Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером
Изучена структура интеллекта у детей старшего подросткового возраста с разным опытом работы за компьютером. Отмечено различное влияние опыта работы за компьютером на формирование отдельных компонентов интеллекта. Показано, что ранний опыт начала работы за компьютером (в 8 лет и ранее) оказывает стимулирующее влияние на развитие вербальных и математических способностей. Однако наиболее эффективным возрастом начала работы за компьютером для развития зрительно-пространственного восприятия и пространственного мышления является возраст 9–10 лет.
Проблема подросткового кризиса
Автор:  Прихожан А.М. 
В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет...
Психологическая готовность к материнству
Автор:  Мещерякова С.Ю. 
Психологическая готовность к материнству рассматривается в статье как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку. Автор предполагает, что это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное материнское поведение. В процессе исследования были получены ответы на следующие вопросы: по каким показателям можно определить уровень психологической готовности к материнству до рождения ребенка; адекватно ли это понятие в отношении прогноза будущего реального материнского поведения. Предполагается...
Психологический анализ феномена детской застенчивости
Автор:  Галигузова Л.Н. 
В статье уделяется внимание специфике взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, описанию феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни. Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях. Описанное в статье исследование позволило выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых проявляется застенчивость и выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных был составлен обобщенный...
Соотношение выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профильного обучения
Статья посвящена проблеме введения профильного обучения в российские школы. В этой области нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление специфики соотношения выборов школьников на этапе предпрофильной подготовки и последующего профиля обучения у разных групп учащихся. В качестве основной гипотезы мы используем следующее предположение: что существует несоответствие в выборах индивидуального набора предпрофильных курсов в 9 классе и выбора последующих профилей обучения в 10-11 классах, и отсутствие этого несоответствия у неготовых к выбору учащихся может повлиять на изменение...
К вопросу о профессиональном самоопределении аддиктивных подростков
Профессиональная ориентация на Украине и в России
Влияние учителя на взаимоотношения и общение детей в классе
Автор:  Корпачёва С.Н. 
Воображение ребенка: природа и развитие Ч.1
Автор:  Кудрявцев В.Т. 
На основе логико-психологического анализа раскывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему - традиционному. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой ревлизм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потенциала (в том числе - проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. В фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность воображения. Затрагивается...
Воображение ребенка: природа и развитие. Ч.2
Автор:  Кудрявцев В.Т. 
На основе логико-психологического анализа раскрывается понимание воображения как универсального свойства сознания в качестве альтернативы до сих пор доминирующему традиционному пониманию. Рассматриваются фундаментальные характеристики воображения - его смысловой реализм и способность "видеть целое раньше частей". Обсуждается место воображения в структуре креативного потециала человека (в том числе, проблема соотношения воображения и мышления), его функции в психическом развитии ребенка. При этом в фокусе внимания оказывается социально-коммуникативная природа, внутренняя позиционность...
Вопросы изучения и диагностики вербальных способностей
Автор:  Новак З. 
Выявление представлений родителей о развитии дошкольника
Статья посвящена анализу влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Обсуждаются различные точки зрения относительно структуры родительской позиции. Предложена модель родительской позиции по отношению к процессу психического развития ребенка, включающая в себя два параметра: 1) "акселерация - амплификация" - способы воздействия родителей на развитие ребенка, учитывающие особенности возраста и содействующие их наиболее полной реализации, либо направленные на ускорение развития и не считающиеся с возрастными особенностями ребенка; 2) "активность...
Диагностика понимания массовой информации старшеклассниками
Автор:  Шуварикова Е.В. 
Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия
Зона ближайшего развития в становлении предметного действия. Единство активности ребенка и помощи взрослого
Автор:  Корепанова И.А. 
Игра как вид деятельности
Автор:  Венгер Л.А. 
В статье представлен анализ книги Д.Б. Эльконина «Психология игры»
Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор:  Симонова Т.Ю. 
Исследование временной перспективы в подростковом возрасте
Автор:  Кузнецова О.В. 
История и состояние проблемы психологии выразительных движений
Автор:  Мироненко В.В. 
В статье дается обзор исследований развития выразительных движений с древних времен до 70-х годов XX века. Автор комментирует различные концепции. Делает вывод, что состояние психологической науки 70-х годов XX века четко отделяет научные психологические, психофизиологические и биологические факторы от концепций на уровне житейских и донаучных представлений.
К вопросу изучения нравственно-смысловой сферы безнадзорных и беспризорных подростков
Автор:  Делибалт В.В.