Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Как объяснить детям, что такое атмосфера? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Аннотация: в 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Атмосфера», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием...
О сознании и экологических представлениях современных подростков
Автор:  Телегин М.В. 
Хрестоматийный подросток, описанный советскими психологами исчез вместе с СССР. Социальная ситуация развития детей тотально переформатирована. В нашей информационной "чернобольской зоне", ох как трудно вырасти достойным, порядочным человеком. Оглянишься вокруг - сердце болью зайдётся. Из наших детей сознательно, хладнокровно делают мутантов и монстров. Кто виноват? Да мы сами и виноваты. Не защитили. Не уберегли. Знать, чтобы помочь. Не идеализировать. Но и не отчаиваться. Эта статья о сознании современных подростков. О "дебилизации" (раскрывается содержание понятия "дебилизация")...
Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять
Автор:  Телегин М.В. 
«Реформа» дошкольного образования осуществляется так же «успешно», как и все прочие. Лучшую в мире систему дошкольного воспитания, предмет зависти наших геополитических конкурентов, фундамент высоких достижений в науке, технике, творчестве, добивают форсированными темпами. Многие «цивилизованные страны» (посмотрите, например, «План Обамы» в области дошкольного воспитания и обучения) берут за образец советский детский сад. Неужто педагогический опыт предков (и дореволюционный, и советский) не нужен современному «инновационному» российскому дошкольному учреждению? Помимо анализа и критики статья...
Экстремальная психология важна для сохранения здоровья
Автор:  Рубцов В.В. 
Ядерная энергия в руках педагога (управление подростковым коллективом по обратной связи)
Автор:  Лишин О.В. 
В статье раскрываются психолого-педагогические условия организации и поэтапной работы руководителя с подростково-юношеской группой, среди которых одним из важнейших является управление «по обратной связи». Приводятся примеры из педагогической практики. В качестве одной из самых эффективных современных методик формирования личности рассматривается «коммунарская методика» И.П.Иванова
Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером
Изучена структура интеллекта у детей старшего подросткового возраста с разным опытом работы за компьютером. Отмечено различное влияние опыта работы за компьютером на формирование отдельных компонентов интеллекта. Показано, что ранний опыт начала работы за компьютером (в 8 лет и ранее) оказывает стимулирующее влияние на развитие вербальных и математических способностей. Однако наиболее эффективным возрастом начала работы за компьютером для развития зрительно-пространственного восприятия и пространственного мышления является возраст 9–10 лет.
Проблема подросткового кризиса
Автор:  Прихожан А.М. 
В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет...
Психологическая готовность к материнству
Автор:  Мещерякова С.Ю. 
Психологическая готовность к материнству рассматривается в статье как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Автор предполагает, что это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное материнское поведение. В процессе исследования были получены ответы на следующие вопросы: по каким показателям можно определить уровень психологической готовности к материнству до рождения ребенка; адекватно ли это понятие в отношении прогноза будущего реального материнского поведения. Предполагается...
Психологический анализ феномена детской застенчивости
Автор:  Галигузова Л.Н. 
В статье уделяется внимание специфике взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, описанию феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни. Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях. Описанное в статье исследование позволило выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых проявляется застенчивость и выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных был составлен обобщенный...
Соотношение выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения
Статья посвящена проблеме введения профильного обучения в российские школы. В этой области нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся. В качестве основной гипотезы мы используем следующее предположение: что существует несоответствие в выборах индивидуального набора предпрофильных курсов в 9 классе и выбора последующих профилей обучения в 10-11 классах, и отсутствие этого несоответствия у неготовых к выбору учащихся может повлиять на изменение...
К вопросу о профессиональном самоопределении аддиктивных подростков
Профессиональная ориентация на Украине и в России
Воображение ребенка: природа и развитие Ч.1
Автор:  Кудрявцев В.Т. 
На основе логико-психологического анализа раскывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему - традиционному. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой ревлизм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потенциала (в том числе - проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. В фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность воображения. Затрагивается...
Здравоохранение и задачи психологии
Автор:  Поляков Ю.Ф. 
Инновации в современном общем образовании и будущее региональной научно-педагогической элиты
Автор:  Гуружапов В.А. 
Место сказки в дошкольном образовании
Автор:  Большунова Н.Я. 
Статья посвящена проблемам дошкольного образования, а также о функциях сказки на занятиях и в жизни ребенка.
Право детей на счастливое детство и пути развития психологических знаний о детях в СССР
Автор:  Эльконин Д.Б. 
Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников
Автор:  Гавриш С.В. 
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.
Скромное обаяние гештальттеории (Научно - популярное эссе).
Автор:  Гуружапов В.А. 
Предлагаем вниманию читателей новое эссе автора, написанное по следам его студенческих замыслов апологий о классиках психологии и философии.
Ступени общения: от трех до шести.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе.