Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики
|
|
|
|
Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии
В статье обсуждаются взаимосвязь и взаимодополнительность культурно-исторического и естественнонаучного подходов к разработке принципов нейропсихологии Л.С. Выготского – А.Р.Лурии. Рассматриваются принципы социального происхождения, системного строения и динамической организации и локализации высших психических функций и вытекающие из них теоретические и практические следствия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству
Методика свободного рисования используется в рамках комплексной программы "Медико-психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и его раннего детства", разработанной коллективом психологов и врачей под руководством М. Ланцбург. Цель программы – содействие развитию у родителей доверия к самим себе, уважения и интереса к личности ребенка с самого начала его жизни.
Методика свободного рисования является необходимой составной частью психологической работы с семьей в период ожидания ребенка, выполняя ряд задач, как актуальных в период беременности, так и долгосрочных, направленных...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Многознание уму не научает. Интервью В.В. Давыдова
В интервью, которое было взято у В.В. Давыдова предположительно в 1980 (1981) г., излагаются его взгляды на состояние психологической науки, используемые ею методы исследования, роль философии в изучении психики, на реформу школьного образования. Текст интервью публикуется впервые.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной?)
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в психологии в настоящее время. Подчеркивается необходимость заново обсудить вопрос о предмете и основаниях психологии. Анализируются основные идеалы научного познания (античный, естественнонаучный, гуманитарный, прикладной), на которые ориентируется психолог.
Обсуждается программа Л. С. Выготского, ставится проблема ее реализации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей
Более 35 % нежеланных беременностей не донашиваются (4% в популяции), отмечается высокая частота патологии беременности и родов.
Из литературы известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии, часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство угнетения и холодного отношения со стороны своих родителей. Levis D.O. et al (1991), обнаружили достоверный...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики
Исследуется формирование символа, понимаемого как интегративная структура, включающая образный, когнитивный и эмоциональный компоненты, у детей 7-10 лет на примере опосредствованной зрительно-предметной памяти. Проблема символа рассматривается в контексте более общей проблемы развития личности. Показана связь сформированности у ребенка произвольной регуляции психической деятельности и успешности овладения символическими средствами ребенком. Приводятся некоторые принципы формирующего обучения детей с трудностями, выражающимися в несформированности символической и знаково-предметной деятельности...
|
|
|
|
|
Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции
Исследовалась возрастная динамика функциональной асимметрии мозга при дихотической вербальной перцепции (фонемной и лексической) у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты свидетельствуют об изменении межполушарных взаимоотношений при речевой перцепции в период начального обучения грамоте, главным образом в направлении более активного включения правого полушария в реализацию этих процессов, чем обусловлен и лучший результат при выполнении когнитивных задач данного вида.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предпосылки девиантного материнского поведения
Работа посвящена изучению нарушений механизмов формирования материнского поведения в связи с ситуацией в родительской семье будущей матери. Представлены методики изучения ценности ребенка, взаимоотношений образа себя, ребенка, своей матери и бабушки у родильниц: тест “Фигуры”, генограмма. Экспериментально выявлены различия в восприятии образа ребенка в раннем постнатальном периоде матерями и матерями-отказницами. Высказаны предположения о механизмах влияния депривации девочки со стороны матери на нарушение формирования у нее в дальнейшем нормального материнского поведения.
|
|
|
|
|
Предпосылки личностного роста в развивающем образовании
Потенциал развивающего образования оценивается с точки зрения перспектив личностного роста его субъектов - детей и взрослых. Обеспечение личностного роста полагается в качестве цели развивающего образования. Исходя из этого соотносятся профессиональные миссии В.В. Давыдова и К. Роджерса, определившие специфику построенных ими и их последователями образовательных моделей. Образование рассматривается как уникальная и единственная макроинституциализированная форма обращения гражданского общества к растущему человеку как к личности. Такой взгляд лежит в основе новой философии образования.
|
|
|
|
|
Показано: 501 - 520 из 819
Начало | Пред. | 24 25 26 27 28 | След. | Конец |