Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной
Автор:  Филиппова Е.В. 
В статье освещены вопросы формирования предпосылок овладения учебной деятельностью при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Происходит перестройка психических процессов, центром которой является возникновение опосредованных форм регуляции деятельности. Подготовка к школе рассматривается, прежде всего, как формирование опосредованных способов действия.
Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте
Автор:  Макушина О.П. 
Психологическая зависимость подростков от родителей существует в двух основных формах - собственно зависимости и негативизма. Причиной психологической зависимости подростков от родителей в обеих ее формах является фрустрирование потребности личности в самоактуализации. Зависимость и независимость, вопреки распространенному пониманию их как биполярных характеристик, являются самостоятельными явлениями. Психологическая зависимость в подростковом возрасте оказывает отрицательное влияние на развитие личности и характеризует нерешенность задач развития.
Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина
Историко-логическая реконструкция авторской научной программы крупного исследователя детской психологии Д.Б. Эльконина. Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях
Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка
Дается теоретическое обоснование Проективного сказочного теста (ПСТ), анализируются результаты исследования его надежности и валидности. Тест имеет психоаналитическую ориентацию, он измеряет 26 переменных, таких как агрессия, оральные потребности, тревожность, потребность в принятии, аффилиативная потребность, страх агрессии, депрессия, самооценка, стремление к превосходству, чувство собственности и др. Тест дает возможность для исследования эмоциональных проблем ребенка, его мотивационно-потребностной сферы, а также защитных механизмов. Тест был адаптирован на российской выборке, нормы разработаны...
Психологические особенности механизмов регуляции девиантного поведения подростков
Автор:  Глушкова О.В. 
Психологическое развитие как составляющая образования
Автор:  Локалова Н.П. 
Приводятся теоретическое обоснование и принципы построения развивающей программы для младших школьников "Уроки психологического развития". Обсуждаются полученные в течение шести лет экспериментального апробирования данной программы результаты, которые убедительно свидетельствуют об эффективности формирования расчлененно-интегрированных когнитивно-личностных структур у младших школьников как психологической основы обучения у учащихся не только обычных классов, но и классов коррекции.
Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции
Рассмотренные в статье особенности развития музыкально-исполнительского мастерства в школьном возрасте и экспериментальное исследование роли культурных средств в этом развитии дают основания полагать, что данный процесс подчиняется общим законам формирования высших психических функций. У детей младшего и среднего школьного возраста развитие исполнительства идет преимущественно через использование внешних культурных средств, в то время как у старшеклассников оно осуществляется в большей мере с помощью внутренних средств. Показано, что адекватным внешним средством развития способности к созданию...
Роль игрушки в развитии символической функции у детей младшего дошкольного возраста
Автор:  Агафонова М.С. 
Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста)
Автор:  Бабаева Т.И. 
Исследование родителей из 40 полных семей с детьми дошкольного возраста (Санкт-Петербург), включало, помимо экспериментально-психологического, систематическое исследование в естественных условиях жизнедеятельности. Выявлены соотношения семейной и профессиональной деятельности, степень удовлетворенности их выполнением, характер семейных проблем и попыток их коррекции, индивидуальные характеристики супругов, а также динамика семейных процессов.
Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире
Представлен анализ феномена детства в истории культуры и современности в контексте нового междисциплинарного направления - социальной психологии детства. Определено значение важнейших социальных общностей, ответственных за становление личности ребенка, - семьи и детского сообщества; проанализированы условия и механизмы проявления способности ребенка к состраданию и сорадованию в группах мальчиков и девочек; раскрыта уникальность детской субкультуры и ее значение в построении ребенком картины мира - целостной системы отношений. Отмечены особый драматизм развития современного детства и факторы трансформации...
Становление образа себя у детей первых трех лет жизни
Автор:  Авдеева Н.Н. 
Предметом исследования, представленного в данной статье, является образ себя, который рассматривается как структурно организованный аффективно-когнитивный комплекс. Экспериментальная работа состояла из двух частей. В первой — изучались дети первого года жизни, воспитывающиеся в семье и Доме ребенка, имеющие различный опыт общения со взрослыми. Основным методическим приемом было изучение восприятия ребенком своего зеркального отражения, которое связано с формированием самосознания, и отношения к нему. Во второй части работы изучалось становление образа себя у детей второго и третьего года жизни...
Феномен "воображаемого партнера" в детском возрасте
Основной целью данного исследования было изучение феномена "воображаемого партнера" (ВП) и его функций в детском возрасте. Особый интерес представляло влияние фактора обедненных социальных связей за рамками непосредственного семейного окружения на возникновение феномена ВП. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста 7 - 11 лет, интеллектуально сохранные и страдающие детским церебральным параличом, среди которых наблюдались случаи устойчивого фантазирования с участием ВП. Использовались следующие основные методики: опросник для детей и родителей о ВП; методика для...
Формирование диалогических понятий у младших школьников
Автор:  Курганов С.Ю. 
Функционально-статистический анализ сказок,сочиненных детьми
Автор:  Зеленкова Т.В. 
Сочинение сказки является одним из наиболее продуктивных подходов к исследованию детской психики, который успешно применяется в психодиагностике, психотерапии и практике развивающего обучения. Однако имеются некоторые существенные ограничения данного метода, которые связаны с трудностью формализации и отсутствием реальных критериев оценки созданного текста. Для решения этих проблем предлагается использовать метод функционального анализа В.Я. Проппа, который дополнен введением понятия смысловой нагрузки каждой функции, определяемой на основе статистических закономерностей. Это позволяет получить...
Экологические проблемы в детских рисунках
Автор:  Ермаков Д.С. 
На основании результатов анализа 1008 рисунков на экологическую тему исследована возрастная динамика отношения детей 4-17 лет к экологическим проблемам и их решению. Показано, что экологические проблемы представляются в основном как негативные последствия человеческой деятельности по преобразованию естественной природной среды в искусственную. С возрастом доля "проблемных" работ увеличивается (при этом актуальность местных проблем снижается, глобальных - возрастает) и усиливается их абстрактно-отвлеченный характер.