Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции
Рассмотренные в статье особенности развития музыкально-исполнительского мастерства в школьном возрасте и экспериментальное исследование роли культурных средств в этом развитии дают основания полагать, что данный процесс подчиняется общим законам формирования высших психических функций. У детей младшего и среднего школьного возраста развитие исполнительства идет преимущественно через использование внешних культурных средств, в то время как у старшеклассников оно осуществляется в большей мере с помощью внутренних средств. Показано, что адекватным внешним средством развития способности к созданию...
Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи
Автор:  Ослон В.Н. 
Рассматриваются основные теории развития и депривации, фиксируется ведущая роль ближайшего социального окружения и качества контактов для нормального психического развития ребенка. Отмечается необходимость создания семейной заботы для компенсации последствий депривации детей-сирот.В качестве наиболее адекватной теоретической базы для психологического изучения и сопровождения замещающей семьи привлекается системный подход. Рассматривается модель анализа семьи как системы в четырех аспектах: структура, микродинамика, макродинамика, идеология. На основе экспериментально-психологического исследования...
Строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий,складывающейся вокргу понятия "дерево"
Автор:  Чуприкова Н.И. 
Изучалось строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий, относящихся к концепту "дерево". Испытуемым предъявляли список из 14 слов-понятий, находящихся в шести разных логических отношениях к понятию "дерево". Показано, что не только у школьников VII - IX классов, но и у студентов и аспирантов данная система логико-семантических отношений понятий развита слабо. Выявлено, что последовательный ход развития данной сложной понятийной системы в содержательном отношении имеет универсальный характер, не зависит от возраста и образования, хорошо описывается в терминах...
О соотношении физических и смысловых параметров коммуникативного пространства
Пространственная организация общения является существенным компонентом коммуникативного процесса. С одной стороны, она фиксирует эмоциональные и смысловые компоненты взаимоотношений, а с другой - оказывает влияние на интенсивность, характер и ход их развития. В исследовании авторов показано, что пространственные, эмоциональные и смысловые параметры коммуникативного процесса могут актуально не совпадать, но наблюдается тенденция к их сближению, существую гендерные различия в пространственной организации общения.
Анализ вариабельности сердечного ритма с помощью метода графа при различных функциональных состояниях
Представлен метод анализа динамики сердечных сокращений при различных функциональных состояниях на основе принципов теории графов. Выделены и проанализированы с помощью моделей "белого шума" основные показатели структуры графа сердечного ритма. Рассмотрена эффективность использования этих показателей для диагностики ряда функциональных состояний. Сформулирована общая модель изменения этих показателей при различных уровнях психической активности организма, базирующаяся на понятии энтропии.
Гармонизация личности через психологический анализ фотографий
Автор:  Литвин А. 
Статья посвящена эмпирическому исследованию, основанному на методе психологического анализа фотографий.
Функционально-статистический анализ сказок,сочиненных детьми
Автор:  Зеленкова Т.В. 
Сочинение сказки является одним из наиболее продуктивных подходов к исследованию детской психики, который успешно применяется в психодиагностике, психотерапии и практике развивающего обучения. Однако имеются некоторые существенные ограничения данного метода, которые связаны с трудностью формализации и отсутствием реальных критериев оценки созданного текста. Для решения этих проблем предлагается использовать метод функционального анализа В.Я. Проппа, который дополнен введением понятия смысловой нагрузки каждой функции, определяемой на основе статистических закономерностей. Это позволяет получить...
Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте
Автор:  Тамбиев А.Э. 
Приводятся результаты экспериментального изучения интенсивности, устойчивости, переключаемости внимания у детей 5 - 10 лет. Возрастная динамика этих свойств свидетельствует о том, что при разработке психодиагностических нормативов для младших школьников возрастной диапазон должен быть узким (разница в возрасте учащихся не более одного года).
Проблема и психотехника самоопределения личности
Автор:  Буякас Т.М 
Анализируются основания, которые позволяют человеку встать на путь самоопределения, и условия их порождения. Исследовние осуществляется в рамках психологии становления "возможного" человека, т.е. человека в перспективе своего развития, а не такого, который уже эмпирически есть. Методологической базой работы является концепция М.К. Мамардашвили. Проблема самоопределения раскрыта как проблема самостояния человека, проблема свободы, в том числе и от самого себя. В качестве психотехнического инструментария используются общекультурные символы. Обсуждаются инструментальные возможности символов...
Психопрофилактика в образовании
Автор:  Пахальян В.Э. 
