Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Изменяя свои нейронные связи, мы можем управлять своими эмоциями
Автор:  Гостева А. 
Свобода воли и нейроэтикa. Лекция нейролингвиста Татьяны Черниговской
Лекция Татьяны Черниговской — российского нейролингвиста и экспериментального психолога, доктора филологии и биологии, члена-корреспондента Норвежской академии наук. Лекция прошла в Геологическом музее им. В. И. Вернадского в рамках лекционного цикла, запущенного проектом «Сноб» и коммуникационной группой Aegis Media в 2012 году в рамках дискуссионного клуба «Интеллектуальный базар»
Исследования детей из группы риска позволят рано корректировать аутизм
Автор:  Строганова Т.А. 
Дети с аутизмом страдают от сенсорных аномалий, которые проявляются гораздо раньше, чем диагностируется аутизм. На основе исследований этих аномалий возможна ранняя диагностика аутизма при помощи медицинского обследования, а не только по поведенческим критериям.
Нейробиология системы внутреннего представления
Автор:  Левик Ю.С. 
На материале публикаций последних лет рассматривается роль системы внутреннего представления в организации двигательного поведения и сенсомоторного взаимодействия. Мозг не мог бы управлять сложными пространственно ориентированными движениями, затрагивающими большое число звеньев тела, если бы ЦНС не создавала внутреннее представление об управляемом объекте, его модель. Функции системы внутреннего представления обеспечивают такие чувства, как чувство нахождения внутри собственного тела, чувство контроля своих действий, ощущение границ между «я» и «не я», и принадлежности частей тела. Внутренняя...
Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии
Автор:  Ахутина Т.В. 
В статье обсуждаются взаимосвязь и взаимодополнительность культурно-исторического и естественнонаучного подходов к разработке принципов нейропсихологии Л.С. Выготского – А.Р.Лурии. Рассматриваются принципы социального происхождения, системного строения и динамической организации и локализации высших психических функций и вытекающие из них теоретические и практические следствия.
Психологический анализ феномена детской застенчивости
Автор:  Галигузова Л.Н. 
В статье уделяется внимание специфике взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, описанию феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни. Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях. Описанное в статье исследование позволило выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых проявляется застенчивость и выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных был составлен обобщенный...
Нейробиологические корреляты успешности обучения
Автор:  Соколова А.Е. 
Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития.
В статье описывается способ количественной оценки выполнения пробы на зрительно-пространственную память. Приводятся результаты выполнения данной пробы детьми в норме и с задержкой психического развития как в группах в целом, так и в подгруппах с относительной «слабостью» лево- или правополушарных функций.
Индивидуальные особенности функциональной организации мозга детей 7-8 лет с задержками психического развития в процессе переработки зрительно-пространственной информации
Копирование рисунка дома младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития.
Автор:  Меликян З.А. 
В статье описывется способ количественной оценки выполнения пробы на копирование дома. Приводятся результаты выполнения данной пробы детьми в норме и с задержкой психического развития как в группах в целом, так и в подгруппах с относительной «слабостью» лево- или правополушарных функций.
Организация зрительного восприятия у младших школьников в норме и имеющих задержку психического развития с функциональной «слабостью» левого или правого полушария (тезисы)
Автор:  Меликян З.А. 
Анализ стратегии зрительного восприятия проводился по результатам выполнения проб на воспроизведение по памяти иерархических букв и фигур. Изучение организации зрительного восприятия и способности переструктурировать зрительное поле при нахождении детали изображения проводилось по результатам теста на полезависимость-поленезависимость восприятия (автор Виткин). Выполнение данных проб позволяет выявить дефицит функций как правого, так и левого полушария и таким образом дифференцировать «трудности» детей для оказания им адресной коррекционной помощи. На основании выполнения проб нейропсихологического...
Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования
Полушарные особенности зрительно-пространственной памяти у детей в норме и с задержкой психического развития
Автор:  Меликян З.А. 
Выполнение проб на зрительно-пространственную память и узнавание позволяет выявить дефицит функций как правого, так и левого полушария и дифференцировать трудности детей для оказания более адресной коррекционной помощи. Целью данного исследования явился анализ особенностей выполнения проб на зрительно-пространственную память и узнавание детьми в норме и при ЗПР в возрасте 6 – 9 лет с преимущественной функциональной несформированностью правого или левого полушария. Использованные нами параметры оценки проб позволяют выявить продуктивность запоминания, а также лево- и правополушарные особенности...
Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития.
Автор:  Меликян З.А. 
В статье описывается специфика развития психических функций и в частности зрительно-пространственных функций в норме и в условиях задержки психического развития (ЗПР). Проводится сравнение выполнения зрительно-пространственных проб детьми в норме и при ЗПР с относительной слабостью лево- или правополушарных функций.
Прогнозирование предрасположенности к психоневрологическим заболеваниям с помощью обучаемых структур
Исследование факторов предрасположенности к психоневрологическим заболеваниям у детей в раннем детском возрасте
Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции
Автор:  Асенова И.В. 
Исследовалась возрастная динамика функциональной асимметрии мозга при дихотической вербальной перцепции (фонемной и лексической) у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты свидетельствуют об изменении межполушарных взаимоотношений при речевой перцепции в период начального обучения грамоте, главным образом в направлении более активного включения правого полушария в реализацию этих процессов, чем обусловлен и лучший результат при выполнении когнитивных задач данного вида.
Особенности зрительно-моторной координации и трудности обучения
Автор:  Меликян З.А. 
Выполнение теста на зрительно-моторную координацию, по данным зарубежных авторов, демонстрирует высокие корреляции с академической успеваемостью и является предиктором трудностей обучения, особенно в начальной школе. Целью данного исследования являлось изучение особенностей зрительно-моторной координации у учеников первых классов (возраст 7-8 лет) массовой школы и школы для детей с ЗПР. Тест на зрительно-моторную координацию (авторы K. E. Beery, N. A. Buctenica) представляет собой набор разной сложности фигур для копирования. Нами была предложена новая система балльной оценки теста, позволяющая...
Сравнение нормативной группы с группой учеников коррекционного класса 7-8 лет
Автор:  Меликян З.А. 
Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет
Важной составной частью процесса развития школьной психологической службы является внедрение в нее нейропсихологов. Последнее, по мнению наших американских коллег, вызвано тем, что именно специалисты данного профиля могут квалифицированно решить следующие важные задачи: выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие психических функций и обучение; построить верифицируемые гипотезы об эффективных стратегиях коррекционного воздействия (Lyon et al., 1988).