В качестве одной из самых эффективных современных методик формирования личности рассматривается «коммунарская методика» И.П.Иванова
Проблема подросткового кризиса
Автор:  Прихожан А.М. 
В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет...
Предпосылки девиантного материнского поведения
Работа посвящена изучению нарушений механизмов формирования материнского поведения в связи с ситуацией в родительской семье будущей матери. Представлены методики изучения ценности ребенка, взаимоотношений образа себя, ребенка, своей матери и бабушки у родильниц: тест “Фигуры”, генограмма. Экспериментально выявлены различия в восприятии образа ребенка в раннем постнатальном периоде матерями и матерями-отказницами. Высказаны предположения о механизмах влияния депривации девочки со стороны матери на нарушение формирования у нее в дальнейшем нормального материнского поведения.
Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей
Более 35 % нежеланных беременностей не донашиваются (4% в популяции), отмечается высокая частота патологии беременности и родов. Из литературы известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии, часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей. Levis D.O. et al (1991), обнаружили достоверный...
Материнство: сравнительно-психологический подход
Автор:  Филиппова Г.Г. 
К проблеме классификации кризисов развития
Автор:  Худоян С.С.  
В статье анализируются основные подходы к толкованию понятия «кризисы развития». Предполагается, что существуют разные виды кризисов развития. Различаются кризисы индивидуального и возрастного развития. Кризисы возрастного развития в свою очередь разделяются на два подвида – кризисы, обусловленные переходом из одного возрастного этапа в другой и кризисы развития личности, обусловленные возрастными перестройками самосознания.
Психосоматические особенности ребенка в раннем онтогенезе
Автор:  Филиппова Г.Г. 
Проблемы со школьной психологией
Чем и как увлекаются подростки?
Творческие проявления в игре детей раннего возраста.
Автор:  Галигузова Л.Н. 
Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5-8 лет из воцерковленных православных и неворцековленных семей
Автор:  Тищенко Ю.В. 
Теоретической основой исследования является концепция структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и метод исследования их сформированности, основанный на определении адаптивных способностей личности в различных ситуациях. Результаты исследования позволяют говорить о детерминированности формирования и проявления самосознания детей 5-8 лет из воцерковленных православных семей (низкий уровень агрессивных реакций в ситуациях с воспитателями, учителями, родителями и сверстниками). Выявлены закономерности структурных звеньев самосознания в зависимости от религиозной ориентации семьи, а также их связь...
Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии
Автор:  Ахутина Т.В. 
В статье обсуждаются взаимосвязь и взаимодополнительность культурно-исторического и естественнонаучного подходов к разработке принципов нейропсихологии Л.С. Выготского – А.Р.Лурии. Рассматриваются принципы социального происхождения, системного строения и динамической организации и локализации высших психических функций и вытекающие из них теоретические и практические следствия.
Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером
Изучена структура интеллекта у детей старшего подросткового возраста с разным опытом работы за компьютером. Отмечено различное влияние опыта работы за компьютером на формирование отдельных компонентов интеллекта. Показано, что ранний опыт начала работы за компьютером (в 8 лет и ранее) оказывает стимулирующее влияние на развитие вербальных и математических способностей. Однако наиболее эффективным возрастом начала работы за компьютером для развития зрительно-пространственного восприятия и пространственного мышления является возраст 9–10 лет.
Конфликт – не роскошь. А...
Автор:  Битянова М.Р. 
Конфликт — особые отношения между людьми, построенные на объективном противоречии их интересов, устремлений, ценностей, которые переживаются участниками как некоторое негативное эмоциональное состояние.