Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей
В статье рассматривается адаптивное поведение детей школьного возраста с трудностями в обучении и в общении. Выборку составили дети с типичным развитием, дети с признаками школьной и социальной дезадаптации, а также дети с нарушениями зрения. Обнаружено, что копинг-стратегии детей с трудностями в обучении ориентированы на экстернализацию и пассивный уход от трудностей в отличие от социально-ориентированных стратегий успевающих школьников. Дети с нарушениями зрения реже осознают и целенаправленно преодолевают коммуникативные трудности в отличие от их сверстников с типичным развитием.
|
|
|
|
|
Изучение родительско-детского общения в процессе совместного чтения в работе Бет Энн Бешорнер
Представлен анализ исследования доктора философии Бет Энн Бешорнер (Beth Ann Beschorner, Университет Айова, США), посвященного обучению родителей диалогическому чтению с детьми и позволившего сделать вывод: благодаря опыту общения и соприкосновения с письменным языком у детей в период раннего и дошкольного детства формируется представление о грамотности. В статье сопоставляются результаты исследований, полученные независимо в разных областях научного знания – философии и психологии: исследование Б. Э. Бешорнер имеет много общего с принципами культурно-исторической психологии, сформулированными...
|
|
|
|
|
Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников
Представлено экспериментальное исследование отношений детей в разновозрастных группах детского сада по сравнению с одновозрастными. Результаты наблюдения и сравнительных экспериментов показали широкую вариативность отношений детей в разновозрастных группах: от поддержки и сопричастности до подавления и обесценивания младших детей старшими. При этом в каждой разновозрастной группе доминирует какой-либо тип определенный тип отношений между детьми. В отличие от этого в одновозрастной группе более равномерно представлены разные типы межличностных отношений. Показано, что главным фактором, влияющим...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ступени общения: от трех до шести.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников Психологического института
Даны главные направления исследований лаборатории психологии детей дошкольного возраста. Раскрыты основные положенияконцепции генезиса общения М.И. Лисиной. Описаны этапы развития общения ребенка со взрослым от рождения до семи лет. Представлены исследования общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Последняя часть статьи посвящена разработке программы воспитания детей раннего возраста, которая основана на научном фундаменте исследований лаборатории.
|
|
|
|
|
О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства
Пространственная организация общения является существенным компонентом коммуникативного процесса. С одной стороны, она фиксирует эмоциональные и смысловые компоненты взаимоотношений, а с другой - оказывает влияние на интенсивность, характер и ход их развития. В исследовании авторов показано, что пространственные, эмоциональные и смысловые параметры коммуникативного процесса могут актуально не совпадать, но наблюдается тенденция к их сближению, существую гендерные различия в пространственной организации общения.
|
|
|
|
|
Показано: 1 - 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец |