Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Диагностика в личностном консультировании подростков. Сообщение II
Автор обобщает свой опыт работы школьным психологом. В статье рассматриваются аспекты диагностики проблем и трудностей подростков, различия в развитии младших и старших подростков. Автор выделяет несколько стадий в развитии общения психолога с подростком. Подробно описываются диагностические методы определения причин подростковых конфликтов, ценностные установки подростков, особенности самокритики и личностного роста.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни
Исходя из данных, полученных в исследовании М. И. Лисиной, авторы описывают два принципиально разных подхода взрослых к младенцу, влияющих на формирование образа объекта: 1) взрослый выступает как "эмоциональный возбудитель", мотивирующий ребенка к манипуляциям с предметом, в результате чего формируется образ предмета, 2) взрослый обучает ребенка специфическим операциям, действия с предметом, и к формированию образа приводит усвоение навыка. Моторная активность и направленность на объект являются индикаторами к созданию у ребенка адекватного образа предмета со всеми его особенностями...
|
|
|
|
|
Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни
Проведено изучение акустических характеристик материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни и взрослым. Показаны различия во временной организации материнских высказываний, обращенных к детям 12-месячного возраста и взрослым. Выявлено уменьшение ключевых слов в материнской речи, адресованной детям второго полугодия жизни по сравнению с певым полугодием. Получены данные об отличии спектральных и временных характеристик ударных гласных в ключевых и функциональных словах материнской речи, обращенной к детям второго полугодия жизни. Установлено, что речь мам, обращенная к детям второго...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации
Анализируются предикторы и показатели раннего развития речевых функций у детей с грубыми поражениями зрительной системы. Результаты приведенного исследования дают возможность заключить, что развитие речи у детей с такими нарушениями отстает от "нормы" по большинству показателей. Отмечается, что отставание и особенности речевого онтогенеза при подобных патологиях определяются на первом году жизни детей с недостаточным развитием детско-родительских отношений и невозможностью ребенка проследить движение взгляда, губ и жестов взрослого, а на втором году - недостаточными знаниями о предметном...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этапы формирования личности в онтогенезе
В данной статье рассматривается подростковый кризис, его анализ и предпосылки, а также важнейшие личностные новообразования, завершающие этот период развития ребенка. Автор полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами.
В данной статье автор очень подробно раскрывает основные закономерности развития в подростковом возрасте, приводя результаты исследований различных авторов...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)
Рассматривается зависимость типа привязанности младенца второго полугодия первого года жизни к близкому взрослому (матери, воспитателю) от характера взаимодействия ребенка со взрослым в семье и Доме ребенка. Показано, что факторами, влияющими на формирование надежной привязанности, являются высокий уровень активности ребенка в общении и взаимодействии с близким взрослым, умение взрослого "подстроиться" к ребенку при контакте взглядов, синхронизации действий, общении типа диалога, поддерживать инициативу ребенка при взаимодействии в различные режимные моменты.
Ключевые слова: привязанность...
|
|
|
|
|