Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Как правильно подготовить ребенка к школе, или почему хорошо играющий дошкольник будет успешен в учёбе?
Недостаток игры в дошкольном возрасте может сказаться на особенностях последующего школьного обучения ребенка. Разумеется, было бы непрофессионально заявить, что абсолютно все школьные проблемы связаны только с недостатком времени на игру в дошкольном возрасте. Игра составляет ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, и его депривация неизбежно ведет к нарушениям в развитии, как в отношении формирующихся психических новообразований, так и в отношении ведущей деятельности нового возрастного этапа. Генетические задачи, не решенные в свое законное время, переходят на следующий виток развития...
Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнить нельзя, применять
Автор:  Телегин М.В. 
«Реформа» дошкольного образования осуществляется так же «успешно», как и все прочие. Лучшую в мире систему дошкольного воспитания, предмет зависти наших геополитических конкурентов, фундамент высоких достижений в науке, технике, творчестве, добивают форсированными темпами. Многие «цивилизованные страны» (посмотрите, например, «План Обамы» в области дошкольного воспитания и обучения) берут за образец советский детский сад. Неужто педагогический опыт предков (и дореволюционный, и советский) не нужен современному «инновационному» российскому дошкольному учреждению? Помимо анализа и критики статья...
Профессионально-личностная готовность психолога образования к работе в системно-деятельностной и компетентностной парадигме в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения
В системе образования страны происходит внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). В настоящее время в системе Департамента образования Москвы в пилотных школах проходит апробацию утвержденный новый Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В статье приводятся результаты исследования Центром «Практический психолог» МГППУ качества внедрения ФГОС НОО с целью создания программ повышения квалификации специалистов образования, а также для корректировки этого процесса.
Половозрастные и полотипические особенности механизмов психологических защит
В работе исследовались половозрастные особенности функционирования защитных механизмов в младшем подростковом, старшем подростковом и раннем юношеском возрасте с помощью теста Life Stile Index. Показано, что младшие подростки активно используют механизмы отрицания, проекции, интеллектуализации, компенсации, реактивного образования; старшие подростки часто применяют проекцию, замещение, подавление; в ранней юности чаще используют проекцию и регрессию. На всех исследуемых возрастных этапах высока интенсивность использования защитного механизма проекции. Наибольшая интенсивность защитного поведения...
Им нужно понимание. Индивидуальная работа педагога-психолога по коррекции и развитию ребёнка-дошкольника
Индивидуальная работа имеет широкий спектр возможностей для формирования и коррекции определённых сторон личности ребёнка. Данная форма работы в большинстве случаев имеет положительный эффект и даёт ребёнку возможность почувствовать себя признанным, неповторимым, что в свою очередь гарантирует более успешное общение в социуме
В добрый путь! Работа с родителями детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Методические рекомендации для психолога
Методические рекомендации для практических психологов, которые работают с детьми раннего возраста и их родителями в период адаптации к дошкольному учреждению
Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва»
Автор:  Одинцова М.А. 
На протяжении жизни каждый человек, сталкиваясь с трудностями, использует тот или иной набор механизмов их разрешения. Имеющиеся в арсенале способы преодоления проблем могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека и во многом зависеть от сформировавшейся в процессе его жизнедеятельности установки. Установка (от фр. аttitude) в традиционной психологии личности рассматривается как некая внутренняя аффективная ориентация (преднастройка), зависящая, прежде всего, от прошлого опыта [3, с. 45]. Установка, упрощая нашу ориентацию в мире, позволяя легко оценивать происходящее, способствует...
Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной
Автор:  Филиппова Е.В. 
В статье освещены вопросы формирования предпосылок овладения учебной деятельностью при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Происходит перестройка психических процессов, центром которой является возникновение опосредованных форм регуляции деятельности. Подготовка к школе рассматривается, прежде всего, как формирование опосредованных способов действия.
Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина
Историко-логическая реконструкция авторской научной программы крупного исследователя детской психологии Д.Б. Эльконина. Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях
Как объяснить детям, что такое живая клетка? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Живая клетка», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям существенных (теоретических) признаков, связанных с понятием «живая клетка».
Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде
Нормативные правовые акты города Москвы
О сознании и экологических представлениях современных подростков
Автор:  Телегин М.В. 
Хрестоматийный подросток, описанный советскими психологами исчез вместе с СССР. Социальная ситуация развития детей тотально переформатирована. В нашей информационной "чернобольской зоне", ох как трудно вырасти достойным, порядочным человеком. Оглянишься вокруг - сердце болью зайдётся. Из наших детей сознательно, хладнокровно делают мутантов и монстров. Кто виноват? Да мы сами и виноваты. Не защитили. Не уберегли. Знать, чтобы помочь. Не идеализировать. Но и не отчаиваться. Эта статья о сознании современных подростков. О "дебилизации" (раскрывается содержание понятия "дебилизация")...
Как объяснить детям, что такое власть? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) о власти с детьми 6 – 7-летнего возраста)
Автор:  Телегин М.В. 
В 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов». Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Власть», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть
Социально-психологические особенности детей из неполных семей
Автор:  Иванченко В.А. 
В статье рассматриваются существующие научные взгляды на личностные особенности детей из неполных семей. Представлены результаты диагностики мотивационных компонентов личности, социально-психологической адаптации, выбора временной перспективы, способности к самоуправлению, коммуникативных и организаторских способностей. Отражены некоторые отличия детей из полных и неполных семей.
Становление образа себя у детей первых трех лет жизни
Автор:  Авдеева Н.Н. 
Предметом исследования, представленного в данной статье, является образ себя, который рассматривается как структурно организованный аффективно-когнитивный комплекс. Экспериментальная работа состояла из двух частей. В первой — изучались дети первого года жизни, воспитывающиеся в семье и Доме ребенка, имеющие различный опыт общения со взрослыми. Основным методическим приемом было изучение восприятия ребенком своего зеркального отражения, которое связано с формированием самосознания, и отношения к нему. Во второй части работы изучалось становление образа себя у детей второго и третьего года жизни...
Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка
Ядерная энергия в руках педагога (управление подростковым коллективом по обратной связи)
Автор:  Лишин О.В. 
В статье раскрываются психолого-педагогические условия организации и поэтапной работы руководителя с подростково-юношеской группой, среди которых одним из важнейших является управление «по обратной связи». Приводятся примеры из педагогической практики. В качестве одной из самых эффективных современных методик формирования личности рассматривается «коммунарская методика» И.П.Иванова
Проблема подросткового кризиса
Автор:  Прихожан А.М. 
В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет...
Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения?
Автор:  Поддьяков А.Н. 
Понятие «сенсорная культура» в педагогике и психологии развития: М. Монтессори и Л.А. Венгер
Автор:  Обухова Л.Ф.