Обсуждаются состояние и перспективы развития психопрофилактики в образовании. Основные проблемы профилактики показаны на материале отечественных и зарубежных публикаций в области медицины, педагогики и психологии. Автор, выделяя психопрофилактику как системообразующий вид деятельности службы практической психологии, обращает внимание на тот факт, что в России имеются все возможности для создания государственной системы психопрофилактической работы в образовании. В статье приводятся данные, показывающие конкретные возможности программы психопрофилактической работы, проводимой в системе образования...
Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям
Автор:  Иванников В.А. 
Обсуждаются задачи и виды психологической помощи детям, особенно из неблагополучных семей, вопросы, возникающие в ходе оказания такой помощи.
Психологическая служба в системе образования Германии
Автор:  Малых С.Б. 
Рассматриваются особенности организации психологической службы в системе образования Германии. Основное внимание уделяется описанию ее структурно-функциональных единиц (куда входят педагоги-консультанты, школьные психологи, сотрудники государственных центров пихологического консультирования), а также описанию зависимости между организацией службы и особенностями системы образования в стране. Затрагиваются такие вопросы, как нормативно-правовое регулирование деятельности этой службы, а также эффективность и качество работы психологов в образовании.
Остроумие и креативность
Автор:  Иванова Т.В. 
Описывается остроумие как свойство психики, сопоставляются остроумие и чувство юмора, определяется соотношение остроумия и творческого мышления. Нюансы, различающие комическое и некомическое остроумие, возводят последнее в ранг научного мышления. Остроумие и творческое мышление используют одни и те же способы поиска результата, связанные с разрушением привычных контекстов и нахождением новых связей между процессами, предметами или явлениями. Классификация приемов остроумия позволяет понять, чем отличаются люди, предпочитающие тот или иной способ породения остроты. Некоторые типы острот можно считать...
Феномен "воображаемого партнера" в детском возрасте
Основной целью данного исследования было изучение феномена "воображаемого партнера" (ВП) и его функций в детском возрасте. Особый интерес представляло влияние фактора обедненных социальных связей за рамками непосредственного семейного окружения на возникновение феномена ВП. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста 7 - 11 лет, интеллектуально сохранные и страдающие детским церебральным параличом, среди которых наблюдались случаи устойчивого фантазирования с участием ВП. Использовались следующие основные методики: опросник для детей и родителей о ВП; методика для...
Две парадигмы в исследовании детского развития
Автор:  Обухова Л.Ф. 
Дифференциальная нейропсихология детского возраста
Автор:  Микадзе Ю.В. 
Представлено новое, перспективное направлеение нейропсихологии - исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза, а именно дифференциальная нейропсихология детского возраста. Ее предметом является исследование и описание типологии различий и изменений в структурных, динамических и содержательных характеристиках психических процессов в связи с разными вариантами морфофункциональной организации мозга и разными типами отклонений в этой организации у детей на разных этапах возрастного развития. Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями методологии...
О некоторых законах восприятия,различения и опознавания простых и сложных объектов
Автор:  Коссов Б.Б. 
Исследованы достаточно широкие условия проявления ранее открытого закона относительной различимости как системного закона познавательных процессов: его взаимодействие с другими законами; проявления в традиционных областях психофизики, психофизиологии, педагогической психологии, психологии личности.
Психологическое развитие как составляющая образования
Автор:  Локалова Н.П. 
Приводятся теоретическое обоснование и принципы построения развивающей программы для младших школьников "Уроки психологического развития". Обсуждаются полученные в течение шести лет экспериментального апробирования данной программы результаты, которые убедительно свидетельствуют об эффективности формирования расчлененно-интегрированных когнитивно-личностных структур у младших школьников как психологической основы обучения у учащихся не только обычных классов, но и классов коррекции.
Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель
Исследование позволяет, во-первых, дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а во-вторых, благодаря использованию концепции совокупного действия — расширить пространство зоны ближайшего развития (ЗБР), включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия как направленного на другого человека. В классической концепции Л.С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и т.п. Проведенное авторами исследование показывает, что помощь не сводится только к...
Инструментальный метод в детской практической психологии
Автор:  Гуткина Н.И. 
Обсуждается применение инструментального метода в детской практической психологии. Этот метод, предложенный Л.С. Выготским как исследовательский историко-генетический метод для психологического изучения ребенка, в данной статье рассматривается как формирующий для развития познавательной мотивации и произвольного поведения у детей