Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей
Автор:  Ланцбург М.Е. 
Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков
Автор:  Юркевич В.С. 
Метод развивающего дискомфорта в работе с одаренными детьми Работа с одаренными детьми привела нас к необходимости поиска особого метода работы, прямо и полно учитывающего их специфические особенности. Возникла задача обоснования особого психолого-педагогического метода, обеспечивающего своего рода повышение «психологического иммунитета» одаренных детей в трудных ситуациях. При этом метод должен быть в определенном смысле основным, фоновым и в него в том или ином отношении должны «встраиваться» все другие приемы и методы работы.
Проблема отчуждения в психологии.
Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры
В этой статье представлен обзор основных исследований в области влияния компьютерных игр на развитие ребенка, рассмотрен один из вариантов внедрения информационных технологий в обучение и развитие дошкольников (программа «Компьютерный мир дошкольника»), проанализированы различные виды компьютерных игр с точки зрения возможности возникновения в них ролевого поведения, раскрыты некоторые особенности компьютерных игр вообще.
Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса
Автор:  Маврина И.В. 
Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения
Автор:  Рубцов В.В. 
Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности
Воспитывать, играя
Автор:  Смирнова Е.О. 
Где спрятался зайчик?
Автор:  Смирнова Е.О. 
Игра, развивающая пространственные представления и их словесное обозначение. Для детей мадшего дошкольного возраста. Материалы сайта www.psyparents.ru
Интеграционная модель воспитания в образовательном процессе ВУЗа, обеспечивающим появление нового качества при подготовке специалиста
Автор:  Якушева С.Д. 
К проблеме обучения шестилетних детей
Автор:  Юдина Е.Г. 
В настоящее время в рамках широкомасштабного всероссийского эксперимента апробируется переход к обучению детей в массовой школе с 6-ти лет. В последние два года значительное число детей в возрасте 5,5 – 6,5 лет стали первоклассниками. Кроме того, повсеместное распространение в России получила сеть так называемых «прогимназий», где по программам первого класса работают уже с пятилетними детьми. Переход к раннему обучению детей в условиях массовой школы порождает ряд острых проблем, которые нуждаются в серьезном обсуждении.
Копирование рисунка дома младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития.
Автор:  Меликян З.А. 
В статье описывется способ количественной оценки выполнения пробы на копирование дома. Приводятся результаты выполнения данной пробы детьми в норме и с задержкой психического развития как в группах в целом, так и в подгруппах с относительной «слабостью» лево- или правополушарных функций.
Курс «Литература как предмет эстетического цикла» в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Представлена концепция литературного развития школьников в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова и ее воплощение в курсе "Литература как предмет эстетического цикла". Описан подход к преподаванию литературы, обеспечивающий становление у школьников качеств эстетически развитого читателя: способности адекватно понимать художественное произведение, вступать в заочный диалог с автором. Показан путь достижения желаемого результата - метод приобщения детей к литературному творчеству и читательскому сотворчеству. Приведены данные исследования результативности инновационного обучения...
Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии
Исследовались родительские установки матерей умственно отсталых детей, детей со сниженным слухом и детей без нарушений развития. Было обнаружено, что детская патология негативно влияет на материнские установки: с одной стороны, матери отвергают умственно отсталых детей, а с другой - устанавливают симбиотические отношения с ними, проявляют чремерную заботу и стремятся обеспечить их безопасность. Они излишне концентрируются на ребенке и испытывают чувство самопожертвования. Детская патология ограничивает способность матери эфффективно общаться с ребенком и приводит к его искаженному восприятию. Было...
Особенности произвольного внимания у младших школьников.
Произвольное внимание является важным условием успешного обучения в школе. Нарушения и недостаточная его сформированность могут вести к стойким трудностям в обучении. Целью данного исследования являлось изучение с помощью компьютерного теста возрастной динамики процессов произвольного внимания (группы взрослых и детей 7 и 10 лет), а также сопоставительный анализ выполнения этого теста детей с трудностями обучения (7-8 лет). Методика дает возможность проанализировать возрастные изменения в простой сенсомоторной реакции и в реакциях выбора различной сложности в двух модальностях (зрительной...
Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках
Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство
Автор:  Юдина Е.Г. 
Обосновывается необходимость анализа феномена "позиция педагога" в современной социокультурной ситуации в связи с построением развивающего образования (РО). Представлены результаты сравнительного исследования позиции педагогов во взаимодействии с детьми в школе и в детском саду. Различные типы установок педагогического сознания интерпретируются как изменяющиеся по шкале, на одном полюсе которой - жесткие, авторитарные установки, на другом - установки партнерского отношения к ребенку. Сравниваются данные, касающиеся уровня авторитаризма педагогов двух образовательных ступеней (дошкольной...
Природа индивидуальных особенностей темперамента в подростковом возрасте
В рамках Московского лонгитюдного исследования близнецов проведен анализ влияния генетических и средовых факторов на межиндивидуальную вариативность показателей черт темперамента подростков российской выборки. В исследовании приняли участие 85 пар монозиготных (МЗ) и 64 пары однополых дизиготных (ДЗ) близнецов в возрасте 12-14 лет. Результаты генетического анализа (model-fitting) свидетельствуют о значительной наследственной обусловленности индивидуальных различий показателей социального темпа, предметной эмоциональной чувствительности и социальной эмоциональной чувствительности (по В.М. Русалову)...
Прогнозирование предрасположенности к психоневрологическим заболеваниям с помощью обучаемых структур
Психологические проблемы совершенствования методов обучения
Автор:  Менчинская Н.А.