Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте
Приводятся результаты экспериментального изучения интенсивности, устойчивости, переключаемости внимания у детей 5 - 10 лет. Возрастная динамика этих свойств свидетельствует о том, что при разработке психодиагностических нормативов для младших школьников возрастной диапазон должен быть узким (разница в возрасте учащихся не более одного года).
|
|
|
|
|
Дифференциальная нейропсихология детского возраста
Представлено новое, перспективное направлеение нейропсихологии - исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза, а именно дифференциальная нейропсихология детского возраста. Ее предметом является исследование и описание типологии различий и изменений в структурных, динамических и содержательных характеристиках психических процессов в связи с разными вариантами морфофункциональной организации мозга и разными типами отклонений в этой организации у детей на разных этапах возрастного развития. Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями методологии...
|
|
|
|
|
Жизненные ориентации родителей детей-дошкольников
Исследовались структура ценностных ориентаций, оценка успешности жизненных перспектив и особенности страхов и опасений родителей. Работа выполнена на материале опроса 941 родителя (334 отца, 607 матерей). Полученные материалы позволили проанализировать влияние демографических и социально-стратификационных факторов на ценностные ориентации родителей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель
Исследование позволяет, во-первых, дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а во-вторых, благодаря использованию концепции совокупного действия — расширить пространство зоны ближайшего развития (ЗБР), включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия как направленного на другого человека. В классической концепции Л.С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и т.п. Проведенное авторами исследование показывает, что помощь не сводится только к...
|
|
|
|
|
Инструментальный метод в детской практической психологии
Обсуждается применение инструментального метода в детской практической психологии. Этот метод, предложенный Л.С. Выготским как исследовательский историко-генетический метод для психологического изучения ребенка, в данной статье рассматривается как формирующий для развития познавательной мотивации и произвольного поведения у детей
|
|
|
|
|
К проблеме диагностики учебной мотивации
Представлен разработанный автором диагностический опросник для исследования направленности мотивации изучения учебного предмета. Дана характеристика внутреннеййй и внешней мотивации учебной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конструирование компьтерной обучающей программы на основе теории П.Я. Гальперина
Приводится описание и результаты применения компьютерной обучающей программы, с помощью которой достигается планомерное формирование умственных действий. Анализ полученных данных показывает, что применение подобной программы обеспечивает высокий уровень усвоения материала и дает возможность индивидуализировать процесс обучения.
|
|
|
|
|
О критериях профессионализма школьного психолога
Обсуждению критериев профессионализма практических психологов образования была посвящена конференция, приуроченная к 5-летию Московского городского конкурса "Учитель года" в номинации "Педагог-психолог". Ее участники рассказывали о своем понимании профессионального мастерства практического психолога, сравнивали показатели оценки работы психолога на конкурсе и при аттестации. Автор - психолог одной из московских школ и участник указанного конкурса 2001 г. - не только знакомит с основными вопросами, поднимавшимися на конференции, но и делится собственным представлением о том,...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Остроумие и креативность
Описывается остроумие как свойство психики, сопоставляются остроумие и чувство юмора, определяется соотношение остроумия и творческого мышления. Нюансы, различающие комическое и некомическое остроумие, возводят последнее в ранг научного мышления. Остроумие и творческое мышление используют одни и те же способы поиска результата, связанные с разрушением привычных контекстов и нахождением новых связей между процессами, предметами или явлениями. Классификация приемов остроумия позволяет понять, чем отличаются люди, предпочитающие тот или иной способ породения остроты. Некоторые типы острот можно считать...
|
|
|
|
|
Периодизация детского развития:опыт понимания
В статье обсуждается различие типов ведещей деятельности, относящихся к выделенным Д.Б. Элькониным системам "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Описываются и анализируются ситуации, характерные для обеих систем, выделяются специфичные типы действий. Показано, что в деятельностях типа "ребенок-общественный предмет" возникает различение естественного и культурного (искусственного) действия, а механизмом различения становится специально организованное пробное действие со специально культурно выстроенным предметом. В деятельностях типа...
|
|
|
|
|
Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности
С помощью разработанных компьютеризованных методик проведено исследование образной и вербальной креативности (тесты Е. Торранса и С. Медник) среди студентов различных специальностей: математика, биология, инженерия и социальная работа (206 мужчин и 246 женщин). Параллельно осуществлялось измерение вербального и образного интеллекта. Установлено доминирование мужчин по показателям образной креативности, которое может нивелироваться при смещении социальных ролей: выборе женщинами более "мужских" профессий, причем необходимым условием такого исчезновения половых различий в образной креативности...
|
|
|
|
|
Проблема и психотехника самоопределения личности
Анализируются основания, которые позволяют человеку встать на путь самоопределения, и условия их порождения. Исследовние осуществляется в рамках психологии становления "возможного" человека, т.е. человека в перспективе своего развития, а не такого, который уже эмпирически есть. Методологической базой работы является концепция М.К. Мамардашвили. Проблема самоопределения раскрыта как проблема самостояния человека, проблема свободы, в том числе и от самого себя. В качестве психотехнического инструментария используются общекультурные символы. Обсуждаются инструментальные возможности символов...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка
Дается теоретическое обоснование Проективного сказочного теста (ПСТ), анализируются результаты исследования его надежности и валидности. Тест имеет психоаналитическую ориентацию, он измеряет 26 переменных, таких как агрессия, оральные потребности, тревожность, потребность в принятии, аффилиативная потребность, страх агрессии, депрессия, самооценка, стремление к превосходству, чувство собственности и др. Тест дает возможность для исследования эмоциональных проблем ребенка, его мотивационно-потребностной сферы, а также защитных механизмов. Тест был адаптирован на российской выборке, нормы разработаны...
|
|
|
|
|
Психологическая служба в системе образования Германии
Рассматриваются особенности организации психологической службы в системе образования Германии. Основное внимание уделяется описанию ее структурно-функциональных единиц (куда входят педагоги-консультанты, школьные психологи, сотрудники государственных центров пихологического консультирования), а также описанию зависимости между организацией службы и особенностями системы образования в стране. Затрагиваются такие вопросы, как нормативно-правовое регулирование деятельности этой службы, а также эффективность и качество работы психологов в образовании.
|
|
|
|
|
Показано: 81 - 100 из 110
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец |