Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности
Известно, что переход из детского сада в школу вызывает у ребенка хроническую эмоциональную напряженность и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома школьной дезадаптации. Предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путем коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии еще в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. Полученные данные свидетельствуют об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить их уровень школьной адаптации и успеваемость в I классе...
|
|
|
|
|
Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте
Приводятся результаты экспериментального изучения интенсивности, устойчивости, переключаемости внимания у детей 5 - 10 лет. Возрастная динамика этих свойств свидетельствует о том, что при разработке психодиагностических нормативов для младших школьников возрастной диапазон должен быть узким (разница в возрасте учащихся не более одного года).
|
|
|
|
|
Зеркальная линза. Сказкотерапия в работе учителя
Встреча со сказкой позволяет сделать еще один шаг к пониманию и окружающего мира, и самих себя. Использовать сказку в работе могут как психологи, так и педагоги. При этом придется не только найти хорошие сказки, но и отказаться от убеждения в учительской непогрешимости. Уверенность в том, что «учитель всегда прав», при использовании сказкотерапии может только навредить.
|
|
|
|
|
К проблеме диагностики учебной мотивации
Представлен разработанный автором диагностический опросник для исследования направленности мотивации изучения учебного предмета. Дана характеристика внутреннеййй и внешней мотивации учебной деятельности.
|
|
|
|
|
Как объяснить детям, что такое власть? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) о власти с детьми 6 – 7-летнего возраста)
В 2008 – 2009 учебном году в Северо-Западном учебном Округе Москвы на базе школы № 1191 (г.Москва) открыта экспериментальная площадка по теме: “Развитие теоретического образного мышления детей младшего школьного возраста в условиях учебных диалогов различных типов».
Предлагаем Вашему вниманию проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога с детьми 6 – 7-летнего возраста на тему: «Власть», разработанный в 2010 – 2011 учебном году. Эти материалы могут быть использованы педагогами и родителями для трансляции детям сущностных (теоретических) признаков, связанных с понятием власть
|
|
|
|
|
О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе
Воспитание и развитие личности в процессе обучения в массовой школе пока остается во многом проблемой теоретичекого характера. Наиболее сложным является положение детей, у которых наблюдается то или иное несоответствие "норме возрастного развития". Система коррекционно-развивающего обучения, разработанная на сегодняшний день, определяет его организационно-педагогические аспекты, но не предлагает методических концепций построения содержательных курсов. Для "нормы" развития сегодня заявлено более полутора десятков учебно-методических комплектов по математике, для коррекционно-развивающего...
|
|
|
|
|
О критериях профессионализма школьного психолога
Обсуждению критериев профессионализма практических психологов образования была посвящена конференция, приуроченная к 5-летию Московского городского конкурса "Учитель года" в номинации "Педагог-психолог". Ее участники рассказывали о своем понимании профессионального мастерства практического психолога, сравнивали показатели оценки работы психолога на конкурсе и при аттестации. Автор - психолог одной из московских школ и участник указанного конкурса 2001 г. - не только знакомит с основными вопросами, поднимавшимися на конференции, но и делится собственным представлением о том,...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной
В статье освещены вопросы формирования предпосылок овладения учебной деятельностью при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Происходит перестройка психических процессов, центром которой является возникновение опосредованных форм регуляции деятельности. Подготовка к школе рассматривается, прежде всего, как формирование опосредованных способов действия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка
Дается теоретическое обоснование Проективного сказочного теста (ПСТ), анализируются результаты исследования его надежности и валидности. Тест имеет психоаналитическую ориентацию, он измеряет 26 переменных, таких как агрессия, оральные потребности, тревожность, потребность в принятии, аффилиативная потребность, страх агрессии, депрессия, самооценка, стремление к превосходству, чувство собственности и др. Тест дает возможность для исследования эмоциональных проблем ребенка, его мотивационно-потребностной сферы, а также защитных механизмов. Тест был адаптирован на российской выборке, нормы разработаны...
|
|
|
|
|
Психологическое развитие как составляющая образования
Приводятся теоретическое обоснование и принципы построения развивающей программы для младших школьников "Уроки психологического развития". Обсуждаются полученные в течение шести лет экспериментального апробирования данной программы результаты, которые убедительно свидетельствуют об эффективности формирования расчлененно-интегрированных когнитивно-личностных структур у младших школьников как психологической основы обучения у учащихся не только обычных классов, но и классов коррекции.
|
|
|
|
|
Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции
Рассмотренные в статье особенности развития музыкально-исполнительского мастерства в школьном возрасте и экспериментальное исследование роли культурных средств в этом развитии дают основания полагать, что данный процесс подчиняется общим законам формирования высших психических функций. У детей младшего и среднего школьного возраста развитие исполнительства идет преимущественно через использование внешних культурных средств, в то время как у старшеклассников оно осуществляется в большей мере с помощью внутренних средств. Показано, что адекватным внешним средством развития способности к созданию...
|
|
|
|
|
Феномен "воображаемого партнера" в детском возрасте
Основной целью данного исследования было изучение феномена "воображаемого партнера" (ВП) и его функций в детском возрасте. Особый интерес представляло влияние фактора обедненных социальных связей за рамками непосредственного семейного окружения на возникновение феномена ВП. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста 7 - 11 лет, интеллектуально сохранные и страдающие детским церебральным параличом, среди которых наблюдались случаи устойчивого фантазирования с участием ВП. Использовались следующие основные методики: опросник для детей и родителей о ВП; методика для...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Функционально-статистический анализ сказок,сочиненных детьми
Сочинение сказки является одним из наиболее продуктивных подходов к исследованию детской психики, который успешно применяется в психодиагностике, психотерапии и практике развивающего обучения. Однако имеются некоторые существенные ограничения данного метода, которые связаны с трудностью формализации и отсутствием реальных критериев оценки созданного текста. Для решения этих проблем предлагается использовать метод функционального анализа В.Я. Проппа, который дополнен введением понятия смысловой нагрузки каждой функции, определяемой на основе статистических закономерностей. Это позволяет получить...
|
|
|
|
|
Показано: 121 - 136 из 136
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец |